ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-799/20 от 02.09.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-799/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 02 сентября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сокова А.В.

при секретаре Смольняковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратилась в Брянский областной суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что она является собственником здания конторы общей площадью 298,4 кв. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость здания составляет 4 505 577 рублей 41 копейка. Полагая, что кадастровая стоимость принадлежащего ей объекта значительно завышена, чем нарушаются её права как налогоплательщика, административный истец просила суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», в соответствии с которым по состоянию на 01 января 2019 г. рыночная стоимость составляет 710 663 рубля 69 копеек.

Дело рассмотрено в порядке ст. 247 КАС РФ в отсутствие административного истца, его представителя, представителей ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области и Управления Росреестра по Брянской области, просившего рассмотреть дело без участия его представителя, заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Валуецкой сельской администрации Почепского района Брянской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменных ходатайствах истца и его представителя, Управления Росреестра по Брянской области содержится просьба о рассмотрении дела в их отсутствие.

Управление имущественных отношений Брянской области в отзыве на исковое заявление по существу исковых требований возражает против их удовлетворения, право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной не оспаривает.

В соответствии с отзывом представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО2 Управление как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и представленный им отчет. Полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.

С учетом требований статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст.12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником здания конторы общей площадью 298,4 кв. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.15-17).

В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость здания составляет 4 505 577 рублей 41 копейка.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 г. №457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Росреестр, кадастровая стоимость объектов недвижимости вносится в ЕГРН Управлением Росреестра по Брянской области после ее определения и утверждения Управлением имущественных отношений Брянской области либо ФГБУ «КП Росреестра по Брянской области» в соответствии со ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поэтому данный орган является надлежащим ответчиком по делу.

В силу статьи 388, части 1 статьи 389, статьи 400,части 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на землю и на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 390, частью 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

Считая, что кадастровая стоимость принадлежащих ей объектов, внесенная в государственный кадастр недвижимости, превышает их рыночную стоимость, административный истец обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, а также положительное экспертное заключение.

Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости рассматриваемых объектов в размере рыночной представил отчет от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», в соответствии с которым по состоянию на 01 января 2019 г. рыночная стоимость составляет 710 663 рубля 69 копеек.

По ходатайству представителя истца определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и включающая установление рыночной стоимости объектов недвижимости.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы №2008/108 от 05 августа 2020 года, проведенной ООО «Компания Лагарт», представленный административными истцами отчет об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки соответствует.

Оценивая вышеуказанное заключение эксперта по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит, что наряду с другими представленными доказательствами по делу, заключение эксперта ООО «Компания Лагарт» является допустимым доказательством. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируема организация оценщиков «Экспертный совет», включен в реестр оценщиков, имеет необходимый диплом.

В ходе рассмотрения дела по определению рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, ответчики, заинтересованные лица, право административного истца на установление рыночной стоимости, принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, не оспаривали, возражений на представленные суду отчет об оценке не представили. Доказательств иного размера их рыночной стоимости не представили.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном отчете.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 25 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

С учетом изложенного датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих истцу в размере их рыночной, следует считать 28 апреля 2020 г., то есть дату обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества - здания конторы общей площадью 298,4 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной в размере 710 663 рублей 69 копеек по состоянию на 01 января 2019 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 апреля 2020 г. - дату подачи заявления в суд.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2020 года.

Председательствующий А.В. Соков