Дело № 3а-798/2022
УИД 32OS0000-01-2022-000440-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 22 июня 2022 г.
Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре Королевой В.С.,
с участием прокурора Орловой Е.С.,
представителя административного истца Малеевой Е.С., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Континент» о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019, 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа от 15.06.2022 № 915), от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа от 15.06.2022 № 914), взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 915 размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, Перечень на 2019 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914 размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, Перечень на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.
В Перечни на 2019, 2020 годы включено принадлежащие на праве собственности ООО «Континент» нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: , : пункт № Перечня на 2019 год в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 915; пункт № Перечня на 2020 год в редакции приказа управления от 15 июня 2022 года № 914).
ООО «Континент» обратилось с административным исковым заявлением об оспаривании включения указанного объекта недвижимости в Перечни на 2019, 2020 годы, указав в обоснование требований, что спорное здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости, поскольку не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
С учетом уточнений административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней административный истец ООО «Континент» просит суд:
-признать недействующим с 01 января 2019 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления от 15 июня 2022 года № 915);
-признать недействующим с 01 января 2020 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления от 15 июня 2022 года № 914).
В судебном заседании представитель административного истца Малеева Е.С. поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, включая требование о взыскании с административного ответчика понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме руб. При этом представитель пояснила, что спорное здание с кадастровым номером № необоснованно включено в Перечни как торговый объект, поскольку не обладает признаками торгового объекта, по документам технического учета и фактически является складом, используется для хранения металлолома, скупку которого ООО «Континент» осуществляет у населения. Однако, оформление купли-продажи металла и расчеты с покупателями производятся не в спорном здании, а в помещениях, расположенных в другом здании.
Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области – Савенко О.В. просила отказать в удовлетворении требований ООО «Континет», указав, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура их опубликования соблюдена. Спорный объект недвижимости с кадастровым номером № включен в Перечни на 2019, 2020 годы в соответствии с подпунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в качестве торгового объекта, поскольку актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания от 20 марта 2020 года установлено, что нежилое здание используется в качестве торгового объекта более чем на 20%.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций», согласно которому в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента (пункт 3 статьи 1).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 915 и 914), изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действовавший на момент включения спорных объектов в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Вид фактического использования Объектов определяется управлением имущественных отношений Брянкой области на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: 1) информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; 2) сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН, 3) сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); 4) информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на строительство и (или) ввод Объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров Объектов, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; 5) информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов; 6) результатов, указанных в актах обследований. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 4, 9, 10, 12, 15).
Таким образом, исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного нежилого здания в Перечень законным, административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения.
Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.
Как установлено судом, административный истец ООО «Континент», начиная с 4 июня 2004 года, является собственником нежилого здания, с кадастровым номером №, наименование объекта: «склад крытый», назначение: «нежилое», площадью 180,8 кв.м., расположенного по адресу:
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24 марта 2022 года № №, спорное здание с кадастровым номером № расположено на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2858 кв.м., имеющим вид разрешенного использования: «мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», дата присвоения кадастрового номера земельному участку – 18 ноября 2016 года.
Указанный земельный участок предоставлен ООО «Континент» в аренду, что подтверждается договорами аренды земельного участка № № от 21 сентября 2017 года, № № от 10 ноября 2020 года.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 4.1 с наименованием «Деловое управление», а также в строке под кодом 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.
Такой вид разрешенного использования земельного участка, как «мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», не позволяет сделать вывод о том, что расположенные на нем здания (строения, сооружения) относятся к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.
Таким образом, по виду разрешенного использования земельного участка спорное здание с кадастровым номером № не подлежало включению в Перечни.
Суд также полагает, что отсутствуют основания для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни по критерию их предназначения как торгового объекта или объекта, предназначенного для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета.
Судом установлено, что спорный объект с кадастровым номером № является самостоятельным объектом недвижимого имущества, отдельно расположенным нежилым зданием, и, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, имеет назначение: нежилое, наименование: «склад крытый».
Согласно техническому паспорту здания составленному Клинцовским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 27 октября 2003 года, и экспликации к поэтажному плану здания, в его составе имеются два помещения с наименованиями «складское», площадью 69,7 кв.м. и 111,1 кв., общей площадью 180,8 кв.м.
Таким образом, из технической документации и сведений из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного объекта нельзя сделать однозначный вывод о том, что нежилое здание с кадастровым номером № является объектом, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, что не позволяет отнести спорное здание к видам объектов, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств, спорное здание могло быть включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании акта об определении вида фактического использования здания и помещений в нем.
Как установлено судом, здание с кадастровым номером № включено в Перечни на основании акта обследования от 20 ноября 2018 года, согласно которому в спорном объекте в качестве торгового помещения используется площадь в размере 111,1 кв.м., что составляет 61,45 % от общей площади здания.
Между тем, объективных доказательств, бесспорно подтверждающих сведения, отраженные в указанном акте, суду не представлено.
Так, под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Аналогичное понятие торгового объекта дано в пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, устанавливающим термины и определения основных понятий в области торговли, рекомендуемые для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Согласно пункту 33 этого же документа под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
Между тем, из приложенных к акту обследования спорного объекта от 20 ноября 2018 года фотоматериалов явно следует, что здание используется исключительно для складирования металлолома и в нем не имеется помещений, предназначенных для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей, проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Каких-либо доказательств, с очевидностью свидетельствующих о размещении в здании с кадастровым номером №, торгового объекта, суду не представлено.
Фотография вывески на внешней стене спорного здания с объявлением об осуществлении ООО «Континент» приема у юридических и физических лиц отходов цветного металлолома с указанием расценок, равно как и выписка из ЕГРЮЛ об основном виде деятельности указанного юридического лица (торговля оптовая цветными металлами), сами по себе - при отсутствии иных обязательных признаков размещения в спорном здании торгового объекта - не являются доказательствами осуществления торговой деятельности именно в спорном объекте.
Показания допрошенных в судебном заседании 11 мая 2022 года в качестве свидетелей инженера по инвентаризации строений и сооружений МО № 4 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Коварда Н.Н. и заведующей МО № 4 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Можиловской С.В. не могут быть признаны доказательствами, подтверждающими обстоятельства, изложенные в акте обследования спорного здания от 20 ноября 2018 года, поскольку указанные лица непосредственного участия в натурном обследовании объекта не принимали.
При этом суд отмечает, что на земельном участке по адресу нахождения спорного объекта также располагается принадлежащее на праве собственности ООО «Континент» (1/2 доля в праве) двухэтажное нежилое здание, площадью 598,7 кв.м., с кадастровым номером № в составе которого, согласно данным технического паспорта, имеются помещения с наименованиями: «кабинет директора», «бухгалтерия»», «приемная».
При указанных обстоятельствах, в отсутствие бесспорных признаков размещения торгового объекта в здании с кадастровым номером №, доводы представителя административного истца об использовании спорного объекта исключительно для складирования металлолома, заслуживают внимания.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания от 20 ноября 2018 года не является бесспорным доказательством, достоверно подтверждающим обоснованность включения объекта с кадастровым номером № в Перечень на 2019 год.
При рассмотрении вопроса о включении спорного здания в Перечень на 2020 год натурное обследование объекта не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.
Исходя из положений пункта 12 постановления Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, пункта 3.2 Методики, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года № 638 следует, что мероприятия по обследованию объектов недвижимости в форме камерального исследования осуществляются для включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, назначение которых с большой долей достоверности может быть установлено или подтверждено документами, предусмотренными в разделе 2 настоящей Методики (объекты с наименованием «магазин», «торговый центр» и т.д.), то есть в случае если наименование (назначение) объекта недвижимости, указанное в сведениях ЕГРН либо в документах технического учета (инвентаризации), явно соответствует видам (назначению, наименованию) объектов недвижимости, указанным в пп. 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
К таковым относятся объекты недвижимости, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости в предыдущем году, но только при наличии достаточных данных, полученных в результате камерального исследования, о соответствии объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из уполномоченных органов информации об изменении характеристик объекта недвижимости в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения объекта недвижимости в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, в отношении такого объекта недвижимости обследование может осуществляться в форме выездного обследования либо в форме комплексного обследования.
В настоящем случае, учитывая, что акт обследования объекта с кадастровым номером № от 20 ноября 2018 года признан судом недопустимым доказательством, принимая во внимание, что сведения из ЕГРН и технической документации в отношении указанного здания не свидетельствуют о его предназначении как объекта торгового, административного-делового, коммерческого назначения, суд приходит к выводу, что административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения здания в Перечни на 2019 и 2020 годы, - не представлено.
При этом суд не принимает качестве относимого и допустимого доказательства акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного нежилого здания от 20 марта 2020 года, поскольку он составлен позже принятия оспариваемых приказов, и, следовательно, не подтверждает фактическое использование объекта в оспариваемые периоды.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ООО «Континент» в полном объеме.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых приказов не действующими с 01 января 2019 года и с 1 января 2020 года соответственно.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Требования административного истца ООО «Континент» о взыскании с Управления имущественных отношений уплаченной при подаче иска государственной пошлины в сумме рублей, размер которой соответствует положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Континент» - удовлетворить.
Признать недействующим с 01 января 2019 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 915).
Признать недействующим с 01 января 2020 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914).
Взыскать с Управления имущественных отношений Брянской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Континент» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е. А. Максимова
Мотивированное решение составлено 6 июля 2022 года.