Дело № 3а-78/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июля 2022 года
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Холиковой Е.А.,
при секретаре Алешиной И.А.,
с участием прокурора Серенковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Бобеску Л.А., ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия». ООО «Сувениры», индивидуального предпринимателя Мищенкова П.В. и индивидуального предпринимателя Малец Б.А. о признании недействующим приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 15 февраля 2022 года № 0041/0103 «Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 года»,
установил:
приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 15 февраля 2022 г. № 0041/0103 «Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 года», опубликованном 23 февраля 2022 г. в официальном источнике «Смоленская газета» №, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м общей площади.
Индивидуальный предприниматель Бобеску Л.А., обратилась в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 15 февраля 2022 г. № 0041/0103 «Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 года». Бобеску Л.А. указала, что в период с 01 января 2019 г. по 23 октября 2020 г. осуществляла хозяйственную деятельность на территории г. Смоленска, в результате которой образовывались твердые коммунальные отходы (далее ТКО), за вывоз и утилизацию которых осуществляется плата, рассчитываемая на основании норматива образования ТКО для промтоварных магазинов. На основании решения Смоленского областного суда от 26 ноября 2020 г. Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее – Департамент) 11 января 2021 г. издал Приказ № 0002/1003 «О признании недействующим приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 г.».
В приказе Департамента от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103 имелись ошибки при расчете норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов, которые не были исправлены, норматив с учетом выявленных в ходе судебного заседания недостатков не был пересчитан.
11 января 2021 г. Департамент издал приказ № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 г.», указав о применении норматива в размере 1,2 куб.м/год с 1 кв.м общей площади. Далее, 15 февраля 2022 г. признал и этот приказ № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 г.» недействующим.
Считает, что у административного ответчика отсутствует право устанавливать норматив накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов в отсутствие законного определения норматива накопления, который был установлен оспариваемым приказом от 15 февраля 2022 г. № 0041/0103 «Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 года».
Приказ подлежит признанию недействующим с момента его издания, поскольку в Арбитражном суде Костромской области рассматривается дело по иску АО «Спецавтохозяйство» о взыскании с административного истца с 01 января 2019 г. задолженности, рассчитанной с применением спорного норматива.
ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия», ООО «Сувениры», индивидуальный предприниматель Мищенков П.А. и индивидуальный предприниматель Малец Б.А., уточнив требования, обратились в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 15 февраля 2022 года № 0041/0103 «Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 года». Отмечают, что у Департамента отсутствует право устанавливать нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов, а также право придавать обратную силу нормативу накопления ТКО. Приводят довод о том, что в нарушение ч.3 ст. 216 КАС РФ Департамент издал заменяющий оспариваемый приказ, фактически преодолевающий отмененный судом норматив накопления ТКО для промтоварных магазинов в размере 1,19 куб.м/год.
Определением от 28 апреля 2022 г. административные исковые заявления объединены в одно производство.
Представитель Департамента в письменных возражениях просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку оспариваемый Приказ принят органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, уполномоченным утверждать нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Приказом Департамента от 23 октября 2020 г. № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» признан утратившим силу приказ Департамента от 28 апреля 2017г. № 281-1/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных всходов на территории Смоленской области» с 01 ноября 2020 г., и установлены новые нормативы накопления ТКО.
Решением Смоленского областного суда от 26 ноября 2020 г. приказ Департамента от 28 апреля 2017г. № 281-1/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» (далее - Приказ № 281-1/0103) признан недействующим в части установления норматива накопления ТКО для промтоварных магазинов с 01 января 2019 г. В свою очередь, признание в части недействующим нормативного правового акта привело к возникновению пробела в правовом регулировании с 01 января 2019 г. по 31 октября 2020 г.
С целью восполнения пробела в правовом регулировании правоотношений между региональным оператором по обращению с ТКО и неопределенным кругом лиц, относящихся к категории промтоварных магазинов, а также в соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Департаментом после вступления решения суда в законную силу был издан заменяющий нормативный правовой акт - приказ от 11 января 2021г. № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019г.» (далее - Приказ № 0003/0103) о применении с 01 января 2019г. по 31 октября 2020 г. норматива накопления ТКО для промтоварных магазинов в размере 1,2 куб.м/год с 1 кв.м общей площади. По требованию прокуратуры Смоленской области, изложенному в протесте от 10 января 2022г. на приказ Департамента от 11 января 2021г. № 0003/0103 установлением 11 января 2021 г. норматива накопления ТКО для промтоварных магазинов на период с 01 января 2019 г. по 31 октября 2020 г. ухудшены положения участников гражданского оборота - потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО по сравнению действующим ранее нормативом - 1,19 куб.м/год с 1 кв.м общей площади, утвержденным приказом Департамента от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103.
Таким образом, Департаментом, в соответствии с требованием прокуратуры, на основании доводов, изложенных в протесте, а также с учетом п. 3 ст. 3 закона Смоленской области от 07 мая 2002 г. № 48-з «О порядке опубликования, вступления в и действии областных нормативных правовых актов» отменен Приказ № 0003/0103 и установлен норматив накопления ТКО для категории «промтоварные магазины» в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м общей площади, то есть менее фактически произведенных замеров с учетом соблюдения баланса интересов хозяйствующих субъектов (Приказ № 0041/0103).
В судебном заседании ИП Бобеску Л.А., учредитель ООО «Поиск-96» Осипенкова Л.А., директор ООО «Мелодия» Потемкина Т.В., и.о. директора ООО «Сувениры» Олесюк С.И., а также представитель административных истцов ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия», ООО «Сувениры», ИП Мищенкова П.А. и ИП Малец Б.А. - Веревкин С.В. заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении поддержали.
Представитель Департамента, извещенная о дате и времени судебного заседания не явилась, ранее в судебных заседаниях возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, отметив, что обжалуемый приказ нормативно предписал для использования с 01 января 2019 г. в расчетах с региональным оператором величину объема ТКО образованного в промтоварных магазинах в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м общей площади без проведения процедур сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Выслушав объяснения административных истцов и их представителей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Смоленской областной прокуратуры Серенковой Ю.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к следующему.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 статьи 24.10 ФЗ Закона «Об отходах производства и потребления» нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона Смоленской области от 23 марта 2017 г. № 28-з «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» и пунктом 3.56.8. Положения о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 09 июля 2012 г. № 427, Департамент утверждает норматив накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 15 февраля 2022 г. № 0041/0103 «Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 г.» установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона Смоленской области от 07 мая 2002г. № 48-з «О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов» датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах «Смоленская газета», «Рабочий путь», «Смоленские новости», в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», «Вестник Смоленской областной Думы» или дата его первого размещения опубликования на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru).
Приказ Департамента был опубликован 23 февраля 2022 г. в газете «Смоленская газета» №, а также размещен на официальном портале правовой информации 21 февраля 2022г.
Таким образом, Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ принят уполномоченным органом, в установленной форме и официально опубликован.
В силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, кроме иных обстоятельств, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 3 статьи 24.10 Закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцировано в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016г. № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Правила, Правила определения нормативов).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
В силу пункта 8 Правил определения нормативов на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9-12 Правил.
В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9 Правил).
При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 10 Правил).
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11 Правил).
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12 Правил).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки: а) зима – декабрь, январь; б) весна – апрель; в) лето – июнь, июль; г) осень – сентябрь, октябрь.
Из материалов дела и пояснений административного ответчика следует, что Решением Смоленского областного суда от 26 ноября 2020 г. приказ Департамента от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» признан недействующим в части установления норматива накопления ТКО для промтоварных магазинов с 01 января 2019 г., что привело к возникновению пробела в правовом регулировании с 01 января 2019 г. по 31 октября 2020 г., и для восполнения пробела в правовом регулировании правоотношений, Департаментом после вступления решения суда в законную силу был издан заменяющий нормативный правовой акт - приказ от 11 января 2021 г. № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019г.» о применении с 01 января 2019г. по 31 октября 2020г. норматива накопления ТКО для промтоварных магазинов в размере 1,2 куб.м/год с 1 кв.м общей площади.
Департаментом, по требованию прокуратуры, только на основании доводов, изложенных в протесте, и с учетом п. 3 ст. 3 закона Смоленской области от 07 мая 2002г. № 48-з «О порядке опубликования, вступления в действие областных нормативных правовых актов» отменен Приказ № 0003/0103 и установлен норматив накопления ТКО для категории «промтоварные магазины» в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м общей площади (Приказ № 0041/0103).
Как уже отмечалось, порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлен Законом об отходах производства и потребления, Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждены приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр.
Названными федеральными нормативными правовыми актами определен общий порядок установления нормативов накопления ТКО, но не установлен специальный порядок принятия заменяющего нормативного правового акта в случае признания недействующим регионального нормативного правового акта, утвердившего ранее нормативы накопления ТКО.
Следовательно, при принятии заменяющего нормативного правового акта, устанавливающего нормативы накопления ТКО, должен быть соблюден установленный законодательством общий порядок для определения нормативов накопления ТКО, то есть должны быть соблюдены Закон об отходах производства и потребления, Правила определения нормативов с учетом Методических рекомендаций.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативы накопления ТКО для промтоварных магазинов установлены Департаментом без соблюдения общего порядка для определения нормативов накопления ТКО, в отсутствие экономического обоснования данных нормативов, в связи с чем нормативный правовой акт в указанной части подлежит признанию недействующим.
Кроме того, при принятии оспариваемого приказа административным ответчиком допущены нарушения ч.3 ст. 216 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (часть 3 статьи 216 КАС РФ). Последствием признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его исключение из системы правового регулирования.
Как усматривается из материалов дела, приказом Департамента от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103 был установлен норматив накопления ТКО на территории Смоленской области, в том числе установления норматива для промтоварных магазинов, в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м. Данный приказ решением Смоленского областного суда от 26 ноября 2020г. признан недействующим. Судом установлено, что при определении среднесуточных нормативов накопления ТКО для промтоварных магазинов Департаментом допущены существенные нарушения требований Правил определения нормативов накопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2016г. №269. Данная позиция согласуется со сложившейся судебной практикой, в частности, следует принять во внимание апелляционное определение Верховного суда РФ от 10 октября 2018г. №44-АПГ17-22.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Между тем, признание нормативного правового акта недействующим с даты вступления решения суда в законную силу в рассматриваемой ситуации не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части применяется к административным истцам с 01 января 2019 г., на его основании для административных истцов возникли и/или могут возникнуть определенные обязанности, для восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, суд считает необходимым признать частично недействующим нормативный правовой акт с 01 января 2019 г.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт - в газете «Смоленская газета» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию понесенные по административному делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей в пользу ООО «Поиск 96», в пользу ИП Бобеску Л.А. – 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Бобеску Л.А., ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия». ООО «Сувениры», индивидуального предпринимателя Мищенкова П.В. и индивидуального предпринимателя Малец Б.А. удовлетворить.
Признать недействующим приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 15 февраля 2022 года № 0041/0103 «Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01 января 2019 года» с 01 января 2019 года.
Сообщение о данном решении опубликовать в газете «Смоленская газета» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии расходы по уплате государственной пошлины в пользу Бобеску Ляны Антоновны в размере 300 (триста) рублей, а также 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей в пользу ООО «Поиск 96».
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 15 июля 2022 года.
Судья: Е.А.Холикова