ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-792/20 от 02.11.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-792/2020

22OS0***-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Поповой А.В.,

с участием представителя административного истца <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

административный истец <данные изъяты> обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере следующих нежилых помещений:

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>

- с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>

Требования мотивированы тем, что указанными выше объектами недвижимости административный истец владеет на праве собственности. Кадастровая стоимость данных объектов, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости согласно приказу управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, является завышенной, что подтверждается отчетами об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, в связи с чем <данные изъяты> просит установить кадастровую стоимость нежилых помещения равной их рыночной стоимости.

С учетом положений ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Главы 25 указанного Кодекса, п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены <данные изъяты>

Административный истец <данные изъяты> на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без своего участия.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, считала, что представленные отчеты о рыночной стоимости недвижимого имущества соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, о чем представлены письменные пояснения. Также настаивала на процессуальном статусе КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» как административного ответчика.

Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Управление имущественных отношений Алтайскому краю, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», заинтересованные лица филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю, администрация <адрес> Алтайского края, <данные изъяты> надлежаще извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили. При этом от Алтайкрайимущество, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», <данные изъяты> до судебного заседания поступили письменные отзывы на иск.

В соответствии со ст.ст.150,247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с п.2 ст.11 и ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.

Согласно ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, включая здание.

Исходя из п.п.1,2 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п.3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз.3 п.1 настоящей статьи.

Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой установлено ДД.ММ.ГГ.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с ч.7 ст.22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п.2 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №334-ФЗ).

Судом установлено, что <данные изъяты> на праве общей долевой собственности (3/43 долей) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. Остальным участником долевой собственности является <данные изъяты>. (1/43 доля) (л.д.15-19 т.1, л.д.5-7 т.2).

Также судом установлено, что <данные изъяты> на праве общей долевой собственности (19/21 долей) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. Вторым участником общей долевой собственности является <данные изъяты> (2/21 доли) (л.д.20-23 т.1, л.д.8 т.2);

Таким образом, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, поэтому он вправе оспорить кадастровую стоимость нежилых зданий и помещений, которая применяется в качестве налоговой базы.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., дата определения указанной кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГ (л.д.13,14 т.1).

В подтверждение рыночной стоимости вышеуказанных нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, административным истцом представлены отчеты об оценке ***, составленные ДД.ММ.ГГ оценщиком <данные изъяты>., согласно которым рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>, нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>. (л.д.24-122, 123-24 т.1).

Исследовав указанные отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что они соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости нежилого здания.

Из данных отчетов следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, отчеты содержат ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения; описание последовательности определения стоимости объекта оценки.

Представленные в материалы дела отчеты пронумерованы постранично, прошиты, подписаны оценщиком, скреплены ее печатью. Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных нежилых помещений в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.

Отчеты об оценке подготовлены оценщиком <данные изъяты> являющейся членом Саморегулируемой организации оценщиков – СРО «СОЮЗ», т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование.

На замечания к качеству отчетов со стороны Управления имущественных отношений Алтайского края и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» представителем административного истца представлены письменные пояснения оценщика <данные изъяты> согласно которым следует, что в качестве аналогов для сравнения ею были выбраны нежилые помещения из одного сегмента рынка – торговые помещения, схожие по основным ценообразуюшим факторам. Все помещения были в хорошем состоянии, что следовало из фотографий, в связи с этим применение корректировки связанной с годом постройки зданий, в которых находятся помещения, не обязательно, что следует из п.22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ (ФСО ***). Невозможность использования для сравнения объекта недвижимости, со стоимостью 1 кв.м. 62 396 руб., предложенного административными ответчиками, оценщик отметила, что данный объект не является типичным для рассматриваемого сегмента рынка, поскольку его стоимость одного квадратного метра значительно превышает даже уровень цен на большинство аналогичных объектов в краевом центре – <адрес>, поэтому считать данную стоимость типичной для <адрес> не логично. Отличие установленной оценщиком средней рыночной стоимости объектов оценки с данными компании RID Analitiks, обусловлено тем, что данная компания отражает лишь общие тенденции на рынке недвижимости в Алтайском крае без учета особенностей объектов, предлагаемых к продаже, без сопоставимости объектов по ценообразующим факторам. Поскольку оценщиком оценивался сегмент рынка именно в <адрес>, который остаточно развит, что позволяет сделать вывод о реальном диапазоне цен на сопоставимые с объектов оценки объекты недвижимости, отсутствует необходимость расширять территорию исследования за счет <адрес>, в частности <адрес>.

Вывод административных ответчиков о высокой проходимости и высокой торговой активности в <адрес> не обоснован, поскольку в данной местности курортный сезон крайне ограничен по времени.

В подтверждение данного вывода оценщика, заинтересованным лицом <данные изъяты> представлено Заключение по результатам мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальном образовании <адрес> Алтайского края за 2018 год, подготовленное начальником отдела по экономике, инвестициям и промышленности администрации <адрес>, из которого также следует сезонность предоставления туристических услуг.

Основания не доверять данным дополнительным пояснениям оценщика у суда отсутствуют.

Таким образом, указанные в возражениях Управления имущественных отношений Алтайского края и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» доводы о несоответствии представленных отчетов о рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Кроме того, суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом доказательства иной рыночной стоимости нежилых помещений суду не представлены.

Учитывая, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной имеет для административных истцов правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования <данные изъяты>

В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административными истцами ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.

В то же время с учетом полномочий Управления имущественных отношений Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», а также положений п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд полагает, что надлежащими административными ответчиками по административному делу являются Управление имущественных отношений Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, а КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика без правовых оснований, так как в данном случае органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, является Управление имущественных отношений Алтайского края. В связи с этим требования административного истца к КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» суд оставляет без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление <данные изъяты> к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - <данные изъяты>

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - <данные изъяты>.

Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения – ДД.ММ.ГГ.

Административные исковые требования <данные изъяты> к краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» оставить без удовлетврения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.