ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-79/2021 от 24.05.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-79/2021

Решение

Именем Российской Федерации

24 мая 2021 года г.Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.

при секретаре судебного заседания Лининой М.А.

с участием прокурора Голодковой А.А.,

административного истца Белякова Н.А. и его представителя Сахарова А.Н.,

представителя административного ответчика Совета депутатов Центрального сельского поселения <данные изъяты> – Карениной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании недействующим пункта 5.1 статьи 5 Положения о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Центрального сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Центрального сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ),

установил:

Решением Совета депутатов Центрального сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ принято Положение о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Центральном сельском поселении <данные изъяты>

Решением Совета депутатов Центрального сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в данное решение внесены изменения, пункт 5.1 статьи 5 указанного Положения, устанавливающей порядок определения размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Центрального сельского поселения, изложен в новой редакции, предусматривающей, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданского (муниципального) служащего, определенного в соответствии с настоящим Положением (абзац 2 пункта 5.1 статьи 5).

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему, лицу, замещавшему муниципальную должность местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 1,5 должностного оклада, установленного гражданскому (муниципальному) служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством (последний абзац пункта 5.1 статьи 5) (л.д. <данные изъяты>).

Беляков Н.А., замещавший до ДД.ММ.ГГГГ должность муниципальной службы главы Администрации Центрального сельского поселения, обратился в суд с требованием, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующим пункта 5.1 статьи 5 указанного Положения (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ) в части установления ограничения размера среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, составляющего 1,5 должностного оклада <данные изъяты>

Заявленные требования мотивированы тем, что данная норма противоречит законодательству, в частности, пункту 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункту 4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) – приложения 7 к <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О государственной гражданской службе <данные изъяты>», устанавливающим ограничение размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего и гражданского служащего <данные изъяты> - 2,8 должностного оклада. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право на получение пенсии за выслугу лет в размере, рассчитанном в порядке, установленном приведенными нормами действующего законодательства, поскольку ее применение привело к прекращению данной выплаты, назначенной ему с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Беляков Н.А. и его представитель Сахаров А.Н. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему (<данные изъяты>).

Представитель административного ответчика Совета депутатов Центрального сельского поселения <данные изъяты> - Глава Центрального сельского поселения Каренина И.В. возражала против удовлетворения требований Белякова Н.А., поддержала поданные возражения на административное исковое заявление <данные изъяты>

Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора Голодковой А.А. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обеспечение взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, предоставление муниципальному служащему гарантии пенсионного обеспечения за выслугу лет с распространением на муниципального служащего в этой области прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, установление ограничения максимального размера государственной пенсии муниципального служащего максимальным размером государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 02 марта 2007года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (пункт 6 статьи 5, пункт 5 части 2 статьи 23, часть 1 статьи 24).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи7 Федерального закона от 15 декабря 2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» также определено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Согласно части 9 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи53 то го же Федерального закона).

На основании пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом (пункт 4 той же статьи).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу правовой природы ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации такого рода доплаты являются дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определение от 16 января 2018 года № 6-О).

Рассматривая вопрос о механизме определения размера пенсии за выслугу лет, назначенной федеральным государственным гражданским служащим, который предусматривает ограничение размера среднемесячного заработка для исчисления пенсии 2,8 оклада и не гарантирует при этом ее установление в минимальном размере, что может привести к поглощению пенсии за выслугу лет трудовой пенсией, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что такой порядок в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих и не может рассматриваться как нарушающий их конституционное право на социальное обеспечение (определение от ДД.ММ.ГГГГ-О).

С учетом сходной правовой природы доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим смысл приведенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации может быть в полной мере распространен на правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением последних.

Особенности организации муниципальной службы в <данные изъяты> и правовое положение муниципальных служащих <данные изъяты> урегулированы <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в <данные изъяты>», в соответствии со статьей 8.2 которого в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами <данные изъяты> (часть 1).

Условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются актами органов местного самоуправления и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) государственным гражданским служащим <данные изъяты>, установленным соответственно федеральным законодательством и законодательством <данные изъяты> (часть 2 данной статьи).

Таким образом, федеральным и региональным законодательством определены основные условия, которые должны быть сходными с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, а также максимальный размер пенсионного обеспечения муниципальных служащих. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и с учетом бюджетных возможностей вправе определять уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования за счет средств местного бюджета, вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим, корректировать правила ее назначения и расчета.

Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет гражданским служащим установлен Приложением к Закону <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О государственной гражданской службе <данные изъяты>», согласно пунктам 1, 14 которого общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего, определенного в соответствии с настоящим Положением, который, в свою очередь, не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного гражданскому служащему.

Требования к минимальному размеру пенсионного обеспечения гражданского служащего за выслугу лет данным законом не установлены.

Оспариваемым решением предусмотрено ограничение размера среднемесячного заработка для исчисления пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Центрального сельского поселения <данные изъяты>, составляющее 1,5 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде. В результате его применения размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии Белякова Н.А. превысил учтенную в установленном указанным решением порядке часть его среднемесячного заработка, что привело к прекращению ранее получаемой им доплаты.

Вместе с тем, установив такой порядок определения размера пенсии за выслугу лет, Совет депутатов Центрального сельского поселения действовал в пределах полномочий, предоставленных ему приведенными нормами федерального и регионального законодательства, в правомочном составе – при установленной численности депутатов - 10, на заседании ДД.ММ.ГГГГ присутствовали и проголосовали за принятие оспариваемого решения 7 депутатов, на заседании ДД.ММ.ГГГГ – 8 депутатов (<данные изъяты>).

Порядок принятия и обнародования оспариваемого нормативного правового акта путем размещения на информационных стендах муниципального образования и на сайте Администрации Центрального сельского поселения соблюден (л.д.<данные изъяты>).

Оспариваемое решение принято с учетом положительного заключения на проект данного нормативного правового акта главы Администрации Центрального сельского поселения.

Из объяснения представителя административного ответчика в судебном заседании, письменной пояснительной записки Главы поселения по расходованию средств местного бюджета, решений Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о бюджете Центрального сельского поселения на 2020, 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов следует, что бюджет сельского поселения на 2019 год был утвержден с профицитом на сумму <данные изъяты> тыс. руб., а бюджет на 2021 год – с дефицитом в размере <данные изъяты> тыс. руб., впоследствии увеличенным до <данные изъяты> тыс. руб.

Увеличение расходов местного бюджета связано с реализацией муниципальных программ «Комплексное устойчивое развитие Центрального сельского поселения», софинансирование которых осуществляется из местного бюджета, предусматривающих в том числе строительство многофункциональных общественных территорий, газификацию деревень, строительство водопровода и канализации, а также с выполнением мероприятий по капитальному ремонту двух зданий для расселения граждан, проживающих в ветхом жилье, строительством новой автодороги общего пользования местного значения, модернизацией уличного освещения, созданием спортивных объектов. В такой ситуации органы местного самоуправления поселения вынуждены прибегнуть к уменьшению своих расходных обязательств. Так, с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств Глава поселения исполняет полномочия на непостоянной основе, с ДД.ММ.ГГГГ уменьшены расходы на оплату труда главного специалиста Совета депутатов (л.д. 170 -199).

Таким образом, ограничение размера среднемесячного заработка для исчисления пенсии за выслугу лет, составляющее 1,5 должностного оклада, установлено оспариваемым нормативным положением не произвольно, а с учетом социально-экономического положения Центрального сельского поселения и возможностей бюджета муниципального образования в условиях превышения его расходной части над доходной.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления размера таких пенсий, отличных от правил пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, установленных областным законодательством, распространяющихся в равной мере на всех муниципальных служащих сельского поселения, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих.

По настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании недействующим пункта 5.1 статьи 5 Положения о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Центрального сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Центрального сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 31 мая 2021 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова