БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-79/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2018 года город Белгород
Белгородский областной суд в составе:
судьи Борисовой О.В.,
при секретаре Клюковской А.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1 (прокурора прокуратуры Белгородской области), представителя административного ответчика Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приложения к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12 декабря 2017 года № 35/34 «Об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку сточных вод и водоотведение (очистку сточных вод) для Ивнянского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», реализующего услуги в сфере холодного водоснабжения, транспортировки сточных вод и водоотведения (очистки сточных вод) на территории Ивнянского района Белгородской области, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года» в части,
установил:
приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12 декабря 2017 года № 35/34 «Об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку сточных вод и водоотведение (очистку сточных вод) для Ивнянского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», реализующего услуги в сфере холодного водоснабжения, транспортировки сточных вод и водоотведения (очистки сточных вод) на территории Ивнянского района Белгородской области, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года», опубликованным на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» 19.12.2017, установлены тарифы на питьевую воду, транспортировку сточных вод и водоотведение (очистку сточных вод) для Ивнянского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» с календарной разбивкой и применительно для трех категорий (групп) потребителей: «население», «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие», согласно приложению.
Данным приложением установлены следующие тарифы для конкретных категорий (групп) потребителей на транспортировку сточных вод и водоотведение на период с 01.01.2018 по 30.06.2018:
- тариф на транспортировку сточных вод: для категории «население» - 29,90 руб./куб. м; для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие», - 42,01 руб./куб. м;
- тариф на водоотведение (очистку сточных вод): для категории «население» – 12,79 руб./куб. м; для категории (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» - 50,75 руб./куб. м.
Тарифы установлены без учета налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку организация применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии со ст. ст. 346.11, 346.12, 346.13 Налогового кодекса РФ (часть II).
Первый заместитель прокурора Белгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором с учетом изменения предмета требований, просил признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12 декабря 2017 года № 35/34 «Об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку сточных вод и водоотведение (очистку сточных вод) для Ивнянского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», реализующего услуги в сфере холодного водоснабжения, транспортировки сточных вод и водоотведения (очистки сточных вод) на территории Ивнянского района Белгородской области, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года» в части установления тарифа на транспортировку сточных вод для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года– 42,01руб./куб. м, и в части установления тарифа на водоотведение (очистку сточных вод) для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года – 50,75 руб./куб. м.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые тарифы для абонентов «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» установлены выше экономически обоснованного уровня тарифов за счет установления для абонентов «население» тех же тарифов ниже экономически обоснованного уровня, что противоречит положениям части 25 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов». Оспариваемая часть нормативного правового акта нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку создает дискриминационные условия при установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для разных групп потребителей.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные административные исковые требования с учетом их изменения.
Представитель Комиссии, не оспаривая вышеуказанные основания административных исковых требований, возражал против их удовлетворения, сославшись на соблюдение порядка, процедуры принятия, пределов полномочий Комиссии, формы, вида, порядка опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта. Представитель административного ответчика указал, что установление тарифов с отклонением от размера экономически обоснованных тарифов обусловлено соблюдением требований законодательства о предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании.
Заинтересованные лица Ивнянское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» и Правительство Белгородской области в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщено, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлялись.
С учетом положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон по делу, исследовав представленные доказательства, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), принятыми в целях реализации его положений Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее –Правила регулирования тарифов).
Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов определены система, принципы и методы регулирования, порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5, пунктам 1, 2 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, тарифы на водоотведение и транспортировку сточных вод подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Белгородской области таким уполномоченным органом является Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, действующая согласно Положению о Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденному постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 247-пп.
В силу пункта 2.1. Положения о Комиссии, основными задачами Комиссии является, в том числе, установление тарифов в сфере водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Комиссия во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Устава Белгородской области, законов Белгородской области, постановлений и распоряжений Губернатора Белгородской области и Правительства области издает акты в форме приказов (пункт 1.7 Положения о Комиссии).
Приказ от 12.12.2017 № 35/34 (в оспариваемой части) принят коллегией Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области большинством членов коллегии, присутствовавших на заседании, при участии более половины членов коллегии, что свидетельствует о соблюдении пунктов 20 и 21 Регламента работы коллегии Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденного приказом Комиссии от 10.12.2014 № 212. Указанные обстоятельства не оспаривались и подтверждаются совокупностью следующих доказательств: протоколом заседания коллегии Комиссии от 12.12.2017, приказами Комиссии № 101 от 13.10.2017 «Об утверждении состава коллегии Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области и признании утратившими силу некоторых приказов Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области», № 114 от 31.10.2017 «Об изменении состава коллегии Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области».
На основании пункта 37 вышеназванного Регламента решения (приказы) Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации признаками нормативного правового акта, вступают в силу одновременно на всей территории Белгородской области по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самим приказом. Данный порядок применяется, если иное не установлено федеральными законами и законами Белгородской области, иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Белгородской области.
Приказ Комиссии от 12.12.2017 № 35/34 опубликован 19.12.2017 на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakon.belregion.ru), который в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Белгородской области от 31.12.2003 № 112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» является источником официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов.
Комиссией соблюден порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, определенный Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, а также Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 16.07.2014 №1154-э.
Дела об установлении тарифов на транспортировку сточных вод и водоотведение были открыты Комиссией приказами от 08.11.2017 № 234д и № 235д, данными приказами определен метод регулирования тарифов – метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Решение коллегии Комиссии от 12.12.2017 принято на основании материалов, представленных Ивнянским муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», а также по результатам экспертиз, проведенных в соответствии с пунктами 25-27 Правил регулирования тарифов в сфере водоотведения.
В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования оспариваемые тарифы не должны превышать величины указанных тарифов, действовавших во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Нарушений данного пункта Комиссией при установлении оспариваемых тарифов не допущено, что подтверждается содержанием приказа Комиссии от 19.12.2016 № 24/52 «Об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку сточных вод и водоотведение (очистку сточных вод) для Ивнянского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства", осуществляющего холодное водоснабжение, прием и транспортировку сточных вод и водоотведение (очистку сточных вод) на территории Ивнянского района Белгородской области, на 2017 год».
Учитывая вышеизложенное, оспариваемая часть нормативного правового акта (приказа Комиссии от 12.12.2017 № 35/34) принята в пределах полномочий Комиссии, с соблюдением формы, вида нормативного правового акта, процедуры его принятия и введения в действие, вступила в законную силу и является действующей.
В силу положений части 1 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из предусмотренных данной нормой закона методов.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категории сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования.
Размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки (пункт 35 Основ ценообразования).
На основании пунктов 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Из экспертных заключений по результатам проведенной Комиссией экспертизы предложений об установлении тарифов следует, что с 01.01.2018 по 30.06.2018 экономически обоснованный тариф на очистку сточных вод – 19,32 руб./куб. м; на транспортировку сточных вод - 31,71 руб./куб. м.
Оспариваемые тарифы не соответствуют вышеуказанным значениям экономически обоснованных тарифов.
Согласно приказу Комиссии № 35/34 от 12.12.2017, на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тарифы имеют следующие значения:
- тариф на транспортировку сточных вод: для категории «население» - 29,90 руб./куб. м; для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие», - 42,01 руб./куб. м;
- тариф на водоотведение (очистку сточных вод): для категории «население»– 12,79 руб./куб. м; для категории (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» - 50,75 руб./куб. м.
Принятие Комиссией тарифов для категории потребителей «население» на транспортировку сточных вод и водоотведение (очистку сточных вод) ниже экономически обоснованных тарифов обусловлено соблюдением пункта 9 Основ ценообразования и установленных ограничений по предельному индексу в размере 0% (с 01.01.2018) согласно пункту 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» и постановлению Губернатора Белгородской области от 24.11.2017 № 120 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Белгородской области на 2018 год».
Установление экономически обоснованных тарифов на питьевую воду и водоотведение для населения в первом полугодии 2018 привело бы к превышению предельного (максимального) индекса по Ивнянскому району на 104,917 % по первому полугодию 2018 года, что недопустимо и повлекло бы нарушение требований пункта 10 Основ ценообразования.
Вместе с тем, установление на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тарифов на транспортировку сточных вод и водоотведение (очистку сточных вод) для групп потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» в размере выше экономически обоснованного тарифа, осуществлено в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, а именно, в противоречие положениям части 25 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов».
В соответствии с частью 25 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается.
Размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов (пункт 35 Основ ценообразования).
В судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривался тот факт, что установление тарифов на питьевую воду и водоотведение для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» выше экономически обоснованных обусловлено установлением для категории (группы) потребителей «население» этих же тарифов ниже экономически обоснованных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению в зависимости от групп потребителей.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования – городского округа «город Чита», - если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее – межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Как следует из анализа экономической обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов в сфере водоотведения, приведенного в протоколе заседания коллегии Комиссии от 12.12.2017 № 35, в случае осуществления расчетов с категорией (группой) потребителей «население» по тарифам, которые ниже экономически обоснованных, достижение показателя валовой выручки Ивнянского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» обеспечено Комиссией путем установления тарифов в сфере водоотведения для категории (группы) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» выше экономически обоснованных тарифов.
Из вышеизложенного следует, что межтарифная разница, возникшая в результате установления оспариваемым приказом Комиссии тарифов для категории потребителей «население» в размере ниже экономически обоснованных, отнесена на другие категории потребителей – «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие», путем установления для последних тарифов в размере выше экономически обоснованных, с целью обеспечения возмещения вышеназванной организации недополученной суммы выручки от предоставления услуг по водоотведению.
Таким образом, требования подлежат удовлетворению.
Оспариваемую часть приложения к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12.12.2017 № 35/34 следует признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Как видно из материалов дела, оспариваемая часть нормативного правового акта применялась, что подтверждается соответствующими счетами на оплату.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru) в соответствии с требованиями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12 декабря 2017 года № 35/34 «Об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку сточных вод и водоотведение (очистку сточных вод) для Ивнянского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», реализующего услуги в сфере холодного водоснабжения, транспортировки сточных вод и водоотведения (очистки сточных вод) на территории Ивнянского района Белгородской области, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года» в части установления тарифа на транспортировку сточных вод для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года– 42,01руб./куб. м, и в части установления тарифа на водоотведение (очистку сточных вод) для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года – 50,75 руб./куб.м.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Белгородский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья О.В. Борисова
Решение в окончательной форме принято 15 мая 2018 г.