ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-792/17 от 10.11.2017 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-792/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора <данные изъяты> прокуратуры Смирновой М.В.

при секретаре Подкопаевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Палатова И. В. об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования,

у с т а н о в и л :

Советом депутатов <данные изъяты> Балашиха от <данные изъяты> принято решение <данные изъяты>, которым утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> Балашиха (далее Положение).

Административный истец подал документы на участие в конкурсе в свою очередь конкурсная комиссия по результатам открытого голосования отказала ему в допуске к дальнейшему участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> в связи с отсутствием у него необходимого стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления предусмотренного пунктом 5.6 Положения (не менее пяти лет).

Палатов И.В. полагает, что определенные Положением требования, предъявляемые к опыту профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов, хозяйственного управления не менее пяти лет и стажу работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления не менее пяти лет установленные для допуска к участию в конкурсе на должность <данные изъяты> Балашиха, налагают дополнительный запрет и предоставляют правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Административный истец считает, что Положение в данной части противоречит нормам Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и просит о призвании Положения в данной части недействующим с момента его издания.

Представитель административного истца адвокат Иоффе М.Л. в ходе рассмотрения дела основания заявленных требований полностью поддержал, указав, что ведением данной нормы законодатель допустил нарушение равноправия для участия в конкурсе кандидатуры административного истца на должность главы городского округа <данные изъяты>, норма носит дискриминационный характер по социальному признаку, поэтому подлежит отмене. Требования в части возложения на административного ответчика обязанности по устранению последствий и принятию нового Положения без указанной правовой нормы просил суд не рассматривать, как заявленное ошибочно.

Представитель Совета депутатов <данные изъяты>Макеева Е.Д. возражала против заявленных требований, полагая, что нормативный правовой акт принят Советом в пределах компетенции с соблюдением процедуры его принятия. Палатовым И.В. были поданы документы для участия в конкурсе, однако по результатам их рассмотрения конкурсной комиссией принято решение об отказе ему в дальнейшем участии в конкурсе по отбору кандидатур, из числа которых подлежат избранию <данные изъяты>, в том числе и в связи с несоответствием его кандидатуры требованиям, установленным к знаниям и навыкам, выраженным в наличии стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления. Палатов И.В. к участию в конкурсе допущен не был. Полагает, что Федеральным законом №131-ФЗ предоставлено право представительному органу муниципального образования определять требования к кандидату на должность главы муниципального образования, в том числе условиями конкурса могут быть предусмотрены и требования к профессиональному образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам кандидата.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора полагавшего, что требования заявлены административным истцом обоснованно, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением Совета депутатов <данные изъяты> Балашиха <данные изъяты> от <данные изъяты> утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Балашиха.

Пункт 5.6 Положения изложен законодателем в следующей редакции:

«К кандидату на должность главы городского округа <данные изъяты> предъявляются требования к образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления полномочий главы городского округа <данные изъяты> по решению вопросов местного значения.

Кандидат допускается к дальнейшему участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы городского округа <данные изъяты> в случае:

- наличия высшего профессионального образования;

-наличия опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов, хозяйственного управления не менее пяти лет и стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления не менее пяти лет;

- наличия всех необходимых документов и информации, указанной в пп. 3.3-3.7».

Решением Совета депутатов городского округа Балашиха <данные изъяты> был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность Главы городского округа, проведение конкурса назначено на <данные изъяты>.

Как следует из материалов дела и установлено судом, имея намерения на участие в данном конкурсе, административный истец Палатов И.В.<данные изъяты> подал предусмотренные Порядком документы в конкурсную комиссию.

В свою очередь <данные изъяты> конкурсная комиссия проинформировала Палатова И.В., что по результатам открытого голосования конкурсной комиссией принято решение об отказе ему в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>.

Как следует из уведомления и решения конкурсной комиссии, а также подтверждено представителем Совета депутатов в ходе рассмотрения дела основанием для отказа Палатову И.В. в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатов на должность <данные изъяты> явилось несоответствие кандидата требованиям, предъявляемым к знаниям и навыкам, выраженным в наличии необходимого стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления предусмотренных пунктом 5.6 Положения.

Таким образом, административный истец является субъектом отношений и к нему был применен нормативный правовой акт в оспариваемой части.

Проверяя процедуру принятия нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт принят в пределах полномочий муниципального образования, в соответствии с компетенцией его представительного органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие. Во исполнение соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта его текст и Положение о проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> опубликовано в печатном издании "Факт" N 27 (12354) <данные изъяты>.

Проверяя пункт 5.6 Положения в оспариваемой его части на предмет его соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Таким образом, Федеральный закон от <данные изъяты> N 131-ФЗ прямо предусматривает, что порядок избрания главы муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

Согласно части 2.1 статьи 36 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 67-ФЗ ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

На территории <данные изъяты> принят и действует <данные изъяты> от <данные изъяты> N 60/2016-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований <данные изъяты> и порядке формирования представительных органов муниципальных районов <данные изъяты>, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований <данные изъяты>".

Как установлено статьей 5 Закона глава городского округа избирается представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

При этом, подлежащих учету в условиях конкурса требований к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой городского округа <данные изъяты> не установлено.

Согласно Устава городского округа <данные изъяты> избирается сроком на 5 лет Советом депутатов <данные изъяты> из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>, и возглавляет администрацию городского округа. <данные изъяты> может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> утверждается Советом депутатов <данные изъяты>. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса (статья 30).

Оценивая довод административного ответчика о том, что в оспариваемом акте закреплены требования к профессиональному образованию, профессиональным знаниям и навыкам кандидата на должность главы городского округа <данные изъяты>, представительный орган муниципального образования реализовал предоставленные ему частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ полномочия, суд учитывает следующее.

Как указано выше, абзацем вторым части 2.1 статьи 36 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ определено, что кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 131-ФЗ ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов, имеющих по отношению к решению от <данные изъяты><данные изъяты> большую юридическую силу, следует, что какие-либо дополнительные требования к гражданину Российской Федерации для допуска к участию в конкурсе, а равно дополнительные ограничения его права на регистрацию в качестве кандидата на должность главы муниципального образования, установлены быть не могут.

Из пункта 5.6 Положения следует, что требования к образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, для осуществления полномочий главы городского округа <данные изъяты> по решению вопросов местного значения к кандидату на должность <данные изъяты> являются предпочтительными.

В то же время в следующем абзаце пункта 5.6 Положения законодатель указывает, что кандидат к дальнейшему участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы городского округа допускается в случае наличия опыта профессиональной деятельности в определенных областях и (или) стажа работы на определенных руководящих должностях не менее пяти лет.

Однако установленные дополнительные ограничения не предусмотрены Федеральным законом от <данные изъяты> N 131-ФЗ.

Таким образом, представительный орган муниципального образования ограничивает право граждан Российской Федерации на участие в конкурсе в качестве кандидата на должность <данные изъяты>.

Вместе с тем таких полномочий по установлению не предусмотренных федеральным законодательством ограничений, которые не соотносятся с конституционно значимыми принципами и целями, изложенными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, представительному органу местного самоуправления не предоставлено.

Установив дополнительные требования к опыту и стажу работы кандидата, при отсутствии которых гражданин Российской Федерации не может участвовать в конкурсе и претендовать на должность <данные изъяты>, представительный орган муниципального образования, которой был вправе определять лишь порядок проведения конкурса, вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

Действительно, абзац седьмой части 2.1 статьи 36 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ предусматривает право представительного органа муниципального образования предусмотреть в условиях конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения, а также право субъекта Российской Федерации установить в законе аналогичные требования, учитываемые в условиях конкурса, применительно к осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Однако правовая конструкция данной нормы предполагает, что такое право может быть реализовано исключительно в рамках реализации полномочий по утверждению порядка проведения конкурса и, как следствие, по определению условий конкурса, на соответствие которым кандидат и представленные им документы подлежат оценке конкурсной комиссией.

Следовательно, факт соответствия либо несоответствия кандидата требованиям, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения и переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации) может быть учтен конкурсной комиссией в случае включения таких требований в условия конкурса при принятии решения по результатам его проведения, но не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 5.6 Положения в части требований устанавливающих ограничения для кандидата в допуске к дальнейшему участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы городского округа <данные изъяты> в случае: наличия опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов, хозяйственного управления не менее пяти лет и стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, в органах местного самоуправления не менее пяти лет не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также нарушают права, свободы и законные интересы Палатова И.В.

Поскольку порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, недействующим нормативный правовой акт в указанной части подлежит признанию со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном издании "Факт" в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173 - 177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Палатова И. В. - удовлетворить.

Признать недействующим пункт 5.6 Положения «О подряде проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Балашиха <данные изъяты> от <данные изъяты> в части требований устанавливающих ограничения для кандидата в допуске к дальнейшему участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы городского округа <данные изъяты> в случае наличия опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов, хозяйственного управления не менее пяти лет и стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, в органах местного самоуправления не менее пяти лет со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Опубликовать в местном печатном издании «Факт» сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья М.Ю. Елизарова