ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-78/2022 от 21.02.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-78/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 21 февраля 2022 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым А.Ю.,

с участием прокурора Чубуковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Швиндермана Бориса Ефимовича о признании недействующим в части постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2018 года № 523 «Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»,

установил:

28.12.2018 постановлением Правительства Ленинградской области № 523 «Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее – Постановление № 523) утверждены изменения в Генеральный план муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Генеральный план) согласно приложению к настоящему постановлению.

Согласно ч.3 приложения к Постановлению №523 Генеральный план дополнен картой функциональных зон поселения (Приложение 1) и картой границ <адрес> (Приложение 25).

18.01.2019 Постановление № 523 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Швиндерман Б.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановление № 523 применительно к земельному участку с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом исключен из границ населенного пункта <адрес> принадлежащий Швиндерману Б.Е. на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Земельный участок исключен из границ населенного пункта <адрес> в связи с отнесением к землям двойного учета (земли населенных пунктов и земли лесного фонда). Решением Ленинградского областного суда от 03.09.2019 по делу № 3а-173/2019 Постановление № 523 признано недействующим в той мере, в которой земельные участки с кадастровыми номерами исключены из границ населенного пункта <адрес> без установления категории земель. Поскольку на карте «карта планируемого использования территории с отображением границ земель различной категории» (Приложение 8) материалов по обоснованию изменений в генеральный план земельный участок административного истца отображен за пределами <адрес>, категория и функциональное зонирование земельного участка не определено. Утвержденные оспариваемым нормативным правовым актом «Карта функциональных зон поселения» содержит примечание о том, что функциональное зонирование территории на земельные участки, имеющие двойной учет, не отображено. Согласно утвержденной Постановлением № 523 карте «Схема границ <адрес>» земельный участок с кадастровым номером находится за пределами границы <адрес>. До принятия оспариваемого нормативного акта земельный участок входил в границы <адрес> согласно утвержденному в 2008 году генеральному плану <адрес>. Земельный участок административного истца исключен из состава земель населенного пункта без присвоения какой-либо категории земель. При этом в текстовой части Постановления № 523 не указано об изменении границ населенного пункта <адрес>. Поскольку из текстовой части генерального плана не исключен земельный участок из состава населенного пункта <адрес> и отображен в графической части генерального плана без указания категории земель, к которым он относится, то нормативный акт в оспариваемой части не соответствует требованиям статьи 23 ГрК РФ.

В письменных возражениях административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. Постановлением № 523 земельный участок с кадастровым номером отнесен к землям двойного учета (земли населенных пунктов и земли лесного фонда), в связи с чем, материалы в отношении указанного участка исключены из проекта. Государственная регистрация права собственности РФ на лесной участок осуществлена 25.02.2005, то есть до утверждения генерального плана <адрес> и принятия распоряжения Правительства Ленинградской области от 14.01.2009 № 1-р. Генеральный план <адрес> является недействующим, поскольку не было получено согласие Рослесхоза на включение в земли населенных пунктов лесных участков. Следовательно, является необоснованным довод о включение земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес> на основании генерального плана <адрес>, утвержденного решением совета депутатов МО «Колтушское СП» от 20.11.2008 № 36.

В письменных объяснениях заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области указано, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать. Земельный участок с кадастровым номером имеет пересечение с землями лесного фонда. Доказательством отнесения спорного земельного участка к категории земель лесного фонда, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения ЕГРН И ГЛР. Отнесение спорного земельного участка к лесным участкам из категории земель лесного фонда, принадлежность к этой территории Российской Федерации не изменена до настоящего времени, сведения из лесного реестра не исключены. Факт пересечения границ спорного земельного участка и лесного участка свидетельствует о двойном учете земельного и лесного участка. Включение земель двойного учета в границы поселения без согласования с уполномоченным органом государственной власти – Рослесхозом является нарушением федерального законодательства и нарушает права Российской Федерации. Сведения что включение спорного земельного участка в границы поселения в установленном порядке согласовано Рослесхозом в комитете отсутствуют. Является значимым для дела обстоятельством спор о праве на данные участки, а также то, что материалы не содержат документов о переводе данных лесных участков в земли иных категорий и документов, подтверждающие законное прекращение права собственности РФ. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В письменном отзыве заинтересованного лица комитета градостроительной политики Ленинградской указано, что административный иск не подлежит удовлетворению. В связи с отказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области согласовать проект изменений в генеральный план в отношении земель «двойного учета», было принято решение об исключении из проекта изменений в генеральный план материалов по несогласованным вопросам. Земельный участок с кадастровым номером на дату утверждения изменений в генеральный план относился к землям «двойного учета», в связи с чем, материалы в отношении указанного земельного участка исключены из проекта изменений в генеральный план. Следовательно, Постановление № 523 не действует в отношении земельного участка с кадастровым номером , не затрагивает права и законные интересы административного истца. Кроме того, решением совета депутатов МО «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 04.08.2014 № 67 генеральный план Разметелевского сельского поселения, утвержденный решением совета депутатов МО «Разметелевское сельское поселение» от 11.07.2013 № 29, признан генеральным планом Колтушского сельского поселения. В отношении генерального плана <адрес> аналогичного решения не принималось. Исходя из норм действующего законодательства, на территорию муниципального образования (поселения) может быть утвержден только один генеральный план и в дальнейшем в него вносятся изменения.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц комитета градостроительной политики Ленинградской области, комитета по природным ресурсам Ленинградской области и администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованного лица ООО «Глобал-групп» Козловская Л.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Вилаева М.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заслушав заключение прокурора Чубуковой А.С. о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.15 ст.25 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Судом установлено, что 30.06.2021 за Швиндерманом Б.Е. зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Поскольку в результате принятия Постановления № 523 земельный участок административного истца исключен из границ населенного пункта, что свидетельствует о нарушении прав административного истца на использование земельных участков с ранее установленной категорий земель и ранее определенной функциональной зоной, то административным истцом доказан факт нарушения своих прав оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии с ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Ленинградского областного суда от 14.04.2021 по делу № 3а-222/2021, вступившим в законную силу 04.08.2021, установлено, что Постановление № 523 принято административным ответчиком в пределах своих полномочий и в установленной форме, процедура принятия и порядок опубликования оспариваемого нормативного правого акта административным ответчиком соблюдена.

Проверяя соответствие содержания Постановления № 523 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст.8 Земельного кодекса РФ).

Согласно п.1 ч.1 ст.84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Содержание генерального плана поселения установлено статьей 23 ГрК РФ.

В соответствии с ч.5.1 ст.23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.

Согласно п.7 ч.7 ст.23 ГрК РФ составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Судом установлено, что 25.02.2005 в ЕГРН внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок Кировского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 2285014700 кв.м., адрес объекта: <адрес>. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

На карте ГП-4 «Карта существующего использования территории с отображением границ земель различных категорий» материалов по обоснованию изменений в генеральный план земельный участок с кадастровым номером частично отнесен к категории земель – «земли населенных пунктов» и частично отмечен как «земли, имеющие двойной учет» - по свидетельству о праве собственности РФ на лесные участки – земли лесного фонда, по данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.

На карте ГП-5 «Карта планируемого использования территории с отображением границ земель различных категорий» материалов по обоснованию изменений в генеральный план земельный участок с кадастровым номером отображен за пределами границы <адрес> и частично отнесены к категории земель – «земли населенных пунктов», а частично отмечен как «земли, имеющие двойной учет»

Согласно примечаниям на картах ГП-4 и ГП-5, изменение целевого назначения (функционального использования) земель, имеющих двойной учет, возможно только при наличии судебного решения об отнесении участков к определенной категории земель.

Утвержденная Постановлением № 523 карта ГП-2 «Карта функциональных зон поселения» содержит примечание о том, что функциональное зонирование территории на земельных участках, имеющих двойной учет, не отображено. Земельные участки, имеющие двойной учет, - это те участки, на которые с одной стороны имеется свидетельство о праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, а с другой стороны имеются свидетельства о собственности как на земли населенных пунктов, земли промышленности, так и на земли сельскохозяйственного назначения. Применение функционального зонирования на данных участках возможно только после решения суда об отнесение участков к той или иной категории земель.

Согласно утвержденной оспариваемым нормативным актом карте ГП-47 «Схема границ <адрес>» земельный участок административного истца находится за пределами границы <адрес>.

Таким образом, земельный участок административного истца исключен из состава земель населенного пункта, без присвоения какой-либо категории земель. При этом, в текстовой части Постановления № 523 не указано об изменении границ населенного пункта <адрес>.

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Поскольку из текстовой части генерального плана не исключен земельный участок из состава населенного пункта <адрес> и отображен в графической части изменений генерального плана без указания категории земель, к которым он относится, то нормативный акт в оспариваемой части признается судом не соответствующим требованиям статьи 23 ГрК РФ, как не отвечающий критерию правовой определенности и допускающий его неоднозначное толкование.

Между тем, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом, может быть обеспечен лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению названного принципа.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими Постановления № 523 в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Швиндермана Бориса Ефимовича удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2018 года № 523 «Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», в той мере, в которой земельный участок с кадастровым номером исключен из границ населенного пункта <адрес> без установления категории земель.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 04 марта 2022 г.