ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-79/19 от 13.09.2019 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3а-79/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 13 сентября 2019 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Емельяновой О.И.

при секретаре Кротковой Ю.В.,

с участием прокурора Потапкова Г.А.,

административного истца Русанена А.А., его представителя по доверенности Ладьиной И.В.,

представителей административного ответчика департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области по доверенности Клименко Т.Л., заинтересованного лица департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по доверенности Меньшова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Русанена А.А. о признании недействующей со дня принятия Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области, утвержденной постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 26.09.2016 № 02/01-132 с изменениями, внесенными постановлением от 31.12.2017 № 157/01-25,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее – Департамент природопользования) от 26 сентября 2016 года № 02/01-132 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области (далее - Территориальная схема обращения с отходами, Территориальная схема) (л.д.77 т.1, т.3, т.4).

Территориальная схема обращения с отходами размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах администрации Владимирской области (http://avo.ru) и Департамента природопользования (http://dpp.avo.ru).

Постановлением Департамента природопользования от 31 декабря 2017 года №157/01-25 в Территориальную схему обращения с отходами внесены изменения, Территориальная схема изложена в новой редакции (л.д.79 т.1, л.д.72-284 т.7, т.8, т.9, л.д.1-72 т.10).

Постановление от 31.12.2017 № 157/01-25 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Территориальная схема размещена в сети «Интернет» на сайтах администрации Владимирской области (http://avo.ru) и Департамента природопользования (http://dpp.avo.ru) (л.д.50 т.2, л.д.11 т.2).

Русанен А.А. обратился во Владимирский областной суд с административным иском о признании недействующей Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области, утвержденной постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 26.09.2016 № 02/01-132, с изменениями, внесенными постановлением от 31.12.2017 № 157/01-25, в части раздела 2 «Количество образующихся отходов».

В обоснование указано, что нормативный правовой акт в оспариваемой части содержит недостоверные сведения об объемах твердых коммунальных отходов, которые определены с учетом расчетной величины - расчетной нормы накопления твердых коммунальных отходов, не предусмотренной законодательством. Указанная расчетная норма накопления рассчитана по результатам натурных исследований за два сезона (лето - осень 2016 года). Между тем, объем твердых коммунальных отходов подлежит определению с учетом норматива накопления твердых коммунальных отходов, который в силу п.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 устанавливается по результатам натурных исследований за 4 сезона.

Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям ст.ст. 13.3, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), пунктам 7,14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16, пунктам 5,10 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы ценообразования в области обращения с отходами).

Уточнив предмет административного иска в порядке ст. 46 КАС РФ, Русанен А.А. просил признать недействующей Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области, утвержденную постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 26.09.2016 № 02/01-132 с изменениями, внесенными постановлением от 31.12.2017 № 157/01-25, в полном объеме, со дня принятия.

В обоснование нарушения процедуры принятия нормативного правового акта, указал, что на момент принятия постановления от 26.09.2016 № 02/01-132 работы по разработке Территориальной схемы в рамках государственного контракта от 30.05.2016 № 35, заключенного между Департаментом природопользования (заказчик) и ООО «Владимир Вторма Клининг» (исполнитель), выполнены не были, работы переданы заказчику и акт выполненных работ подписан лишь 18.11.2016; замечания Управления Росприроднадзора по Владимирской области по проекту Территориальной схемы, изложенные в письме от 23.09.2016, не устранены.

Отметил, что в нарушение ст.48 Устава Владимирской области, ст.4 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов Владимирской области» постановление Департамента природопользования от 26.09.2016 № 02/01-132 в установленном порядке не опубликовано ни в газете Владимирские ведомости», ни на портале www.pravo.gov.ru.

Указал, что раздел 5 «объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» Территориальной схемы противоречит ч.2 ст.13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, так как не учитывает документы территориального планирования, а также нарушает порядок перевода земельных участков из одной категории в другую. В частности, в «первую очередь до 2019 года» входит строительство 1 очереди объектов обработки «МСС «Кольчугино», между тем согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок относится к категории – земли лесного фона; строительство 1 очереди объектов обработки МСС ГО «Ковров», МСС «Муром», сведения об указанных земельных участках отсутствуют в публичной кадастровой карте; строительство 1 очереди объекта обработки МСК «Владимир», однако вид разрешенного использования земельного участка не соответствует территориальному зонированию; во «вторую очередь до 2026» входит строительство полигона обезвреживания МСК «Киржач», для строительства которого необходимо 20 га, между тем по данным публичной кадастровой карты земельный участок имеет площадь 9,897 га.

Считает, что включение в Территориальную схему недостоверных сведений о количестве образованных и размещенных твердых коммунальных отходов затрагивает права административного истца на получение услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по экономически обоснованной цене, не отвечает принципам правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами, целью которого является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду (л.д.161-169 т.1, л.д.173-178 т.10).

В судебном заседании административный истец Русанен А.А. требования поддержал в полном объеме, пояснил, что оспаривает Территориальную схему, как в редакции постановления Департамента природопользования от 26.09.2016 № 02/01-132, так и в редакции постановления от 31.12.2017 № 157/01-25.

Относительно нарушения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта дополнительно указал, что раздел 2 Территориальной схемы не в полном объеме согласован с Управлением Росприроднадзора по Владимирской области; файлы с Территориальной схемой, размещенной на сайте Департамента природопользования, неоднократно подвергались изменению.

Полагал, что постановлением от 31.12.2017 № 157/01-25 осуществлена корректировка Территориальной схемы, дата принятия постановления в силу требований Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ обуславливала необходимость проведения общественного обсуждения.

Настаивая на недостоверности сведений об объемах твердых коммунальных отходов в разделе 2 Территориальной схемы, указал, что натурные замеры по всем категориям потребителей не проводились. Полагал, что нарушения, допущенные при оформлении листов осмотра мест накопления твердых коммунальных отходов (отсутствуют расшифровки подписи; не указаны должности лиц, проводивших замеры, дата, точное наименование адресов, иные нарушения), не позволяют принять их в качестве доказательств, и свидетельствуют о том, что натурные исследования надлежащим образом не проведены. Указал, что норматив накопления твердых коммунальных отходов, поименованный в Территориальной схеме как расчетная норма накопления недостоверен, не подтвержден документально.

Указал, что в разделе 4 «места накопления отходов» Территориальной схемы отражено 837 мест накопления отходов, что не соответствует действительности, фактически с учетом информации, размещенной на сайте Департамента природопользования, мест накопления отходов 1 303.

Настаивая на нарушении прав оспариваемым нормативным правовым актом, указал, что недостоверные сведения об объеме образования твердых коммунальных отходов, отраженные в Территориальной схеме, повлекут установление недостоверного единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, и как следствие необоснованной платы за коммунальную услугу по сбору и вывозу ТКО для населения.

В обоснование нарушения прав содержанием раздела 5 Территориальной схемы, указал, что невозможность использования земельного участка для размещения соответствующего объекта может повлечь угрозу нарушения прав административного истца, выразившуюся в перенаправлении потоков на полигоны, обслуживающие город Владимир, а также образовании стихийных свалок.

Представитель административного истца Русанена А.А. по доверенности Ладьина И.В., настаивая на исковых требованиях, указала, что нормы ст.13.3, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п.п.3,4 Постановления Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" (далее - Постановление от 16.03.2016 № 197), обязывали включать в Территориальную схему норматив накопления твердых коммунальных отходов, который на момент принятия Территориальной схемы должен быть утвержден в субъекте. Сведения об объеме и количестве твердых коммунальных отходов подлежат определению только на основании норматива накопления твердых коммунальных отходов. Считает, что включенные в раздел 2 Территориальной схемы сведения о количестве образующихся твердых коммунальных отходов являются недостоверными, поскольку определены с учетом расчетной нормы накопления, не предусмотренной законодательством, по результатам натурных исследований за 2 сезона (лето-осень 2016 года), что противоречит предписаниям Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление от 04.04.2016 № 269).

Считает, что поскольку разделом 13 технического задания к государственному контракту от 30.05.2016 № 35 исполнителю ООО «Владимир Вторма Клининг» поручена разработка норматива накопления твердых коммунальных отходов, указанная в Территориальной схеме расчетная норма накопления твердых коммунальных отходов тождественна правовому понятию норматив накопления твердых коммунальных отходов. Указала, что Территориальная схема принята с существенными нарушениями законодательства, внесение в нее изменений не придает нормативному правовому акту законную силу.

Представитель административного ответчика Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области по доверенности Клименко Т.Л. требования не признала. В представленных письменных отзывах указано, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой, Территориальная схема опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для всеобщего и бесплатного доступа. Пояснила, что в соответствии с требованиями п.5 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», учитывая, что Постановление от 16.03.2016 № 197, утвердившее требования к составу и содержанию территориальной схемы, вступило в силу 26.03.2016, территориальная схема в субъекте должна быть утверждена не позднее чем в течение шести месяцев, то есть до 26.09.2016. До указанного времени норматив накопления твердых коммунальных отходов, подлежащий определению в силу п.11 Постановления от 04.04.2016 № 269 по результатам натурных замеров и расчетов за 4 сезона, не мог быть утвержден. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Владимирской области утверждены постановлением Департамента природопользования от 22.01.2018 № 05/01-25. Настаивая на достоверности сведений, отраженных в разделе 2 Территориальной схемы, указала, что в указанном разделе приведены объемы твердых коммунальных отходов по сведениям официальной статистической отчетности 2-ТП (отходы) за 2013-2015 г.г., данные натурных исследований за 2 сезона (лето-осень 2016 года), а также сведения, представленные органами местного самоуправления. Пояснила, что постановлением от 31.12.2017 №157/01-25 в Территориальную схему внесены изменения технического характера, схема изложена в новой редакции, размещена в сети «Интернет», постановление опубликовано на портале http://www.pravo.gov.ru 10.01.2018. Указанное постановление корректировкой Территориальной схемы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130, не является. Указала, что административный истец не обосновал нарушение прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом, участником правоотношений в сфере услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Русанен А.А. не является.

Также пояснила, что 91% субъект Российской Федерации выбрали региональных операторов и перешли на новую систему по обращению с отходами. Распоряжением Губернатора Владимирской области от 28.12.2018 № 938-р переход на новую систему обращения с отходами на территории Владимирской области приостановлен до 01.01.2020, контракт с региональным оператором ООО «Владэкотехпром», не приступившим к осуществлению деятельности, расторгнут. Территориальная схема положена в основу документации конкурсного отбора и является основным документом при осуществлении деятельности региональных операторов. По результатам конкурсного отбора 21.08.2019 подписано соглашение с победителем конкурсного отбора ООО «Эко-транс» по зоне № 3 (юг), определен победитель конкурсного отбора ООО «Хартия» по зоне № 1(запад), 16.09.2019 планируется возобновление конкурсного отбора регионального оператора по зоне № 2 (центр). Отмена Территориальной схемы или ее части повлечет недействительность конкурсных отборов и соглашений, заключенных по их результатам с региональными операторами. Кроме того, будет невозможно воспользоваться пунктом 6 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», позволяющим присвоить статус регионального оператора иному лицу, так как согласно части 1 статьи 24.6 приведенного Федерального закона обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Следовательно, Владимирская область не выполнит требования федерального законодательства и не перейдет на новую систему обращения с отходами (л.д.36-43, 242-248 т.1, л.д. 15-19 т.7, л.д.179-188 т.10).

Определением суда от 15 июля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное управление Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям (далее - Управление Росприроднадзора по Владимирской области) и ООО «Владимир Вторма Клининг», определением от 19.08.2019 привлечен Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области.

Заинтересованное лицо ООО «Владимир Вторма Клининг», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебное заседание не направило. В судебном заседании 11.09.2019 представитель Генералова Е.Н. полагала требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что фактически работы по разработке Территориальной схемы были выполнены в рамках контракта в соответствии с техническим заданием, результаты работ направлены в Департамент природопользования 15.09.2016 исх. № 125 посредством электронной почты, после чего Территориальная схема была согласована с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и утверждена в установленном порядке. Подписание акта выполненных работ позднее срока их завершения, а именно 18.11.2016, было вызвано причинами, не связанными фактическими сроками завершения работ по разработке Территориальной схемы. Пояснила, что исходя из срока исполнения контракта при разработке Территориальной схемы были учтены натурные исследования за период лето-осень 2016 года. В разделе 2 Территориальной схемы (таблица 2.8) приведена расчетная норма накопления твердых коммунальных отходов, не являющаяся нормативом накопления, который подлежал определению на основании натурных исследований за 4 сезона. Пояснила, что проведение натурных исследований в сезоне зима-весна 2017 в рамках контракта от 30.05.2016 № 35 не предполагалось. Однако, действуя добросовестно, а также в целях соблюдения требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, ООО «Владимир Вторма Клининг» были проведены натурные исследования в сезонах зима-весна 2017, результаты переданы Департаменту природопользования 03.08.2017 исх.№ 79 (л.д.31-36 т.2).

Представитель заинтересованного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской области в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве, поддержанном представителем Рыбиной В.В. в судебных заседаниях 12.08.2019, 19.08.2019, требования полагала не подлежащими удовлетворению, сославшись на соблюдение предусмотренной ч.4 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ процедуры согласования федеральным и территориальным органами Росприроднадзора проекта Территориальной схемы, который поступил из Департамента природопользования 23.09.2016 (л.д.136-138 т.2).

Представитель заинтересованного лица департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по доверенности Меньшов М.А. полагал требования не подлежащими удовлетворению. В представленном письменном отзыве и пояснениях в судебном заседании указал, что в соответствии с п.18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами при тарифном регулировании превалируют фактические объемы твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данные о динамике обращения с твердыми коммунальными отходами за последние 3 года. Сведения, изложенные в Территориальной схеме, могут учитываться только в том случае, если орган регулирования не обладает сведениями о фактических объемах ТКО. Тот факт, что плановые задания на 2019 год, отраженные в разделе 2 Территориальной схемы, не применялись при тарифном регулировании в отношении ООО «Владэкотехпром», подтверждается экспертным заключением по делу об установлении ООО «Владэкотехпром» предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Владимирской области на 2019 год. Также указал, что согласно п.п.86,95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, при установлении тарифов для регионального оператора на второй и последующие годы его работы расчет тарифов осуществляется с применением корректировки объемов твердых коммунальных отходов, исходя из фактических объемов транспортирования твердых коммунальных отходов, осуществленных региональным оператором. Таким образом, при установлении тарифов влияние на его величину будут оказывать фактические объемы ТКО (л.д. 153-155 т.10).

Заслушав объяснения административного истца Русанена А.А., его представителя Ладьиной И.В., представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, свидетеля Б., заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Владимирской области Потапкова Г.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, прямо закреплены в абзаце девятнадцатом статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления.

Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Социальной значимостью территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами предопределены требования к составу и содержанию этого документа при его разработке, а также порядку его принятия и опубликования.

Перечень требований к составу и содержанию территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на момент утверждения оспариваемой Территориальной схемы был определен частью 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а также пунктами 3,4 Постановления Правительства РФ от 16.03.2016 № 197.

Частью 4 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в редакции, действующей на момент утверждения Территориальной схемы, предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Согласно части 6 статьи 13.3 приведенного Федерального закона территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

В соответствии с Указом Губернатора Владимирской области от 10.06.2016 № 48 «О структуре органов исполнительной власти Владимирской области» и Положением о департаменте природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора области от 01.02.2006 № 63, Департамент природопользования является органом исполнительной власти области.

Нормой статьи ст. 48 Устава (основного закона) Владимирской области, принятого постановлением Законодательного собрания Владимирской области от 14.08.2001 № 285, определено, что нормативными правовыми актами области являются, в том числе, постановления департаментов.

Согласно пункту 3.3.4.13 Положения о департаменте природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 01.02.2006 № 63, Департамент природопользования осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере обращения с отходами, к числу которых отнесена разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (л.д.51 т.1).

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Департамент природопользования принял постановление от 26 сентября 2016 года № 02/01-132 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области», что подтверждается реестром принятых нормативных правовых актов департамента (л.д. 190 т.10).

Указанное постановление подписано директором Департамента природопользования М., действующим на основании Положения о департаменте, утвержденного вышеуказанным постановлением Губернатора Владимирской области от 01.02.2006 № 63, распоряжении Губернатора области о назначении М. от 26.01.2007 №13-рк, а также должностного регламента директора департамента, утвержденного заместителем Губернатора области от 21.12.2015 (л.д.51-64 т.2).

Таким образом, постановление от 26.09.2016 № 02/01-132 принято полномочным органом, в надлежащей форме, полномочия директора Департамента природопользования на подписание оспариваемого постановления от 26.09.2016 № 02/01-132 административным истцом не оспариваются.

Нарушение процедуры принятия постановления Департамента природопользования от 26.09.2016 № 02/01-132 административный истец, прежде всего, усматривает в том, что на момент принятия постановления от 26.09.2016 № 02/01-132 работы в рамках государственного контракта от 30.05.2016 № 35, заключенного между Департаментом природопользования (заказчик) и ООО «Владимир Вторма Клининг» (исполнитель), по условиям которого исполнитель принял на себя обязанность в срок не позднее 15.09.2016 разработать Территориальную схему и сдать результат выполненных работ заказчику, не были выполнены и не переданы заказчику.

В обоснование изложенного довода административный истец ссылается на письма Департамента природопользования от 29.09.2016 № ДПП-3860-04-06 об отказе от подписания акта выполненных работ, от 21.11.2016 № ДПП-4630-07-06 о начислении штрафа по результатам исполнения контракта, а также акт выполненных работ 18.11.2016.

Давая оценку данному доводу, суд, исследовав вышеуказанные документы, отмечает, что согласно техническому заданию к государственному контракту от 30.05.2016 № 35 в состав работ входила не только разработка собственно Территориальной схемы, но и значительный объем иных исследований, в частности, определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов, определение направлений развития системы организации и осуществления деятельности по обращению с отходами, разработка региональной программы обращения с отходами, определение предельных тарифов в области обращения с отходами, разработка документации для организации конкурсного отбора региональных операторов обращения с ТКО (разделы 4,13 технического задания) (л.д.10,25-26 т.12).

В письме Департамента природопользования от 21.11.2016 № ДПП-4630-07-06, адресованном ООО «Владимир Вторма Клининг», указано, что по состоянию на 15.09.2016 исполнителем представлены итоговые документы, что подтверждается актом выполненных работ от 15.09.2016 № 825. Из имеющегося комплекта документов Департаментом согласован «Том 1. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области», что составляет 70% от общего объема работ, предусмотренных техническим заданием (приложение № 1 к контракту) (л.д.45 т.2).

Системный анализ вышеприведенных документов, а также письма ООО «Владимир Вторама Клининг» от 15.09.2016 № 125 о направлении Территориальной схемы в адрес Департамента природопользования (л.д.33 т.2), не оставляет у суда сомнений в том, что по состоянию на 15.09.2016 проект Территориальной схемы ООО «Владимир Вторма Клининг» был разработан и передан Департаменту природопользования как заказчику работ.

Подписание актов выполненных работ контрагентами 18.11.2016 вывод суда о разработке проекта Территориальной схемы по состоянию на 15.09.2016 не опровергает, поскольку как указано выше государственным контрактом от 30.05.2016 № 35 охватывалась разработка не только Территориальной схемы, но и комплекта сопутствующих документов.

При таком положении довод административного истца о том, что на момент подписания постановления от 26.09.2016 № 02/01-132 Территориальная схема не была разработана, суд находит безосновательным.

Напротив, разработка Территориальной схемы, отвечающей требованиям Постановления Правительства РФ от 16.03.2016 № 197, подтверждается фактом ее согласования федеральным и территориальным органами Росприроднадзора.

В силу предписаний ч. 4 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 5.5 (9-2) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, согласование территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на момент принятия оспариваемого постановления осуществлялось Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) через свои территориальные органы.

Исследовав в совокупности и взаимосвязи следующие имеющиеся в материалах дела доказательства:

- письмо Департамента природопользования от 22.09.2016 № ДПП-3786-04-03 о направлении в адрес Управления Росприроднадзора по Владимирской области для согласования Территориальной схемы, содержащее штамп Управления Росприроднадзора по Владимирской области о поступлении документа 23.09.2016 вх.№3696 (л.д.157 т.2);

- заключение Управления Росприроднадзора по Владимирской области по проекту Территориальной схемы (л.д.142-147 т.2);

- письмо Управления Росприроднадзора по Владимирской области от 23.09.2016 № 02-05/4121 о направлении проекта Территориальной схемы и мотивированного заключения о согласовании проекта Территориальной схемы в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (л.д.141 т.2);

- письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.09.2016 № АА-03-03-31/19726 о согласовании Территориальной схемы с учетом замечаний, указанных в письме Управления Росприроднадзора по Владимирской области от 23.09.2016 № 02-05/4121 (л.д. 140 т.2),

суд признает установленным, что проект Территориальной схемы, разработанный ООО «Владимир Вторма Клининг» в рамках государственного контракта от 30.05.2016 № 35, прошел процедуру согласования в Управлении Росприроднадзора по Владимирской области, а также в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Давая оценку доводу административного истца и его представителя о недопустимости принятия Территориальной схемы без устранения замечаний, изложенных в письме Управления Росприроднадзора по Владимирской области от 23.09.2016 № 02-05/4121, суд, проанализировав заключение Управления Росприроднадзора по Владимирской области по проекту Территориальной схемы (л.д.142-147 т.2), отмечает, что замечания касались неточностей, допущенных при описании объектов размещения отходов, баланса твердых коммунальных отходов. При этом заключение содержит вывод о том, что в целом состав проекта Территориальной схемы, полнота и достоверность, содержащейся в ней информации, соответствует требованиям части 3 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными». Поскольку, замечания органов Росприроднадзора не носили системного характера, не касались состава и содержания Территориальной схемы, правильности и достоверности отраженной в Территориальной схеме информации, проект Территориальной схемы был согласован, с указанием на возможность устранения замечаний в рабочем порядке, а также проведении ее корректировки в дальнейшем.

Отклоняя довод стороны административного истца о том, что в Управление Росприроднадзора по Владимирской области проект Территориальной схемы направлен не в полном объеме, мотивированный ссылкой на флеш-носитель, представленный в судебное заседание представителем Управления Росприроднадзора по Владимирской области (л.д.73 т.10), суд исходит из того, что данный флеш-носитель содержит проект Территориальной схемы, что, по сути, подтверждает факт наличия проекта Территориальной схемы в Управлении Росприроднадзора по Владимирской области. Сведения о том, насколько корректным являлось копирование на флеш-носитель проекта Территориальной схемы, имеющегося в распоряжении Управления Роспроднадзора по Владимирской области, суду не представлены.

Сама по себе ссылка в постановлении Департамента природопользования от 26.09.2016 № 02/01-132 на письмо Управления Росприроднадзора по Владимирской области от 27.09.2016 № 02-06/4178 о нарушении процедуры согласования Территориальной схемы также не свидетельствует. Как подтверждается материалами дела, указанным письмом Управление Росприроднадзора по Владимирской области довело до сведения Департамента природопользования мотивированное решение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.09.2016 № АА-03-03-31/19726 о согласовании Территориальной схемы (л.д.139 т.2).

Из изложенного следует, что процедура согласования проекта Территориальной схемы как необходимый элемент ее принятия Департаментом природопользования соблюдена надлежащим образом.

Проверяя порядок опубликования нормативного правового акта, суд установил, что Территориальная схема в первоначальной редакции постановления от 26.09.2016 № 02/01-132 размещена 05.10.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет» на сайтах администрации Владимирской области (https://avo.ru) и Департамента природопользования (https://dpp.avo.ru), что свидетельствует об исполнении Департаментом природопользования императивных требований федерального законодателя, изложенных в ч.6 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Постановлением Департамента природопользования от 31 декабря 2017 года № 157/01-25 определено, внести изменения в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области, изложив ее в новой редакции, размещенной на сайте департамента природопользования и охраны окружающей среды https://dpp.avo.ru.(л.д. 79 т.1).

Указанным постановлением в Территориальную схему внесены следующие изменения:

- в таблице 5.21 раздела 5 Территориальной схемы «объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» устранены неточности в наименовании указанных объектов (л.д.249-258 т.9);

- в разделе 7 «Схема потоков отходов» устранены технические неточности в наименовании объектов, а также опечатки, орфографические ошибки (л.д. 9-36 т.10).

Изменения носили технический характер, не касались существа Территориальной схемы, в частности, оспариваемых административным истцом разделов 2,4,5 Территориальной схемы.

Учитывая характер внесенных в Территориальную схему изменений, судом отклоняется утверждение административного истца о фактической корректировке Территориальной схемы принятием постановления от 31 декабря 2017 года № 157/01-25.

Вышеуказанное постановление департамента природопользования от 31 декабря 2017 № 157/01-25 подписано заместителем директора Департамента Клименко Т.Л. и опубликовано на официальном интернет - портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru 10.01.2018, номер опубликования 3301201801100001 (л.д.50 т.2).

Территориальная схема в редакции постановления от 31.12.2017 № 157/01-25 в полном объеме с графическими материалами размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет» на сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области https://dpp.avo.ru (л.д. 11 т.2).

Доводы административного истца о нарушении порядка принятия нормативного правового акта сводятся к тому, что в оспариваемом постановлении не указаны реквизиты нормативного акта, в который вносятся изменения; постановление подписано неполномочным лицом; не соблюдена процедура общественных обсуждений; файл с Территориальной схемой на сайте Департамента природопользования подвергался изменениям.

В тексте постановления от 31.12.2017 № 157/01-25, действительно, не указаны реквизиты нормативного акта, в который вносятся изменения. Вместе с тем, в постановлении отражено, что изменения вносятся в Территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Учитывая, что на территории Владимирской области иной Территориальной схемы, помимо утвержденной постановлением Департамента природопользования от 26.09.2016 № 02/01-132, не имеется, отсутствие ссылки на реквизиты нормативного правового акта, в который вносятся изменения, не вызывает неопределенности при его применении и толковании.

Не установлено судом нарушений законодательства в части подписания постановления Департамента природопользования от 31.12.2017 № 157/01-25 заместителем директора Департамента природопользования. Пунктом 1.9 раздела 3 должностного регламента заместителя директора Департамента природопользования, утвержденного Губернатором Владимирской области от 15.08.2017, определено, что заместитель директора замещает директора департамента в период его временного отсутствия (л.д.75 т.2).

Должность заместителя директора Департамента природопользования с 21.05.2015 замещает Клименко Т.Л., что подтверждается распоряжением Губернатора области от 20.05.2015 №161-рк о назначении Клименко Т.Л., а также штатным расписанием, утвержденным приказом от 29.11.2017 №36/01-09-01, из которого усматривается, что в штате Департамента природопользования один заместитель директора (л.д.49-51 т. 7, л.д.40 т.11).

Поскольку на момент подписания постановления от 31.12.2017 № 157/01-25 в отношении директора Департамента природопользования М. была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста постановлением Октябрьского районного суда г. Владимира от 03.11.2017 сроком по 31.12.2017 включительно (л.д.110-114 т.2), приказом от 29.12.2017 № 171/01-08 Клименко Т.Л. привлечена к работе в выходной день 31.12.2017 (л.д.194 т.10), суд считает, что Клименко Т.Л. обладала полномочиями на подписание вышеуказанного постановления.

Относительно нарушения процедуры внесения в Территориальную схему изменений постановлением от 31.12.2017 № 157/01-25, выразившегося в непроведении общественного обсуждения, суд исходит из следующего.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ, вступившим в действие с 31.12.2017, в статью 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ были внесены изменения, в том числе, в части введения положений о том, что Территориальная схема разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 13.3).

Во исполнение положений части 4 (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ Правительство Российской Федерации своим постановлением от 22 сентября 2018 года № 1130 утвердило Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, вступившие в силу 03.10.2018 (далее - Правила № 1130).

Одновременно с принятием Правил № 1130 было признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 № 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", учитывавшее положения ранее действовавшей редакции части 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

До вступления в силу Правил № 1130 не были определены ни основания для корректировки территориальных схем, ни порядок и сроки общественного обсуждения таких корректировок, а также - круг заинтересованных лиц, правомочных вносить свои предложения и замечания, порядок их рассмотрения и учета.

В связи с чем, оснований для проведения процедуры общественного обсуждения при внесении постановлением от 31.12.2017 №157/01-25 в Территориальную схему изменений, не являющихся корректировкой, не имелось.

Факт согласования вносимых в Территориальную схему изменений с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования подтверждается письмом от 28.12.2017 № АА-10-01-31/28718 (л.д.119-125 т.10).

Утверждения стороны административного истца о том, что Территориальная схема в редакции постановления от 31.12.2017 № 157/01-25 подвергалась изменениям, суд находит неубедительными. Представленный суду на обозрение видеоролик с сопоставлением двух файлов, имеющих различный объем Гб, не позволяет определить источник информации, легитимность записи, а также не отражает содержание анализируемых файлов. Непредставление административным истцом достаточных данных, свидетельствующих о том, что файлы с Территориальной схемой, размещенной на сайте Департамента природопользования, подвергались изменению, обусловил отказ в удовлетворении ходатайства административного истца о назначении судебной технической экспертизы.

Относительно довода административного истца о нарушении порядка опубликования нормативного правового акта, суд учитывает, что Территориальная схема как в базовой редакции, так и в редакции постановления от 31.12.2017 № 157/01-25 в полном объеме опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах администрации Владимирской области (http://avo.ru) и Департамента природопользования (http://dpp.avo.ru).

Данных о наличии у административного истца препятствий в ознакомлении с полным текстом Территориальной схемы в ходе рассмотрения дела не установлено. При обращении в суд к административному исковому заявлению приложен текст оспариваемой Территориальной схемы в полном объеме в электронной форме (л.д.23 т.1).

При таком положении суд приходит к выводу, что населению Владимирской области, включая административного истца, в полной мере обеспечена возможность ознакомиться с содержанием региональной Территориальной схемы.

Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву доведения его до сведения населения в ином порядке (п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Таким образом, оспариваемое постановление Департамента природопользования, как в редакции от 26 сентября 2016 года № 02/01-132, так и в редакции от 31 декабря 2017 года № 157/01-25 принято Департаментом природопользования в пределах полномочий и в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его виду, процедуре принятия, опубликования и введения в действие.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области принята на долгосрочный период 2016 -2026 г.г.

Состав оспариваемой Территориальной схемы соответствует требованиям ч.3 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции на момент принятия, а также Требованиям к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 № 197, действовавшими на момент принятия Территориальной схемы, и включает в себя следующие разделы: 1 «нахождение источников образования отходов»; 2 «количество образующихся отходов»; 3 «целевые показатели деятельности по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов»; 4 «места накопления отходов»; 5 «объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов»; 6 «баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов»; 7 «схема потоков отходов»; 8 «электронная модель территориальной схемы»; 9 «порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации территориальной схемы».

Оспаривая достоверность сведений раздела 2 Территориальной схемы о количестве образующихся твердых коммунальных отходов, административный истец указывает, что оспариваемой Территориальной схемой утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, правовое понятие норматив накопления твердых коммунальных отходов и использованное в Территориальной схеме понятие расчетная норма накопления тождественны; применение расчетной нормы накопления законодательством не предусмотрено, что влечет недостоверность сведений о количестве образующихся отходов, определенных с учетом расчетной нормы накопления.

При этом административный истец ссылается на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта предписаниям ст.ст. 13.3, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, пунктам 7,14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16, пунктам 5,10 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484.

Давая оценку доводам административного истца об утверждении оспариваемой Территориальной схемой норматива накопления твердых коммунальных отходов, суд учитывает следующие положения.

Согласно п.5 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» утверждение территориальных схемы должно быть осуществлено не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.

Требования к составу и содержанию территориальных схем утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 № 197, которое вступило в силу 26.03.2016, соответственно, территориальная схема в субъекте должна быть утверждена до 26.09.2016.

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», предусматривает для установления нормативов накопления замеры и расчеты по каждому сезону (пункт 11).

Таким образом, на момент принятия региональной Территориальной схемы (26.09.2016) отсутствовала объективная возможность отразить данные натурных исследований за 4 сезона и определить норматив накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением требований, предусмотренных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269.

На момент утверждения Территориальной схемы в законодательстве в сфере обращения с отходами отсутствовала норма, обязывающая субъект Российской Федерации при утверждении территориальных схем одновременно утверждать нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 Постановления от 16.03.2016 № 197 было предусмотрено, что в состав территориальной схемы при необходимости включаются нормативы накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем, ссылка административного истца на вышеуказанное Постановление безосновательна.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены, в числе прочих, два самостоятельных полномочия: установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории области установлены постановлением Департамента природопользования от 22 января 2018 года № 05/01-24, которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.01.2018 (л.д.193 т.10), суд приходит к выводу, что оспариваемой Территориальной схемой нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории области не установлены, понятие норматив накопления твердых коммунальных отходов и использованное в Территориальной схеме понятие расчетная норма накопления твердых коммунальных отходов различны. Утверждения административного истца об обратном лишены оснований.

Проверяя утверждения административного истца о недостоверности сведений раздела 2 Территориальной схемы, суд учитывает следующее.

В соответствии с ч.3 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.2016 № 89-ФЗ, п.4,6 Постановления от 16.03.2016 № 197, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, сведения о количестве образующихся отходов - обязательный раздел территориальной схемы, который содержит данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V, а также по источникам образования отходов.

В соответствии с требованиями вышеприведенного Постановления от 16.03.2016 № 197 в разделе 2 «Количество образующихся отходов» приведены данные за три отчетных года, предшествующих утверждению Территориальной схемы за период 2013-2015 г.г., с разбивкой по годам (таблица 2.1).

Так, за 2013 год образовано на территории области 4448675,267 тонн отходов (в том числе ТКО – 501358,28 тонн); за 2014 год – 4493163,250 тонн (ТКО-530812,72 тонн), за 2015 год – 4321514,651 тонн (ТКО-558401,3 тонн) (л.д.81-104 т.1).

Кроме того, в разделе 2 Территориальной схемы приведены следующие сведения: о количестве отходов, образованных и размещенных на территории Владимирской области по классам опасности (таблица 2.2); о наименовании и местонахождении хозяйствующих субъектов, вносящих наибольший вклад в образование отходов по 12 приоритетным группам (таблица 2.3); о количестве образования отходов за 2015 год, представленные по видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов I-V класса опасности по 12 приоритетным группам (таблица 2.4); о количестве образованных отходов за 2015 год в размере муниципальных образований (таблица 2.5); об объеме образования отходов I-V класса опасности в разрезе муниципальных образований (таблица 2.6); о количестве использованных, обезвреженных и отправленных на захоронение отходов в 2015 году в разрезе муниципальных образований (таблица 2.7).

Также в разделе 2 приведена характеристика объемов образования ТКО от различных источников в разрезе муниципальных образований за 2015 год, с указанием общих сведений об образовании ТКО (558401,3 тонн/год), ТКО от населения (457066,161 тонн/год), ТКО от хозяйствующих субъектов (101335,139 тонн/год) (таблица 2.8).

Объемы отходов за период 2013-2015 г.г. приведены по сведениям официальной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).

Объемы отходов, отраженные в вышеприведенных таблицах 2.1-2.8, объективно подтверждены сведениями, представленными по запросу суда Управлением Росприроднадзора по Владимирской области письмом от 22.05.2019 № 02-07/3976 и сомнений в достоверности не вызывают (л.д. 127-154 т.1).

Кроме того, в разделе 2 Территориальной схемы имеется таблица 2.8 (нумерация таблиц 2.8 дублируется), в которой приведены сведения об объеме образования ТКО на территории Владимирской области с учетом расчетной нормы накопления в размере 2,0 для многоквартирных домов и 1,8 для частного сектора (л.д.101 т.1).

Вышеуказанная расчетная норма накопления определена разработчиком Территориальной схемы ООО «Владимир Вторма Клининг» по статистической отчетности формы 2-ТП (отходы), сведениям, полученным от муниципальных образований, а также с учетом натурных исследований, проведенных за два сезона (лето-осень 2016 года).

Факт проведения ООО «Владимир Вторма Клининг» натурных исследований за два сезона (лето-осень 2016 года) в рамках исполнения государственного контракта от 30.05.2016 № 35 объективно подтверждается имеющимися в материалах дела копиями паспортов и листов описаний мест накопления твердых коммунальных отходов на 237 листах (л.д.1-237 т.13).

Доводы административного истца и его представителя о ненадлежащем оформлении указанных документов (отсутствие расшифровки подписи, должности лиц, проводивших замеры, даты, не указаны адреса и т.п.), о существенных нарушениях при оформлении результатов проведенных натурных исследований не свидетельствуют и объективность проведенных замеров под сомнение не ставят.

Давая оценку доводам административного истца и его представителя о проведении натурных исследований не по всем объектам, суд отмечает, что в силу п.п.6,7 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр, методика расчета нормативов предполагает замеры не по каждому муниципальному образованию и источнику образования отходов, а выборку типовых (характерных) участков и применение полученных данных к аналогичным объектам.

Учитывая, что факт проведения натурных исследований за два сезона (лето-осень) 2016 годы подтвержден документально, алгоритм расчета расчетной нормы накопления представлен административным ответчиком (л.д. 134-135 т.2), суд отклоняет доводы административного истца о том, что объем образования твердых коммунальных отходов в Территориальной схеме, определенный с учетом расчетной нормы накопления, является недостоверным и непроверяемым.

При этом суд учитывает, что отраженные в таблице 2.8 Территориальной схемы сведения об объемах образования ТКО с учетом расчетной нормы накопления за два сезона (лето-осень 2016 года) 624 952,43 тонн сопоставимы со сведениями об объеме образования ТКО по результатам исследований за 4 сезона (лето-осень-зима-весна) - 653 246,09 тонн (л.д.178 т.1), разница составляет лишь 4,5% (л.д. 101, 178 т.1)

Также, в таблице 2.9 раздела 2 Территориальной схемы приведены прогнозные сведения образования отходов на территории Владимирской области на 2016-2026 г.г. (л.д.102 т.1).

Из материалов научно-исследовательской работы по разработке Территориальной схемы, а также пояснений представителя Департамента природопользования следует, что сведения об объемах образования твердых коммунальных отходов с учетом расчетной нормы накопления за лето-осень 2016 являются промежуточными для определения в дальнейшем норматива накопления твердых коммунальных отходов. Следовательно, оспаривая сведения раздела 2 Территориальной схемы об объемах образования твердых коммунальных отходов, административный истец тем самым ставит под сомнение нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные самостоятельным нормативным правовым актом.

Давая оценку доводу административного истца о противоречии Территориальной схемы норме ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, суд отмечает, что частью 2 приведенной правовой нормы предусмотрено определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления, в случаях предусмотренных законодательством. На момент принятия оспариваемой Территориальной схемы императивного требования об определении объема ТКО в территориальной схеме, исходя из норматива накопления ТКО, предусмотрено не было.

Ссылку на пункты 7,14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16, суд полагает необоснованной, поскольку указанные методические рекомендации приняты позже.

Оспариваемой Территориальной схемой тарифы не устанавливаются, в связи с чем, ссылку на п.п.5,18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, суд также признает необоснованной.

Таким образом, противоречие раздела 2 Территориальной схемы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено.

Относительно довода административного истца о недостоверности отраженных в разделе 4 «места накопления отходов» Территориальной схемы сведений о количестве мест накопления отходов - 837, в то время как на сайте Департамента природопользования приведены сведения, представленные органами местного самоуправления, что количество таких мест 1303, суд отмечает, что данные Территориальной схемы отражали действительное количество мест накопления отходов по состоянию на 2016 год. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и в ходе рассмотрения дела не установлено.

Полученные от органов местного самоуправления сведения о количестве мест накопления отходов 1303 являются исходными данными для корректировки раздела 4 Территориальной схемы. Данное обстоятельство подтверждается размещением указанных сведений на сайте Департамента природопользования в разделе «корректировка».

Анализируя доводы административного истца о противоречии раздела 5 «объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» Территориальной схемы документам территориального планирования, порядку перевода земельных участков из одной категории в другую, суд исходит из того, что в указанный раздел включены данные о планируемых объектах строительства, реконструкции, размещения отходов.

Территориальная схема не является разрешительным документом для строительства объектов по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, а представляет собой перспективный документ, принятый на долгосрочный период 2016-2026 г.г., подлежащий корректировкам в связи с дальнейшими изменениями в комплексном развитии Владимирской области, реализации и развития системы обращения с отходами на территории субъекта.

Фактические действия в отношении конкретных земельных участков, в том числе по переводу земель из одной категории в другую, планируемых под размещение указанных объектов, будут осуществляться непосредственно при реализации Территориальной схемы региональным оператором.

В этой связи доводы административного истца о том, что объекты планируется размещать на земельных участках с нарушением территориального планирования, территориального зонирования либо на несформированном земельном участке, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку раздел 5 Территориальной схемы содержит планируемые к размещению объекты, а не отражает их фактическое местоположение.

При этом суд учитывает, что федеральным законодателем установлен срок проведения корректировки территориальных схем до 1 января 2020 года. На момент рассмотрения настоящего административного дела этот срок, не являющийся пресекательным, не истек.

Департаментом природопользования осуществляются необходимые мероприятия по корректировке оспариваемой Территориальной схемы, соответствующая документация по корректировке опубликована 06.09.2019 на единой электронной торговой площадке и портале zakupki.gov.ru.

В связи с чем, суд полагает, что административный ответчик не лишен возможности привести Территориальную схему обращения с отходами путем ее корректировки в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В обоснование нарушения прав оспариваемой Территориальной схемой, административный истец указывает на недостоверность сведений об объемах твердых коммунальных отходов, что повлечет формирование недостовереного предельного тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и установление экономически необоснованной платы за коммунальную услугу по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов.

Между тем, Владимирская область не перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами региональными операторами.

Предельный единый тариф регионального оператора на территории Владимирской области отсутствует.

Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенное по результатам конкурсного отбора с региональным оператором ООО «Владэкотехпром», расторгнуто.

Распоряжением Губернатора Владимирской области от 28.12.2018 № 938-р переход на новую систему обращения с ТКО региональными операторами приостановлен до 01.01.2020 (л.д.195 т.10).

Из представленного Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области отзыва, а также пояснений представителя регулирующего органа в суде следует, что при осуществлении государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами согласно п.18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами основными сведениями для определения объемов в составе тарифов являются сведения о фактических объемах твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данные о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года. Данные территориальной схемы используются при определении объемов в составе тарифов только в случае отсутствия данных о фактических объемах твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года.

Доводы представителя Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области о том, что уполномоченные органы располагают необходимыми сведениями о фактических объемах твердых коммунальных отходов, а также неиспользовании сведений Территориальной схемы об объемах твердых коммунальных отходов при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Владэкотехпром», не реализованного в дальнейшем, объективно подтверждается имеющимся в деле экспертным заключением от 23.11.2018 № ДЦТ-4308-01-08.

Из указанного экспертного заключения следует, что в Территориальной схеме объем обращения твердых коммунальных отходов в 2019 году определен в размере 4 228,67 тыс.куб. Объем твердых коммунальных отходов, предполагаемый экспертом к учету в составе единого тарифа на 2019, составляет 3 799,141 тыс.куб. и определялся на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года (л.д.2-31 т.11).

Таким образом, административный истец не доказал нарушение его прав, свобод и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом.

При этом суд учитывает, что сведения оспариваемой Территориальной схемы о количестве образующихся твердых коммунальных отходов фактически использованы при проведении конкурсов и определении региональных операторов ООО «Эко-транс» по территориальной зоне № 3 (юг), ООО «Хартия» по территориальной зоне № 1(запад). Результаты конкурсов по определению региональных операторов по двум территориальным зонам не оспорены и незаконными не признаны.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что по своему содержанию оспариваемая Территориальная схема, утвержденная постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 26.09.2016 № 02/01-132 с изменениями, внесенными постановлением от 31.12.2017 № 157/01-25, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и подлежащим применению к спорным правоотношениям, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Русанена А.А. о признании недействующей со дня принятия Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области, утвержденной постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 26.09.2016 № 02/01-132, с изменениями, внесенными постановлением от 31.12.2017 № 157/01-25, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда О.И. Емельянова

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2019 года.