ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-79/19 от 30.04.2019 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Дело № 3а-79/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пензенский областной суд в составе

судьи Мартыновой Е.А.,

при секретаре Юнусовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Экстрим» к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Экстрим» (далее - ООО «Спорт-Экстрим», общество) обратилось в Пензенский областной суд с административным иском к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости находившихся в собственности двух земельных участков, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог, расположенных примерно в 250 м по направлению на северо-запад от ориентира - газовая заправка, адрес ориентира: <адрес>, а именно:

- с кадастровым номером , общей площадью 17 000 кв.м,

- с кадастровым номером , общей площадью 63 000 кв.м.

Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере равном его рыночной стоимости - 1 827 000 рублей, с кадастровым номером - 6 035 000 рублей и восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в пиьсменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области - Серикова В.В. (доверенность от 16 октября 2018 года), Правительства Пензенской области по доверенности - Савельева Е.В. (доверенность от 15 октября 2018 года), а также заинтересованного лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области - Шишурина Р.Н. ((доверенность от 28 июня 2018 г.), разрешение заявленных требований и ходатайство о восстановлении срока оставили на усмотрение суда, поддержав доводы, приведенные в письменных отзывах на административный иск.

Представители заинтересованного лица - администрации Нижнеломовского района Пензенской области Васильева А.В. (доверенность от 29 апреля 2019 г.) и Соколова Е.В. (доверенность от 29 апреля 2019 г.) возражали против удовлетворения иска, полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть определена в соответствии с представленными ими отчетами ИП Карташевой Е.А.

Представитель заинтересованного лица - администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), положения которого подлежат применению при рассмотрении настоящего дела в силу части 7 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что ООО «Спорт-Экстрим» на праве собственности принадлежат два земельных участка категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог, расположенных примерно в 250 м по направлению на северо-запад от ориентира - газовая заправка, адрес ориентира: <адрес>, а именно: с кадастровым номером общей площадью 17 000 кв.м; с кадастровым номером , общей площадью 63 000 кв.м, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 182-185, 186-192).

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Как собственник земельных участков административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельных участков, следовательно, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельных участков.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Проверяя в судебном заседании вопрос соблюдения административным истцом срока обращения за судебной защитой, суд установил следующее.

Постановлением Правительства Пензенской области от 27 ноября 2013 г. № 882-пП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Пензенской области по состоянию на 1 января 2013 г.

Датой внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков является 20 декабря 2013 г., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 6, 7).

На момент обращения административного истца в суд с настоящим административным иском в государственный кадастр недвижимости результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, не внесены.

Следовательно, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков могло быть подано в суд не позднее 20 декабря 2018 г. Между тем административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении указанных участков подано в областной суд 13 марта 2019 г., т.е. с пропуском установленного законом срока.

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административный истец обратился 18 февраля 2019 г.

В соответствии с частью 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом.

Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Принимая во внимание, что Правительством Пензенской области до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Пензенской области, оспариваемая кадастровая стоимость является действующей, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Суд считает, что ООО «Спорт-экстрим», предъявивший настоящий административный иск, не может быть лишен по формальным основаниям права на судебную защиту посредством оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, с которой он не согласен.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из положений пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, в силу которого для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2013 г. в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 27 ноября 2013 г. № 882-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Пензенской области» и составляет 5 817 222,08 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером и 21 557 940,65 руб. - в отношении земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 6-7).

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец представил отчеты об оценке от 25 января 2019 г. , от 26 января 2019 г. , подготовленные оценщиком ИП ФИО8, согласно которым рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровыми номерами , по состоянию на 1 января 2013 г. составила - 1 827 000 руб., 6 035 000 руб. соответственно (л.д. 12-34).

Суд, исследовав отчеты, приходит к выводу о том, что он выполнены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков.

Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных земельных участков. Провел подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнил необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчетах сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названных земельных участков. В отчетах объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объектов оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов.

Расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными. В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.

В возражениях представителей администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области и Нижнеломовского района Пензенской области не приведено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оценщиком ИП ФИО8 требований Закона об оценочной деятельности или федеральных стандартов оценки, которые бы влияли на результаты проведенной им оценки спорных объектов недвижимости.

Ссылка представителей администрации Нижнеломовского района Пензенской области на отсутствие в отчетах оценщика Безрукова А.А. сведений о кадастровых номерах объектов-аналогов, использованных при оценке спорных объектов недвижимости, не свидетельствует о порочности определенной рыночной стоимости. Доказательств недостоверности, использованных оценщиком сведений об объектах-аналогах, не представлено.

При этом, суд не может принять в качестве доказательств рыночной стоимости спорных объектов недвижимости представленные представителями администрации Нижнеломовского района Пензенской области отчеты оценщика ИП ФИО7 за и от 22 апреля 2019 г., поскольку они не соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Первоначально указанные выше отчеты поступили в суд с датой оценки - 22 апреля 2019 г., в то время как в соответствии 24.18 Закона об оценочной деятельности оценка спорных объектов должна быть произведена на дату проведения государственной кадастровой оценки, являющейся предметом спора - 1 января 2013 г.

В ходе рассмотрения дела представителями администрации Нижнеломовского района Пензенской области были представлены аналогичные отчеты с датой проведения оценки - 1 января 2013 г., содержание которых не было изменено.

Кроме того, в нарушение пункта 6 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 299 от 20 мая 2015 г. представленные отчеты ИП Карташевой Е.А. не подписаны и не скреплены печатями на бумажном носителе. Отчеты этого оценщика, составленные в форме электронного документа и подписанные его усиленной квалифицированной подписью, также не представлены.

Также оценщиком ИП Карташевой Е.А. не произведен анализ рынка в сегментах, к которым относятся оцениваемые земельные участки на дату оценки (раздел V Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 611 от 25 сентября 2014 г., не указан наиболее эффективный способ использования оцениваемых земельных участков (раздел VI ФСО № 7).

При определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости оценщиком ИП ФИО7 были использованы сведения об объектах-аналогах, продаваемых в 2019 г., что было подтверждено представителем администрации Нижнеломовского района Пензенской области. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении оценщиком положений подпункта «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 611 от 25 сентября 2014 г., предполагающего сопоставимость по ценообразующим факторам оцениваемого объекта и объектов-аналогов.

Допущенные оценщиком ИП ФИО7 нарушение влияют на итоговую величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем, суд не может признать их допустимыми доказательствами на основании статьей 59, 61 КАС РФ.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, а именно: с кадастровым номером в размере - 1 827 000 рублей, с кадастровым номером - 6 035 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанных в отчетах об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленных оценщиком ИП ФИО8

При таких обстоятельствах, требования ООО «Спорт-Экстрим» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления юридическим лицом является дата обращения в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В данном случае ООО «Спорт-Экстрим» первоначально обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков 18 февраля 2019 г.

В силу пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Доводы представителя административного ответчика Правительства Пензенской области о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, что результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Пензенской области, либо законность постановления Правительства Пензенской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не оспариваются, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.

Доводы административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорных правоотношений, несостоятельны и противоречат положениям статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457;пунктам 1, 7 Положения об Управлении Росреестра по Пензенской области, утвержденного Приказом Росреестра от 30 мая 2016 г. № П/263, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.

Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Экстрим» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог, расположенных примерно в 250 м по направлению на северо-запад от ориентира - газовая заправка, адрес ориентира: <адрес> по состоянию на 1 января 2013 г. в размере равном их рыночной стоимости, а именно:

- с кадастровым номером общей площадью 17 000 кв.м - 1 827 000 (один миллион восемьсот двадцать семь тысяч) рублей;

- с кадастровым номером , общей площадью 63 000 кв.м - 6 035 000 (шесть миллионов тридцать пять тысяч) рублей.

Датой подачи ООО «Спорт-Экстрим» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 18 февраля 2019 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 6 мая 2019 г.

Судья Е.А. Мартынова