ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-793/2021 от 07.06.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 07 июня 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лёшиной Т.Е.,

при секретаре Добиной Д.Д,

с участием прокурора Пижамовой О.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административного ответчика Думы г.о. Тольятти - ФИО3, представителя заинтересованного лица Администрации г.о. Тольятти ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-793/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 24.12.2008 № 1059 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее - Правила землепользования и застройки).

Первоначальный текст документа опубликован в газете «Городские ведомости» г. Тольятти от 27 января 2009 года № 7.

Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 19.06.2013 № 1236 Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти изложены в новой редакции № 51(550).

Тест документа опубликован в газете «Городские ведомости» г. Тольятти от 12 июля 2013 года № 51(550).

Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 24.12.2014 № 563 внесены изменения в правила землепользования и застройки, карту градостроительного зонирования г.о. Тольятти.

Документ опубликован в газете "Городские ведомости" от 30.12.2014 N 180(1778).

ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просит признать Правила землепользовании и застройки городского округа Тольятти, утвержденные Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 24.12.2013 № 1059 в редакции от 24.12.2014 № 563 в части фрагмента Карты градостроительного зонирования (приложение № 1 к правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти), в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не установлены, - недействующими ввиду несоответствия п. 6 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 6 031 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

Из сведений, предоставленных Управлением архитектуры и градостроительства Департамента градостроительной деятельности Администрации г.о.Тольятти от 22.06.2020 № 165/5.1.-1 из ИСОГД, ему стало известно, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа Тольятти (Приложение №1 1 к правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти), спорный земельный участок расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не установлены.

20.06.2020 Административный истец обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.о. Тольятти Департамента градостроительной деятельности с требованием внести изменения в Правила землепользования и застройки, установив в отношении территории, на которой расположен земельный участок обоснованную территориальную зону и градостроительный регламент.

21.10.2020, обратившись в Администрацию г.о. Тольятти с учетом поступивших ему ответов Департамента градостроительной деятельности Администрации г.о. Тольятти от 12.08.2020 исх. № ГрМ/3024, от 16.09.2020 № Гр-673/5.1, письма Администрации г.о. Тольятти № 8266/5 от 02.10.2020, административный истцом было сообщено о необходимости внести изменения в Правила землепользования и застройки, установив в отношении территории, на которой расположен земельный участок зону объектов автомобильного транспорта (Т2).

Впоследствии постановлением Администрации г.о. Тольятти от 23.12.2020 № 3901-п/1 предложение административного истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки было отклонено без объяснения причин.

Учитывая, что его обращение в Администрацию г.о. Тольятти с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки отклонено, административный истец полагает, что единственным способом защиты его нарушенных прав является обращение в суд с заявлением о признании правил землепользования и застройки недействующими в части Карты градостроительного зонирования (приложение № 1 к правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти), в соответствии с которой спорный земельный участок, расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не установлены. В связи с не установлением градостроительного регламента у него отсутствует возможность реализовать свои права на изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках территориальной зоны, он не может эффективно использовать земельный участок.

Правила землепользования и застройки в части Карты градостроительного зонирования противоречат п.6 ст. 36 ГрК РФ, так как земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и названные характеристики не позволяют отнести его к землям, на которых градостроительный регламент не установлен.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2, поддержала заявленные требования в уточненном в виде в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Думы г.о. Тольятти в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> находится в границах территории общего пользования. Решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2014 № 563 в целях исполнения решения Самарского областного суда по гражданскому делу № 33-10608/2014 от 07.11.2014 на Карте градостроительного зонирования г.о. Тольятти исключены границы территории общего пользования. Согласно генерального плана г.о. Тольятти, утвержденного решением думы г.о. Тольятти от 25.05.2018 №1756, а именно карты планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры предусмотрено строительство транспортной развязки в разных уровнях Обводное шоссе-Хрящевское шоссе-первый этап по границам земельного участка с кадастровым номером . Полагала, что права административного истца не нарушены, административному истцу никто не препятствует использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, предоставила письменные возражения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Тольятти Самарской области по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований по изложенным в отзыве доводам, пояснила, что согласно Генеральному плану г.о. Тольятти земельный участок административного истца расположен в границах функциональной зоны: зона инженерной и транспортной инфраструктуры. Мероприятиями по развитию и размещению планируемых объектов капитального строительства транспортных сооружений Генерального плана г.о. Тольятти предусмотрено строительство транспортной развязки. Постановлением Администрации г.о. Тольятти предложение ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки было отклонено, поскольку предложенная им территориальная зона не отвечала функциональной зоне, определенной Генеральным планом г.о. Тольятти, не соответствовало Положению о территориальном планировании и Карте планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры Генерального плана г.о. Тольятти. Предложения Комиссии, высказанные на заседании комиссии и направленные административному истцу в ответ на его обращения с указанием различных вариантов возможности установления по границам земельного участка территориальной зоны являлись предварительными, не свидетельствовали о разрешении вопроса. В ходе проведенной правовой экспертизы были выявлены указанные выше несоответствия, поэтому Постановлением Администрации предложение ФИО1 было отклонено. Данное постановление Администрации г.о. Тольятти административным истцом не обжаловалось. В настоящее время в связи со строительством транспортной развязки «Обводное шоссе-Хрящевское шоссе» в г. Тольятти Министерством строительства Самарской области вносятся изменения в схему территориального планирования Самарской области в части строительства указанной выше транспортной развязки, разрабатывается проектная документация. Признание нормативного правового акта в части незаконным не может повлиять на законные права и интересы административного истца, не влечет для него правовых последствий, данным актом не нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку административный истец не лишен возможности использовать земельный участок в связи с видом разрешенного использования. Вместе с тем, административным истцом земельный участок используется не по назначению, под складирование строительных материалов, на нем размещен нестационарный торговый объект «Кирпичная гора» и нежилое здание, осуществляется реализация кирпичей и блоков, что подтверждается актами осмотра, постановлением о привлечении к административной ответственности.

Заслушав объяснения представителя административного истца, ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Пижамовой О.В., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае, когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.

В соответствии со статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу двадцать первому части первой статьи 2 приведенного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ) под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых Правил благоустройства, так и в редакции Федеральных законов от 29.12.2017 № 463-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, организация благоустройства территории городского округа.

Закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, законодатель одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия.

Устав городского округа Тольятти принят постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года N 155 и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории городского округа.

В силу части 1 статьи 23 Устава городского округа Тольятти Дума городского округа является представительным органом местного самоуправления.

По вопросам, отнесенным к компетенции Думы федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, Дума принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа (часть 3 статьи 25 Устава городского округа Тольятти).

Нормативные и иные правовые акты Думы городского округа Тольятти, согласно пункту 2 части 3 статьи 47 Устава городского округа Тольятти, входят в систему муниципальных правовых актов.

Генеральный план г.о. Тольятти, утвержден решением Думы г.о. Тольятти от 25.05.2018 № 1756 (опубликован "Городские ведомости", N 40(2103), 05.06.2018).

Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти утверждены решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 № 1059.

Решением Думы г.о. Тольятти от 19.06.2013 № 1236 Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти изложены в новой редакции.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 07.11.2014 по делу № 33-10608/2014 пункт 3 статьи 29 Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти в редакции, утвержденной решением Думы г.о. Тольятти от 19.06.2013 N 1236, признан незаконным и недействующим с момента принятия.

Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24.12.2014 N 563 отменен п.3 ст. 29 Правила землепользования и застройки, на Карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти исключены границы зоны территории общего пользования.

Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти в первоначальной редакции и по настоящее время земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не установлены, что подтверждается выпиской из ИСОГД от 22.06.2020 № 165/5.1.-1.

Административным истцом принятие Правил благоустройства Думой городского округа Тольятти с соблюдением формы принятия нормативно-правового акта и порядка введения его в действие не оспаривается.

Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 6031 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.12.2019, договором купли-продажи от 30.11.2019, не оспаривалось сторонами.

20.07.2020 административный истец обратился с заявлением в Администрацию г.о. Тольятти, департамент градостроительной деятельности, Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.о. Тольятти с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, установлении на территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером , обоснованных территориальной зоны и градостроительного регламента.

24.08.2020 административный истец вновь обратился в Администрацию г.о. Тольятти, департамент градостроительной деятельности, Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.о. Тольятти с заявлением о внесении изменений правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, указав с учетом замечаний, указанных в ответе администрации г.о. Тольятти от 12.08.2020 № грМ/3024, виды территориальных зон, которые он просит установить (зона делового, общественного и коммерческого назначения (Ц-1); зона объектов торговли (Ц-5); полифункциональная зона общественно-производственного назначения (Ц-7); зона коммунально-складских объектов (ПК-4)).

Ответом администрации г.о. Тольятти от 02.10.2020 № 8266/5 административному истцу было сообщено, что варианты территориальных зон, предложенных в обращении административного истца для установления по границам земельного участка с кадастровым номером противоречат Генеральному плану г.о. Тольятти Самарской области, предложено рассмотреть градостроительные регламенты территориальных зон инженерной и транспортной инфраструктур.

Административный истец в обращении от 21.10.2020 просит внести изменения в правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, установив в отношении территории, на которой расположен земельного участка с кадастровым номером зону объектов автомобильного транспорта (Т2). Данное обращение направлено на рассмотрение в комиссию по подготовке правил землепользование, что подтверждается ответом Администрации г.о. Тольятти от 02.11.2020 № Гр-790/5.1.

Постановлением Администрации г.о. Тольятти от 23.12.2020 № 3901-п/1 отклонено предложение ФИО1 о внесении изменении в правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2208 № 1059 в части установления на карте градостроительного зонирования г.о. Тольятти (Приложение № 1 к правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти) территориальной зоны Т-2 (зона объектов автомобильного транспорта) по границе земельного участка с кадастровым номером .

Так же в судебном заседании установлено, что отделом контрольных мероприятий управления административной практики и контроля администрации г.о. Тольятти составлен акт № 3-54 от 27.03.2019 с фототаблицей, которым установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположены объекты временного пользования - павильоны охраны, одноэтажные строения из блоков, объект временного использования «Офис продаж», где осуществляется реализация кирпичей и блоков. Сельскохозяйственная деятельность не ведется.

Актом проверки Управления Росреестра по Самарской области № 49/2019 от 08.05.2019 выявлено, что земельный участок с кадастровым номером используется не по целевому назначению. Управлением Росреестра по Самарской области от 08.05.2019 выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства.

Постановлением от 25.06.2019 мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Чебоксары Чувашкой Республики бывший собственник земельного участка ООО «БолгарСтрой» привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 25 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в доход государства.

Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Правил землепользования и застройки нормам федерального законодательства, суд исходит из следующего.

Как установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Частью первой статьи 263 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Аналогичные требования содержаться в ч.2 ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

Распоряжением Правительства Самарской области от 24.01.2017 № 42-р утверждена документация по планировке территории в целях определения границ полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области- Обводное шоссе г. Тольятти, расположенной в го. Тольятти, включающую проект планировки территории (основная часть) и проект межевания территории, размещен на официальный сайтах Правительства Самарской области и администрации г.о.Тольятти: http://www/samregion.ru/external/adm/files/c_84151/42r.pdf;

https://tgl/ru/files/documentation/obv_shosse_28022017.zip.

Как следует из письма главы Администрации г.о.Тольятти от 30.04.2021 № 3539/1 Администрацией г.о. Тольятти согласованы материалы проекта документа «О подготовке изменений в Схему территориального планирования Самарской области, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261» в связи с проектированием и строительством на территории г.о. Тольятти Самарской области транспортной развязки.

Согласно фрагмента положения о территориальном планировании из состава Генерального плана г.о. Тольятти планируется строительство автотранспортной развязки в разных уровнях – Обводное шоссе - Хрящевское шоссе.

В соответствии с фрагментом карты планируемого размещения объектов регионального значения транспортной инфраструктуры Самарской области земельный участок с кадастровым номером находится в границах планируемого транспортного пересадочного узла автотранспортной развязки, что также отображено на карте планируемого размещения объекта транспортной инфраструктуры Генерального плана г.о. Тольятти.

Согласно ч.5 ст. 23 ГрК РФ на картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером в соответствии с Генеральным планом г.о. Тольятти расположен в границах функциональной зоны: Зона инженерной и транспортной инфраструктуры.

Согласно ч.7 ст. 35 ГрК РФ в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Кроме того, частью 8 статьи 35 ГрК РФ также предусмотрено, что производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно ч.2 ст. 53 Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти в состав зон инженерной и транспортной инфраструктур включены: зона объектов железнодорожного транспорта (Т-1); зона объектов автомобильного транспорта (Т-2); зона объектов водного транспорта (Т-3); зона гидротехнических сооружений (Т-4); зона объектов инженерной инфраструктуры (Т-5); зона улиц и дорог (Т-6).

Статьей 4 Генерального плана г.о. Тольятти определены типы использования зоны инженерной и транспортной инфраструктур: инженерные объекты, транспортные объекты, улично-дорожная сеть.

Исходя из пункта 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Территорией общего пользования признается территория, предназначенная для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), границы которой обозначаются красными линиями (пункты 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ).

На земельные участки в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется (часть 4 статьи 36 ГрК РФ).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что в отношении территории общего пользования в документах градостроительного зонирования не предполагается установление территориальной зоны и градостроительного регламента.

Такое градостроительное зонирование не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Из системного толкования вышеуказанных требований законодательства следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

При этом суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).

Суд полагает, что согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).

Рассмотрев доводы представителя административно истца о не соответствии нормативного правового акта в оспариваемой части п.6 ст. 36 ГрК РФ суд приходит к следующему.

Согласно части 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно п.п. 3 ч.2. ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии с подпунктаит 2, 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, находящиеся в границах территорий общего пользования; земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Случаи, когда градостроительные регламенты не устанавливаются, определены в части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, согласно которой

для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития градостроительные регламенты не устанавливаются.

Вместе с тем, приведенный выше анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что в отношении территории общего пользования в документах градостроительного зонирования не предполагается установление территориальной зоны и градостроительного регламента, что не свидетельствует о наличии противоречий между частями 4 и 6 ст.36ГрК РФ.

Нахождение спорного земельного участка на территории общего пользования подтверждается материалами административного дела, в том числе фрагментом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти.

Согласно ч. 7. ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24.04.2010 N 1027-п/1 утверждено Положение об использовании земельных участков, на которые градостроительные регламенты не распространяются или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (далее – Положение)

Согласно 7 Положения использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, и земельных участков, занятых линейными объектами, определяется настоящим Положением и осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области и Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти.

Пунктом 12.1 данного Положения предусмотрено, что видами разрешенного использования земельных участков в границах территорий общего пользования (улично-дорожная сеть) являются размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры

Согласно п.2. ст.19 Правил землепользования и застройки в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров и других подобных территорий), а также в границах земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и (или) занятых линейными объектами, решения об использовании земельных участков, использовании и строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, линейных объектов принимает администрация в соответствии с положениями Генерального плана городского округа Тольятти, а также с требованиями технических регламентов, строительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, Нормативов градостроительного проектирования Самарской области и/или городского округа Тольятти, документации по планировке территории, проектной документации, проектов благоустройства улиц и зон и другими требованиями действующего законодательства.

Суд учитывает также, что отнесение спорного земельного участка к территории, на которую градостроительные регламенты не установлены, не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Несостоятельными суд признаёт доводы представителя административного истца о несоблюдении при утверждении оспариваемых норм баланса частных интересов административного истца, поскольку по смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и иных обладателей прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с этим на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующей Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 24.12.2014 № 563 в части включения земельного участка с кадастровым номером в границы территории, на которой градостроительные регламенты не установлены, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 10.06.2021 года

Судья Т.Е. Лёшина

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

г. Самара 07 июня 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лёшиной Т.Е.,

при секретаре Добиной Д.Д,

с участием прокурора Пижамовой О.А.,

представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административного ответчика Думы г.о. Тольятти - ФИО3, представителя заинтересованного лица Администрации г.о. Тольятти ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-793/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующей Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 24.12.2014 № 563 в части включения земельного участка с кадастровым номером в границы территории, на которой градостроительные регламенты не установлены, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Т.Е. Лёшина