Дело № 3а-79/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 мая 2016 года город Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Начарова Д. В.,
при секретаре Никулиной Г. А.,
с участием:
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Чукоминой О. Ю.,
представителя административного ответчика Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1,
представителя заинтересованного лица Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2,
представителя заинтересованного лица Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО4 о признании частично недействующей статьи 2.15 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
установил:
7 июля 2004 года Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принят закон № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»(далее Закон ХМАО-Югры № 45-оз).
Пунктом 1 статьи 2.15 указанного закона предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2012 года и регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния на территории автономного округа устанавливается семьям из числа граждан, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и имеющих среднедушевой доход, не превышающий величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, устанавливаемой Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
ФИО4 обратилась в суд с заявлением о признании недействующей указанной статьи 2.15, в части «регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния на территории автономного округа», ссылаясь на ее противоречие Конституции Российской Федерации, абзацу 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также части 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Формулировка закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в оспариваемой редакции по формальным признакам лишает заявительницу права на пользование льготой на основании того, что она воспользовалась конституционным правом на отдых и находилась вне места своего постоянного проживания в момент рождения <данные изъяты> ребенка. ФИО4 не меняла места жительства и регистрации в городе Нижневартовске, а лишь временно находилась в городе (адрес).
Просила указать в решении о его немедленном исполнении.
В возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика указывает на отсутствие оснований для признания недействующей части оспариваемой нормы, поскольку органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предоставляемой гражданам в виде единовременных денежных выплат за счет средств бюджета автономного округа в соответствии с положениями статей 2.1, 2.2, 2.7, 2.15 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» при условии регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния на территории автономного округа, определены и реализуются в рамках установленных полномочий субъектов Российской Федерации на основании положений федерального законодательства.
Предоставление семьям, имеющих детей, указанных выплат является расходным обязательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В соответствии с положениями статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты, устанавливающие финансируемые за счет бюджета автономного округа дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, а также определяющие порядок и условия предоставления такой поддержки.
Административный истец ФИО4 и ее представитель ФИО5, будучи надлежащим образом извещенными в суд не явились. Ходатайств об отложении судебного разбирательства с уважительными причинами своей неявки не представили.
С учетом того, что явка отсутствующих лиц обязательной не признана, на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации, при отсутствии уважительных причин у истца и его представителя для участия в судебном заседании, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 с требованиями не согласился, поддержал доводы, указанные в возражениях. Кроме того, добавил, что понятия «регистрации по месту жительства» и «регистрации факта рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния» не являются тождественными.
Представитель заинтересованного лица Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 возражения Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поддержала.
Представитель заинтересованного лица Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» ФИО3 указал, что поддерживает позицию представителя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В заключении прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Чукомина О. Ю. указала о том, что устанавливая дополнительную меру социальной поддержки законом субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе определять круг лиц, имеющих право на ее предоставление, условия предоставления выплаты, и порядок предоставления данной меры социальной поддержки.
Оспариваемый закон принят Думой в соответствии с полномочиями, предоставленными законом, в соответствии с установленным порядком принятия такого акта, он издан в соответствующей форме и своевременно размещен в официальном источнике опубликования и не противоречит федеральному законодательству.
Считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав заключение прокурора Чукоминой О. Ю., исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
25 июня 2004 года Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Первоначальный текст документа опубликован в официальных печатных изданиях «Новости Югры», N 81, 13 июля 2004 года, «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», 20 июля 2004 года, N 6, ст. 821.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции РФ).
Из положений статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, в том числе подпункте 24 пункта 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Статьей 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 8 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 25 февраля 2003 года № 14-оз (последующими изменениями и дополнениями) (Далее Закона ХМАО-Югры № 14-оз) законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – это нормативные правовые акты, регулирующие наиболее значимые и устойчивые общественные отношения, принимаемые Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры либо путем референдума.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Дума автономного округа принимает законы и иные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа и постановления.
В статье 47 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры указывается на то, что Устав автономного округа, законы и иные нормативные правовые акты, составляющие нормативную правовую систему Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием закона автономного округа, иного нормативного правового акта, относящегося к нормативной правовой системе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании автономного округа или первое размещение (опубликование) в официальном сетевом издании, определенных законом автономного округа.
Официальными сетевыми изданиями, в которых размещаются (опубликовываются) законы автономного округа, постановления Думы автономного округа, постановления Губернатора и Правительства автономного округа, а также иные нормативные правовые акты, являются «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и «Информационно-аналитический интернет-портал ugra-news.ru («Новости Югры»)»(ст.42.1 Закона ХМАО-Югры № 14-оз).
Статьей 44 Закона ХМАО-Югры № 14-оз предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты автономного округа вступают в силу со дня их первого официального опубликования, если иное не установлено федеральными законами или не указано в самом акте.
Из статьи 7 Закона ХМАО-Югры № 45-оз следует, что настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Оспариваемая статья 2.15 в законе ХМАО-Югры № 45-оз дополнена Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 года N 74-оз «О внесении изменений в закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», опубликованном в «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», 30.06.2012, N 6 (часть II, том 1), ст. 645, «Новости Югры», N 90, 21.08.2012 и вступила в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования (ст. 2 закона ХМАО-Югры № 74-оз).
Приведенные законоположения позволяют сделать вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленным порядком принятия такого акта, он издан в соответствующей форме и своевременно опубликован в официальном источнике опубликования, вступил в законную силу и является действующим.
Оспариваемым пунктом 1 статьи 2.15 Закона ХМАО-Югры № 45-оз предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2012 года и регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния на территории автономного округа устанавливается семьям из числа граждан, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и имеющих среднедушевой доход, не превышающий величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, устанавливаемой Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
ФИО4, обращаясь с данным заявлением о признании недействующей указанной статьи 2.15 в части «регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния на территории автономного округа», сослалась на ее противоречие Конституции Российской Федерации, абзацу 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которому граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, но регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, и законами субъектов Российской Федерации, а также части 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
По мнению истца, рождение и регистрация ребенка в отделении ЗАГСа администрации (адрес)(адрес) лишает возможности в дополнительной социальное поддержке ее семьи, зарегистрированной и проживающей на территории автономного округа.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административный истец имеет право на обращение с подобным административным исковым заявлением, так как полагает, что оспариваемой нормой нарушено ее право на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка.
Между тем, как правильно указано административным ответчиком, понятия «регистрации по месту жительства» и «регистрации факта рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния» не являются тождественными. Оспариваемая часть нормы с Федеральным законом № 5242-1, частью 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации не соотносятся, не связаны между собой и им не противоречит, так как указанные законодательства определяют правовое положение участников гражданского оборота, а также права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, в то время как оспариваемая часть нормы является условием получения денежной выплаты, и не связана, с регистрацией ребенка по месту жительства. Она не ограничивает выбор места жительства, выплата, устанавливается одному из родителей и носит заявительный характер(п. 2 ст. 2 Закона № 45-оз ХМАО-Югры).
Таким образом, доводы административного истца о противоречии оспариваемой нормы Закона ХМАО-Югры № 45-оз Федеральному закону Российской Федерации № 5242-1, части 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть признаны обоснованными и являться основанием для удовлетворения требования.
Ссылка административного истца на нарушение прав, установленных Конституцией Российской Федерации не могут являться основанием для удовлетворения иска, поскольку в силу части 5 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дела о соответствии закона субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации находятся в компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Несмотря на это, в соответствии с частью 7 статьи 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», он определяет основные направления деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в пределах предоставленных законодательством полномочий, определяет дополнительные меры, меры социальной поддержки в данной области.
Кроме того, из вышеуказанных норм и статьи 7 самого Закона ХМАО-Югры № 45-оз следует, что источником финансирования мер социальной поддержки в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является бюджет автономного округа. Финансирование мер социальной поддержки в виде компенсации, пособия, выплаты осуществляется с учетом расходов на непосредственное предоставление компенсации, пособия, выплаты и расходов, связанных с их предоставлением. Предельные размеры расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде компенсации, пособия, выплаты, устанавливаются Правительством автономного округа.
Не допускается включение в федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 184-ФЗ.
В соответствии с положениями части 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Дополнительные меры социальной поддержки, в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются его расходными обязательствами.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года № 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляет такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
Таким образом, Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализуя свои полномочия в области установления дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, вправе была определить в оспариваемом законе круг лиц, которым предоставляются такие меры, установив для семей из числа граждан, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре обязательным условием регистрацию рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния на территории автономного округа.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, что оспариваемая норма не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований ФИО4 о признании частично недействующей статьи 2.15 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Начаров Д. В.