ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-791/17 от 13.10.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2017 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре Гуриной К.О.,

с участием:

представителя административного истца ООО «Структура» – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-791/2017 по административному исковому заявлению ООО «Структура» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ООО «Структура» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в его пользовании находится земельный участок с кадастровым номером , площадью ** *** кв.м., категории земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. На данном земельном участке находятся объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности ООО «Структура».

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 25.11.2013 г. и она составляет 63 806 150,35 руб.

К настоящему исковому заявлению административным истцом представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ., выполненный оценщиком Союза «<данные изъяты>» согласно которого, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером составляет 21 716 103,70 руб.

Завышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью нарушает права и законные интересы административного истца, как пользователя земельного участка, так как плата за земельный участок рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.

При этом, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГ. заявление ООО «Структура» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отклонено.

На основании изложенного, административный истец считает, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Структура» – ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 25.11.2013 года в размере его рыночной стоимости, что составляет 21 716 103,70 руб., возражения на результаты судебной экспертизы не представила.

Иные лица участвующие в деле - Правительство Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация г.о. Жигулевск Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте слушания дела, о причинах не явки суду не сообщили. При этом, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представило письменный отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставило на усмотрение суда. Управление Росреестра по Самарской области представило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие и, при наличии доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости спорного объекта, в удовлетворении требований отказать. В письменном отзыве Администрация г.о. Жигулевск Самарской области просит отказать в удовлетворении требований и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В силу п. 4 ст. 247 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования ООО «Структура» подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 ст. 245 КАС РФ определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В связи с этим, статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ФЗ №135 от 29.07.1998 года предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

На основании ст.39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Из материалов дела следует, что ООО «Структура» на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ. является собственником 13 объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности административного истца на данные объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ., , , , , , , , , , , , (л.д.).

Вышеуказанные объекты капитального строительства находятся на земельном участке с кадастровым номером , площадью ** *** кв.м., категории земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г.о. Жигулевск Самарской области, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке от ДД.ММ.ГГ. (л.д.).

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГ. г.Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 25.11.2013 г. и она составляет 63 806 150,35 руб.

ДД.ММ.ГГ. Администрацией г.о. Жигулевск Самарской области направлено в адрес ООО «Структура» требование о необходимости уплаты суммы неосновательного обогащения в размере 4 228 469,67 руб. за использование земельного участка без правоустанавливающих документов. Расчет суммы неосновательного обогащения произведен на основании постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГ. «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области», решения Думы г.о. Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГ. «Об утверждении показателей, необходимых для определения размера арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Жигулевск» и сведений о кадастровой стоимости земельного участка до 01.01.2016 г.

Административный истец не согласился с кадастровой стоимостью земельного участка и обратился к независимому оценщику Союза «<данные изъяты>» для определения его рыночной стоимости.

Согласно отчета об оценке от ДД.ММ.ГГ., выполненного оценщиком Союза «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером составляет 21 716 103,70 руб.

Экспертным заключением (положительным) от ДД.ММ.ГГ., выполненным Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциацией «<данные изъяты>», подтверждено соответствие отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.

Ссылаясь на вышеуказанный отчет, административный истец 24.07.2017 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта.

Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГ. заявление ООО «Структура» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отклонено, в связи с тем, что при составлении отчета оценщиком нарушены п. 5 ФСО №3 и п. 22 ФСО №7.

После чего, административный истец обратился в суд с заявленным требованием, рассматриваемым в рамках данного административного дела.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.

В целях устранения возникших сомнений относительно достоверности представленного отчета об оценке спорного земельного участка, судом по ходатайству заинтересованного лица – Администрации г.о. Жигулевск была назначена судебная оценочная экспертиза для определения действительной рыночной стоимости данного земельного участка. Проведение экспертизы поручено ООО «<данные изъяты>», согласно заключению которого от ДД.ММ.ГГ. по состоянию на 25.11.2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 24 000 000 рублей.

Сторонами экспертное заключение не оспорено, административный истец с ним согласился.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценивая экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. по правилам ст.168 КАС РФ, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения представленных материалов данного административного дела, с осмотром объекта оценки. Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость земельного участка не является произвольной, эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием метода нормировки в рамках сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Оснований сомневаться в компетентности и беспристрастности эксперта и объективности экспертного заключения у суда не имеется, оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером административными ответчиками и заинтересованными лицами, не представлено.

С учетом изложенного, заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» признается судом допустимым и достаточным доказательством по делу, а величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенная экспертным заключением, признается достоверной.

Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку выводы судебного эксперта ничем не опровергнуты.

Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключение экспертизы, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость является завышенной и нарушает права административного истца.

С учетом изложенного, суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером подлежит определению в соответствии с экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. в размере 24 000 000 рублей, а требования ООО «Структура» - частичному удовлетворению.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 24.07.2017 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра в судебном порядке, является вступившее в законную силу решение суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск ООО «Структура» - удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью ** *** кв.м., категории земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2013 г. в размере 24 000 000 рублей.

Датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать – 24.07.2017 г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.10.2017 года.

Судья: Ласковская С.Н.