Дело № 3а-79/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И.,
с участием прокурора Ивановой И.Г., административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя административного ответчика - Чебоксарского городского Собрания депутатов ФИО3, представителя заинтересованного лица – Администрации г.Чебоксары ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании не действующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», не согласившись с тем, что в схему не включен торговый объект в районе дома №№ по <адрес>, ранее числившийся в аналогичной схеме в строке 3.23.1. Указывает на то, что решение означает невозможность в дальнейшем использование ею торгового павильона, установленного на основании разрешительных документов, административный ответчик не обосновал какими-либо причинами исключение ее торгового павильона из прежней схемы, не предоставил другого места в качестве компенсации. Полагает решение противоречащим положениям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нормам Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым нестационарные торговые объекты размещаются в целях обеспечения населения услугами торговли, а использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 административный иск поддержали по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика - Чебоксарского городского Собрания депутатов ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что планирование размещения нестационарных торговых объектов относится к компетенции органа местного самоуправления, оспариваемое решение принято с учетом схемы, разработанной администрацией г.Чебоксары.
Представитель заинтересованного лица по делу – администрации г.Чебоксары ФИО4 просил отказать в удовлетворении административного иска, указав на то, что схема разработана с учетом доступности для населения объектов торговли, размещение нестационарной торговой сети соответствует нормативу минимальной обеспеченности населения г.Чебоксары, установленному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года №531, в марте-апреле 2017 года проводился анализ потребности населения в нестационарных объектах. Кроме того, решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года на индивидуального предпринимателя ФИО1 возложена обязанность освободить земельный участок в районе дома №№ по <адрес> путем демонтажа торгового павильона. Вместе с тем административный истец вправе участвовать в аукционе и установить нестационарный торговый объект в другом месте юго-западного района города.
Заслушав объяснения административного истца, ее представителя, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора Ивановой И.Г., полагавшей административный иск правомерным, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
В разделе III «Нестационарные торговые объекты на территории Московского района города Чебоксары» в строке с порядковым номером 3.23.1 в схему был включен киоск площадью ... кв.м. в районе дома №№ по <адрес>.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 были внесены изменения в схему, в том числе исключена строка 3.23.1.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в которой нет торгового объекта в районе дома №№ по <адрес>.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу статьи 33 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики по вопросам своей компетенции Чебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений.
Согласно пункту 26 статьи 31 Устава вышеназванная Схема утверждается Чебоксарским городским Собранием депутатов.
Заседание Чебоксарского городского Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа депутатов (статья 32).
Как видно из имеющегося в материалах дела протокола от 25 декабря 2018 года № 36, на заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов из 43 депутатов присутствовали 33 депутата, что свидетельствует о наличии кворума (л.д.248-249).
Решение от 25 декабря 2018 № 1516 официально опубликовано 28 декабря 2018 года на официальном сайте г. Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» от 29 декабря 2018 года №27.
Таким образом, решение принято уполномоченным на то органом местного самоуправления в надлежащей форме, с соблюдением установленной процедуры, правил его обнародования.
Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Постановлением администрации г.Чебоксары от 25 апреля 2017 года №1013 утвержден Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Из пояснений сторон следует, что в 2017 -2018 годах указанный порядок не применялся, аукционы не проводились.
Согласно положениям ст.10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184 утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, согласно пункту 2 которого схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Аналогичное положение предусмотрено статьей 15 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В силу статьи 17 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Учитывая приведенные нормы законодательства о полномочиях органов местного самоуправлении во взаимосвязи с правовым регулированием торговой деятельности, осуществляемой посредством нестационарных объектов, предоставляющими субъектам малого и среднего предпринимательства гарантии стабильного осуществления торговли, и учитывая требования статей 9, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит имеющим юридическое значение для дела факт того, эксплуатировался ли нестационарный торговый объект административным истцом ко времени принятия Чебоксарским городским Собранием депутатов решения от 25 декабря 2018 года № 1516, и, следовательно, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца указанным решением.
Из представленных суду доказательств не усматривается подтверждения вышеуказанным обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2018 года, установлено, что 21 декабря 2012 года между администрацией г.Чебоксары и предпринимателем ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № общей площадью ... кв.м., расположенного по указанному адресу; согласно акту осмотра от 26 мая 2017 года и фототаблице земельный участок свободен от торгового павильона, сам торговый павильон расположен на земельном участке с кадастровым номером № в 10 метрах от торца дома №№, что подтверждено и заключением по результатам судебной экспертизы.
Исходя из норм земельного законодательства о пресечении действий, нарушающих права на земельный участок, в том числе о ликвидации самовольной постройки, и, учитывая, что ко времени рассмотрения судебного разбирательства торговый павильон не значился в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 (так как был исключен решением от 25 апреля 2017 года №732), судом на индивидуального предпринимателя ФИО1 возложена обязанность в течение месяца с момента вступления в силу решения суда освободить часть земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в торце дома №<адрес> по <адрес>, путем демонтажа торгового павильона площадью ... кв.м. в определенных границах координат контура торгового павильона (л.д.15-21).
Таким образом, из установленных судом обстоятельств следует, что торговый павильон не находился на положенном месте, его площадь отличалась от предусмотренной схемой (72 и 57 кв.м.), представлял собой самовольную постройку, следовательно, он не может считаться тем нестационарным торговым объектом, который числился в ранее утвержденной Схеме, а ввиду обязанности демонтировать его, возложенной судебным решением, он не мог эксплуатироваться ко времени утверждения оспариваемой схемы, таким образом, доводы административного истца о неправомерном пересмотре места размещения нестационарного торгового объекта и о нарушении тем самым ее прав, свобод и законных интересов являются несостоятельными.
Ввиду этого ссылки административного истца на неподтверждение соблюдения нормативов обеспеченности населения торговыми объектами и требований к формированию торговой инфраструктуры, на отсутствие надлежащего обоснования утверждения оспариваемого решения не могут быть приняты судом во внимание.
При изложенных обстоятельствах, указывающих на то, что нормативный правовой акт в той части, в которой не предусматривает размещения нестационарного торгового объекта в районе дома №№ по <адрес>, не может порождать правовых последствий, влекущих какие-либо нарушения охраняемых законом прав административного истца, то есть отсутствует названное в пункте 1 части 8 статьи 213 КАС РФ обстоятельство, требование административного истца удовлетворению не подлежит.
Согласно части 11 статьи 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о решении суда подлежит опубликованию в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в части невключения в Схему нестационарного торгового объекта, располагавшегося в районе дома №№ по <адрес>, - отказать.
Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары».
На решение могут быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Д.В.Алексеев
Мотивированное решение составлено 06 мая 2019 года.