ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-792/2022 от 18.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-792/2022

52OS000001-2022-000468-38

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 18 августа 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Усова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЭКС» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год,

УСТАНОВИЛ:

25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-36584/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район) Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район) Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

25 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, Перечень 2022).

Приказ от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2022 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» (Балахнинский муниципальный район) Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЭКС» (далее по тексту также - ООО «УК ЭКС», Общество) обратилось в ФИО1 областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.

Как указал административный истец, объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности, не отвечают признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.

Общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес].

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для размещения предприятий 4 класса вредности».

Также административному истцу принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

Здание и помещение фактически не используются (и не использовались в спорные периоды) для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В спорные периоды и по настоящее время в здании располагается производство электрокабельной продукции - цеха, склад готовой продукции, склад заготовок, лаборатория для измерения и испытаний электрокабельной продукции.

Кабинеты, в которых располагаются сотрудники Общества, не отвечают критериям офисных объектов, поскольку используются для размещения служб в производственных целях собственника объекта недвижимости, что обеспечивает функционирование предприятия в целом.

В помещении с кадастровым номером [номер], расположенном по адресу: [адрес], расположен склад (в том числе располагался в спорные периоды).

Считает, что оспариваемыми Приказами с указанных частях нарушены его права и законные интересы, поскольку в вышеуказанные пункты включены объекты капитального строительства, принадлежащие административному истцу на праве собственности.

Таким образом, по мнению административного истца, включение спорных объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимости, влечет увеличение налоговой базы на имущество юридических лиц, что существенно нарушает права и законные интересы Общества.

Административным ответчиком представлен отзыв по делу, согласно которому в Перечни объектов недвижимого имущества на 2020, 2021, 2022 годы включены объекты, принадлежащие административному истцу на праве собственности:

- здание с кадастровым номером [номер] (пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2021 г., пункт <данные изъяты> Перечня на 2022 г.), которое согласно данным ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение - «нежилое здание», наименование - «административно-бытовой корпус», площадь - 525,5 кв. м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером [номер], вид разрешенного использования « для размещения предприятий 4 класса вредности, по адресу: [адрес];

- помещение П3 с кадастровым номером [номер] (пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 г., пункт <данные изъяты> Перечня на 2021 г., пункт <данные изъяты> Перечня на 2022 г.,), которое согласно данным ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение - «нежилое помещение», наименование - «помещение», площадь - 101,7 кв. м., расположенное в многоквартирном доме с кадастровым номером [номер]. МКД расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], вид разрешенного использования «под многоквартирный дом», по адресу: [адрес].

В соответствии с пунктами 3 и 6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 в редакции постановления от 30.11.2019 №895, начало действия 03.12.2019) уполномоченным органом были проведены мероприятия по определения вида фактического использования спорного объекта недвижимости, а именно направлены запросы в органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

Департаментом предпринимательства и туризма Администрации [адрес] и Департаментом развития предпринимательства Администрации [адрес] была предоставлена информации о том, что в период формирования Перечней на 2020 - 2022 годы в объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: [адрес] находится стационарный торговый объект - неспециализированный непродовольственный магазин промтоваров «<данные изъяты>», площадь торгового объекта - 100 кв. м., что составляет 99 % от общей площади спорного объекта недвижимости с кадастровым номером [номер].

В соответствии с информацией, полученной в порядке межведомственного взаимодействия, с кадастровым номером [номер] был включен в оспариваемые Перечни, так как соответствуют критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ.

На основании изложенного, просит в части административного искового заявления в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] - отказать (л.д.197-201).

Представители административного истца и административного ответчика в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины не явки суду не сообщили.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Усова М.С., полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что ООО «УК ЭКС» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: административно-бытовой корпус, площадью 525,5 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-132502112 от 04.08.2022 (л.д.15-16 том 2).

Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечней 2020, 2021 и 2022, соответственно.

- нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: помещение, общей площадью 101,7 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-132502251 от 04.08.2022 (л.д.62-63 том 2).

Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район) Перечней 2020, 2021 и 2022, соответственно.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «УК ЭКС» является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон №109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок),постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-36584/19 от 25.11.2019, №326-13-631667/2020 от 19.11.2020, от 25.11.2021 №326-13-703523/21, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, а также Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.

Проверив приказы №326-13-36584/19 от 25.11.2019, №326-13-631667/2020 от 19.11.2020, №326-13-703523/21 от 25.11.2021 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Нижегородской области особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (определение налоговой базы как кадастровой стоимости указанного имущества) определены статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций».

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. до Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 525,5 кв.м., расположенный по адресу: [адрес], р.[адрес], имеет назначение «нежилое здание», наименование - «административно-бытовой корпус», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-132502112 от 04.08.2022 (л.д.15-16 том 2).

Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения предприятий 4 класса вредности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-132496741 от 04.08.2022 (л.д.58-59 том 2).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером [номер], общей площадью 101,7 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение: нежилое, наименование: помещение, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-132502251 от 04.08.2022 (л.д.62-63 том 2).

Указанное нежилое помещение находится в нежилом здании с кадастровым номером [номер], назначение и наименование которого: «многоквартирный дом», общей площадью 11698,7 кв.м. (выписка из ЕГРН №КУВИ-001/2022-132502190 от 04.08.2022 (л.д.70-71 том 2), который, в свою очередь расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под многоквартирный дом (выписка из ЕГРН №КУВИ-001/2022-132489920 от 04.08.2022 (л.д.79 том 2).

Соответственно, земельные участки, на которых размещены здания в данном случае с однозначностью не могут быть отнесены к земельным участкам, на которых предусмотрено размещение офисных зданий (помещений) делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, и исходя из положений Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540.

В материалах дела имеется технический паспорт на здание - производственно-складская база, расположенное по адресу: [адрес], составленный ГП НО «Нижтехинвентаризация» (Балахнинский филиал), по состоянию на 03.10.2014 (л.д.6-11 том 2). Поскольку указанное здание поставлено на кадастровый учет 03.10.2014 года (л.д.15 том 2), а технический паспорт составлен уполномоченным органом, он признается судом надлежащим документом технического учета. Технический план здания (л.д.20-40 том 2 информации о технических характеристиках помещений здания не содержит).

Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав здания входят помещения следующего назначения:

- по 1-му этажу: раздевалка, душ, санузел, коридор (2), кабинет (3), серверная (2), тамбур;

- по 2-му этажу: кабинет (3), переговорная, приемная, санузел (2), кладовая, коридор (л.д.11 оборот том 2).

Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в них предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В материалах дела имеется технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: [адрес], составленный по состоянию на 04.12.2007 (л.д.3-5 том 2). Из выкопировки из технического паспорта плана здания следует, что в состав помещения П3 входят подпомещения следующего назначения: тамбур, кабинет (4), кладовая, коридор (2), туалет (л.д.4 оборот).

Таким образом, из представленных документов также не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в них предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

С учетом вышеизложенного, доводы административного ответчика в отзыве на административное исковое заявление о том, что в объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: [адрес] находится стационарный торговый объект - неспециализированный непродовольственный магазин промтоваров «<данные изъяты>», площадь торгового объекта - 100 кв.м., суд полагает не состоятельными.

Для установления фактического использования спорного здания в качестве торгового объекта (по информации, полученной от Департаментом предпринимательства и туризма Администрации [адрес] и Департаментом развития предпринимательства Администрации [адрес]), административный ответчик, как того требует действующее законодательство, должен был обследовать указанный объект капитального строительства, что, исходя из материалов дела, сделано не было. Однако спорное помещение находится в многоквартирном доме, и доказательств того, что указанный магазин расположен именно в нежилом помещении П3, не имеется.

Что касается нежилого здания нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: ФИО6, в котором, по утверждению административного истца располагается производство электрокабельной продукции - цеха, склад готовой продукции, склад заготовок, лаборатория для измерения и испытаний электрокабельной продукции и кабинеты, в которых располагаются сотрудники Общества, не отвечают критериям офисных объектов, поскольку используются для размещения служб в производственных целях собственника объекта недвижимости, что обеспечивает функционирование предприятия в целом, то уд приходит к выводу о том, что указанное здание не отвечает не отвечают признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, что и не оспаривалось административным ответчиком в отзыве на административное исковое заявление.

Достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения спорного здания к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик, на котором в силу положений ч.2 ст.62 КАС РФ лежит бремя доказывания законности оспариваемого акта, не представил.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о правомерности приказов №326-13-36584/19 от 25.11.2019, №326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 в оспариваемых частях, поскольку какими-либо доказательствами данные доводы не подтверждены.

Фактическое использование спорных объектов административным ответчиком в соответствии с требованиями пп.2 п.3 (4) ст.378.2 НК РФ на момент включения спорного здания в Перечни не проверялось.

Во всяком случае, доказательств того, что осуществлялся фактический осмотр объекта недвижимости уполномоченным на то органом, составлялся акт осмотра, в котором были бы отражены сведения о помещениях, используемых под вышеуказанные цели, суду не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в отзыве на административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], а также нежилого помещения с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2022 годы, не имелось.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] и нежилое помещение с кадастровым номером [номер] расположенное по адресу: [адрес], исходя из их назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве административно-делового, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, с учетом вида разрешенного использования земельных участков, на которых находятся спорные объекты недвижимости, не относились к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-36584/19 от 25 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», №326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», № 326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», в части включения в Перечни 2020, 2021 и 2022 пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]», а также в части включения в Перечни 2020, 2021 и 2022 пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район), соответственно, приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №140-З.

В связи с чем, административное исковое заявление ООО «УК ЭКС» подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество юридических лиц в 2020, 2021 гг., является таковым и в 2022 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год, на 2021 год и на 2022 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Следовательно, пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» и пункт <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район) Перечня 2020 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-36584/19 от 25.11.2019; пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» и пункт <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район) Перечня 2021, подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-631667/2020 от 19.11.2020; пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» и пункт <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район) Перечня 2022 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЭКС» - удовлетворить.

Признать недействующими: пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» и пункт <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-36584/19 от 25 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», со дня принятия.

Признать недействующими: пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» и пункт <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», со дня принятия.

Признать недействующими: пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» и пункт <данные изъяты> раздела «муниципальные районы» ([адрес] муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», со дня принятия.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

В окончательной форме решение принято 31 августа 2022 года.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева