ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-78/2023 от 07.11.2023 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-78/2023

Решение

Именем Российской Федерации

гор. Тверь 27 ноября 2023 года

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при секретаре Кутиловой Е.А.,

с участием представителей административного истца Корчагина И.О., Теплова В.А.,

представителя Правительства Тверской области Цветковой М.А.,

представителя Министерства транспорта Тверской области Новожиловой А.В.,

прокурора Голодковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» об оспаривании в части пункта 4 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 27 ноября 2012 года № 721-пп (в редакции постановления Правительства Тверской области от 28 октября 2016 года № 337-пп),

установил:

Постановлением Правительства Тверской области от 27 ноября 2012 года № 721-пп утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области (далее - Порядок).

Постановлениями Правительства Тверской области от 15 октября 2013 года № 489-пп, от 1 апреля 2014 года № 165-пп, от 17 июня 2014 года № 286-пп, от 17 ноября 2015 года № 537-пп, от 16 декабря 2015 года № 620-пп, от 28 октября 2016 года № 337-пп, от 5 июля 2017 года № 213-пп, от 11 октября 2023 года № 417-пп в постановление Правительства Тверской области от 27 ноября 2012 года № 721-пп вносились изменения.

Согласно абзацу первому пункта 4 раздела I Порядка в редакции постановления Правительства Тверской области от 28 октября 2016 года № 337-пп «Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета Тверской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка».

Постановление Правительства Тверской области от 28 октября 2016 года № 337-пп опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 ноября 2016 года, в газете «Тверская жизнь» № 132 - 12 ноября 2016 года.

Постановлением Правительства Тверской области от 11 октября 2023 года № 417-пп внесены изменения в постановление правительства Тверской области от 27 ноября 2012 года № 721-пп, абзац первый пункта 4 раздела I Порядка изложен в новой редакции:

«4. Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета Тверской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, Министерству на цели, указанные в пункте 1 раздела I настоящего Порядка».

Постановление Правительства Тверской области от 11 октября 2023 года № 417-пп опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12 октября 2023 года, в газете «Тверские ведомости» № 40,41 - 18-24, 25-31 октября 2023 года.

Акционерное общество «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» (далее АО «МТ ППК», Общество) обратилось в суд с административным иском к Правительству Тверской области, в котором с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 46 КАС РФ, просило признать недействующим пункт 4 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 27 ноября 2012 года № 712-пп (в редакции постановления Правительства Тверской области от 28 октября 2016 года № 337-пп) в той мере, в какой названная норма ограничивает размер субсидии пределами лимита бюджетных обязательств на текущий финансовый год, в период ее применения с 28 октября 2016 года по 11 октября 2023 года.

В обоснование административного иска Общество указало, что оно на основании лицензии осуществляет перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Российской Федерации, в том числе Тверской области. Установленный оспариваемой нормой Порядка режим ограничения объема субсидии лимитом бюджетных обязательств нарушает право перевозчика на возмещение в полном объеме потерь в доходах, возникших вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, что предусмотрено пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ.

На основании оспариваемой нормы Правительства Тверской области Обществу возмещается лишь часть убытков, возникших вследствие тарифного регулирования, что не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. Данная субсидия установлена законодательством, не является стимулирующей и не может зависеть от усмотрения публичной власти, обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) в форме предоставления субсидии установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности.

Оспариваемое положение порядка в ранее действовавшей редакции применялось к административному истцу, поскольку на неоднократные обращения Общества в 2021-2023 годах в Министерство транспорта Тверской области ему отказывалось в предоставлении субсидии со ссылкой на пункт 4 действовавшего Порядка по мотиву исчерпания выделенных Министерству лимитов бюджетных обязательств.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на основании статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечены: Министерство транспорта Тверской области, ГУ РЭК Тверской области.

В судебном заседании представители административного истца: Теплов В.А., Корчагин И.О. поддержали измененные требования.

Представитель Правительства Тверской области Цветкова М.А., представитель Министерства транспорта Тверской области Новожилова А.В. возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве, полагали, что оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями закона, не нарушает законные права интересы Общества. Представители ходатайствовали о прекращении производства по административному делу в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, поскольку постановлением Правительства Тверской области № 417-нп от 11 октября 2023 года в оспариваемое постановление внесены изменения, из пункта 4 Порядка предоставления субсидий исключены оспариваемые положения, соответственно нормативный акт перестал затрагивать законные права и интересы Общества, в прежней редакции он к нему не применялся.

Представитель Министерства транспорта Российской Федерации Козиков Д.Д. в письменном пояснении поддержал требование административного истца, указав, что Минтранс России неоднократно обращался в Правительство Тверской области с целью принятия мер, направленных на исключение остановки пригородного сообщения на территории Тверской области, по заключению договора, предусматривающего обеспечение выполнения условий статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Заслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора Голодковой А.А. о наличии оснований удовлетворения требований административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта в ранее действовавшей редакции требованиям правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при этом исходит из следующего.

Судом установлено, что АО «МТ ППК», осуществляющее деятельность в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москва, Московской области, Тверской области, в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» приказом Федеральной службы по тарифам от 28 декабря 2010 года № 645-т включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (пункт 1 статьи 4, статья 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ), пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон № 17-ФЗ).

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 3 статьи 5 Закона № 147-ФЗ, пункт 3 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 950, абзац 9 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239, пункт 2.1 Закона № 17-ФЗ.

Правительство Тверской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивает правовое регулирование посредством принятия нормативных правовых актов в пределах своей компетенции (статья 20 Устава Тверской области, часть 1 статьи 1, п. 5 ч. 1 статьи 12 Закона Тверской области от 2 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области».

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение понесенных расходов транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Согласно пункту 3 статьи 8 Закона № 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 и подпункт 2 пункта 2 статьи 78).

Субсидирование выпадающих доходов перевозчиков, связанных с государственным регулированием тарифов, субъектами Российской Федерации в рамках реализации регионального заказа на пригородные железнодорожные перевозки предусмотрено Концепцией развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 года № 857-р.

Судом установлено, что АО «МТ ППК» на основании договоров на организацию перевозок пассажиров и багажа с Министерством транспорта Тверской области в периоды 2020-2023 г.г. осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тверской области в соответствии с условиями перевозок и предельными тарифами.

При этом заказчик (Министерство транспорта Тверской области) принял на себя обязательство предоставлять субсидии из областного бюджета Тверской области в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа в пригородном сообщении в соответствии с порядком, утвержденным нормативным правовым актом Правительства Тверской области (п. 2.3.7 Договора № 2 от 28 декабря 2022 года).

Законом Тверской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 28 декабря 2021 года № 83-ЗО в составе расходных обязательств в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области, в рамках государственной программы Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2020 - 2029 годы (пункт 15 части 1 статьи 27).

Указанной Программой в рамках выполнения задачи поддержки перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении предусмотрен плановый объем финансирования в размере 69726,6 тыс. руб. ежегодно в 2021, 2022 и 2023 годах.

Оспариваемое административным истцом постановление Правительства Тверской области опубликовано в печати и размещено в открытом доступе на официальном интернет-портале правовой информации в сроки и в порядке, установленные Законом Тверской области от 16 марта 2004 года № 134-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области», то есть принято уполномоченным органом государственной власти с соблюдением порядка опубликования и вступления в силу нормативных актов Тверской области.

Постановлением Правительства Тверской области № 721-пп утверждена Методика определения размера субсидии из областного бюджета Тверской области организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области (приложение 2 в редакции постановления Правительства от 28 октября 2016 года № 337-пп, далее Методика).

Согласно Методике расчет субсидии осуществляется на основании данных органа тарифного регулирования – ГУ РЭК Тверской области (п. 2).

Методикой установлена формула расчета субсидии, величина которой определяется как произведение расчетного размера субсидии конкретному перевозчику на один вагонокилометр транспортной работы, но не может превышать сумму убытков перевозчика (формула 1).

При этом расчетный размер субсидии определяется как разница между экономически обоснованными эксплуатационными затратами и доходами перевозчика при транспортном обслуживании населения на один вагонокилометр транспортной работы (формула 2).

В свою очередь доходы перевозчика учитываются как отношение произведения величины пассажирооборота с величиной предельного тарифа на объем вагонокилометровой работы перевозчика по данным последнего тарифного регулирования.

Органом тарифного регулирования – ГУ РЭК Тверской области в период применения Порядка к истцу принимались тарифные решения в отношении АО «МТ ППК».

Так, приказом ГУ РЭК от 28 декабря 2021 года № 551-нп с 1 февраля 2022 года установлен тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области в размере 2,74 руб. за один пасс.-км и 4,11 руб. за один пасс.-км для скоростных поездов повышенной комфортности.

Приказом ГУ РЭК от 20 апреля 2021 года № 51-нп установлен экономически обоснованный уровень тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области в размере 5,74 руб. за один пасс.-км.

Органом тарифного регулирования Тверской области на 2022 год, а также предшествующие периоды для АО «МТ ППК» устанавливались тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом ниже экономически обоснованного уровня, то есть имела место межтарифная разница, что соответственно исключало возможность компенсации экономически обоснованных затрат перевозчика через уплачиваемую пассажирами провозную плату, повлекло возникновение права перевозчика на компенсации из областного бюджета в форме субсидий.

Согласно материалам дела расчетный размер субсидии на 2022 год, представленный АО «МТ ППК» в Министерство транспорта Тверской области, составил 299873555,30 руб.

Из ответа Министерства транспорта Тверской области АО «МТ ППК» от 18 января 2022 года следует, что Министерству как получателю средств областного бюджета доведен лимит бюджетных обязательств для выплаты субсидии Обществу в размере 61628544,00 руб.

Размер субсидии Общество полагает недостаточным для компенсации убытков, возникших в результате тарифного регулирования.

Следует учесть, что величина убытков административного истца, которую он определяет как сумму недополученной субсидии, не является предметом спора по настоящему делу об оспаривании нормативного правового акта, между тем факт осуществления Обществом транспортного обслуживания населения на территории Тверской области со взиманием платы ниже экономически обоснованного тарифа в связи с принятием тарифных решений органом государственного регулирования Тверской областной суд признает установленным.

Приведенные Методикой формулы расчета субсидии не определяют ее непосредственно как величину межтарифной разницы, в то же время межтарифная разница обуславливает размер субсидии.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2011 года № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Указанная правовая позиция Конституционного Суда относительно практики компенсации потерь межтарифной разницы ресурсноснабжающим организациям в связи со схожестью правоотношений применима к рассматриваемому спору.

Оспариваемое административным истцом положение Порядка в редакции постановления Правительства Тверской области № 337-пп от 28 октября 2016 года в части ограничения размера субсидии лимитом бюджетных обязательств, утвержденных Министерству, ограничивает размер субсидии, препятствуя реализации права перевозчика на получение субсидии, носящей компенсационный характер в необходимом размере.

Суд не может согласиться с доводами Правительства Тверской области об однозначности используемых в оспариваемом Порядке терминов «бюджетные ассигнования» и «лимит бюджетных обязательств».

Так, под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (абз. 12 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетные обязательства определяются законом как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абз. 21 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (абз.20 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ).

Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (абз. 49 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г.).

Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, не может служить основанием для отказа в предоставлении такой выплаты заявителю в рамках компенсации недополученных доходов в полном объеме, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 БК РФ полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.

В противном случае исчерпание доведенных лимитов бюджетных обязательств и отказ уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине создают неопределенность в вопросе о возмещении понесенных перевозчиком в связи с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан расходов, которая вступает в противоречие с конституционными гарантиями свободы экономической деятельности, права частной собственности, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Как следует из материалов дела, Министерством транспорта Тверской области на неоднократные обращения АО «МТ ППК» об увеличении размера субсидии отказывалось в ее пересмотре со ссылкой на лимит бюджетных обязательств для выплаты субсидии Обществу в сумме 61628544,00 руб. согласно Порядку, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 27 ноября 2012 года № 721-пп (письма № 7568-СВ от 25 декабря 2020 г., № 4401-СВ от 14 июля 2021 года, № 208-СВ от 18 января 2022 года, № 698-СВ от 10 февраля 2022 года, № 703-СВ от 11 февраля 2022 года, № 07-02/5357-СВ от 22 августа 2022 года, № 07-02,6504-СВ от 7 октября 2022 года, т.3. л.д. 132-143).

Тем самым оспариваемые нормативные положения Порядка в ранее действовавшей редакции применялись к административному истцу, по существу ответы Министерства транспорта Тверской области на обращения Общества об увеличении размера субсидии сводились к наличию препятствия у главного распорядителя бюджетных средств к исполнению требования пункта 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств в целях предоставления субсидии перевозчику в необходимом размере.

Согласно информации Министерства финансов Тверской области от 02 октября 2023 года № 04-08-02/6337-МП главным распорядителем бюджетных средств материалы для рассмотрения на бюджетной комиссии Тверской области по вопросу об увеличении бюджетных ассигнований в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области, не представлялись (т. 2 л.д. 237-238).

Таким образом, оспариваемые административным истцом положения Порядка об ограничении размера субсидии лимитом бюджетных обязательств, утвержденных Министерству как распорядителю бюджетных средств, не позволяли возместить перевозчику в полном объеме потери в доходах, возникшие в результате установления тарифа ниже экономически обоснованного уровня, что не соответствует положениям вышеприведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу (в частности, пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Доводы стороны административного ответчика о наличии основания прекращения производства по делу в связи с утратой силы нормативного акта в оспариваемой части не могут быть приняты судом.

Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 КАС РФ).

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу статей 128, 208 и 209 КАС РФ правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить либо иным образом затрагивать права, свободы и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 КАС РФ.

Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).

В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50) при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц).

В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 разъяснено, что в случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.

Из материалов дела следует, что в связи с внесением изменений в оспариваемый нормативный правовой акт в период рассмотрения административного дела административным истцом уточнены требования применительно к признанию его положений недействующими в период применения.

Поскольку судом установлено применение оспариваемых положений к административному истцу, что нарушило законные интересы перевозчика на пересмотр размера субсидии, возможность прекращения производства по делу отсутствует, нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 4 раздела I Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 27 ноября 2012 года № 721-пп (в редакции постановления Правительства Тверской области от 28 октября 2016 года № 337-пп) в той мере, в какой данная норма ограничивает размер предоставляемой за счет средств областного бюджета Тверской области субсидии на цели возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тверской области пределами лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству транспорта Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

Взыскать с Правительства Тверской области в пользу акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Тверские ведомости» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кустов

Мотивированное решение составлено 7 декабря 2023 года.

Председательствующий А.В. Кустов