ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-79/2021 от 29.09.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бушманова А.П.,

при секретарях Копыциной Н.С., Шевкун Я.В.,

с участием прокурора Ординарцева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.1 к Тындинской городской Думе об оспаривании нормативного правового акта города Тынды № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятого решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД-VII, с внесенными изменениями, нормативным правовым актом № 13-НПА, принятыми решением Тындинской городской Думы от 11 июня 2021 года № 372-Р-ТГД-VII, в части,

УСТАНОВИЛ:

Ф.И.О.1. обратилась в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года №347-Р-ТГД-VII принят нормативно правовой акт города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах» (далее – нормативный правовой акт № 6 НПА «О назначении и проведении опроса». Нормативно правовой акт № 6 НПА «О назначении и проведении опроса» опубликован в официальном периодическом печатном издании города Тынды – газете «Авангард» № 8(52) 23 апреля 2021 года и вступил в силу 24 апреля 2021 года. Решением Тындинской городской Думы от 11 июня 2021 года № 372-Р-ТГД-VII принят нормативно правовой акт города Тынды от 11 июня 2021 года № 13-НПА «О внесении изменений в нормативно правовой акт города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6 НПА «О назначении и проведении опроса», согласно части 1 статьи 2 которого часть 2 статьи 1 нормативного правового акта № 6 НПА «О назначении и проведении опроса» была изложена в следующей редакции: «2. Провести опрос в период с 26 мая 2021 года по 17 июня 2021 года (включительно) с 08.00 до 18.00 часов». Нормативно правовой акт № 13-НПА «Изменения в нормативно правовой акт № 6 НПА «О назначении и проведении опроса»» опубликован в официальном периодическом печатном издании города Тынды – газете «Авангард» № 12(56) 15 июня 2021 года и вступил в силу 16 июля 2021 года, то есть за день до окончания срока проведения опроса. В прежней редакции часть 2 статьи 1 № 6 НПА «О назначении и проведении опроса» излагалась иначе, а именно: «2. Провести опрос в период с 26 мая 2021 года по 30 мая 2021 года». В преамбуле решение Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД-VII, которым принят оспариваемый нормативно правовой акт, имеются ссылки на Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области» (далее – закон АО № 588-ОЗ), Устав города Тынды, Положение «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тынде», утверждённое решением Тындинской городской Думы от 28 июня 2012 года № 523 (далее – Положение № 523). Часть 1 статьи 3 Закона АО № 588-ОЗ предусматривает, что на опрос могут быть вынесены вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей муниципального образования области по месту их проживания и отнесённые федеральным законодательством, законами области, уставом муниципального образования к вопросам местного значения. Пункт 1 части 3 статьи 27 Устава города Тынды также предусматривает, что опрос граждан проводится по инициативе Тындинской городской Думы или Мэра города Тынды по вопросам местного значения. Аналогичные предписания определены подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 5 Положения № 523. При этом в силу статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 9 Устава города Тынды вопрос определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах к вопросам местного значения городского округа не относится. Принятие Тындинской городской Думы нормативно правовых актов противоречащих действующему законодательству, затрагивают права и законные интересы неопределённого круга лиц, в частности административного истца, а также интересы муниципального образования города Тынды, поскольку обязанности представительного органа местного самоуправления должны исполняться в интересах всех жителей города Тынды и в соответствии с действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, уточнив требования, просила признать недействующей со дня принятия:

- часть 2 статьи 1 нормативного правового акта города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятого решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД-VII, в той мере, в которой согласно статье 4 Положения «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тынде», утвержденного решением Тындинской городской Думы от 28 июня 2012 года, не определена форма опроса (тайно или поименно);

- часть 1 статьи 3 нормативного правового акта города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятого решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД- VII, как противоречащая части 3 статьи 3 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области» и части 3 статьи 3 Положения «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тынде», утвержденного решением Тындинской городской Думы от 28 июня 2012 года № 523;

- части 2 и 3 статьи 3 нормативного правового акта города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятого решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД- VII, вместе с приложениями №2 и №3 как противоречащие Положению «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тынде», утвержденному решением Тындинской городской Думы от 28 июня 2012 года №523;

- нормативный правовой акт города Тынды от 11 июня 2021 года № 13-НПА, принятый решением Тындинской городской Думы от 11 июня 2021 года № 372-Р-ТГД- VII «О внесении изменений в нормативный правовой акт города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятый решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД- VII», как противоречащий части 6 статьи 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 5 статьи 4 и части 3 статьи 6 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области».

В судебном заседании административный истец Ф.И.О.1 настаивала на заявленных требованиях, с учетом уточнений, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Председатель Тындинской городской Думы Ф.И.О.2 в письменных возражениях указал, что доказательств нарушения прав административного истца не представлено, что исключает удовлетворение заявленных требований. Оспариваемый нормативно правовой акт регламентирует порядок проведения опроса, вопросы, предлагаемые при проведении опроса по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах, свободы и законные интересы истца не затрагивают. По мнению, административного истца, в силу статьи 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 9 Устава города Тынды, вопрос определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах к вопросам местного значения государственного органа не относится. Подпунктом 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 24 части 1 статьи 9 Устава города Тынды. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года №588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области» на опрос могут быть вынесены вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей муниципального образования области по месту их проживания и отнесённые федеральным законодательством, законами области, уставом муниципального образования области к вопросам местного значения. Оспариваемый нормативно правовой акт издан в установленном Уставом города Тынды порядке, управомоченным органом местного самоуправления, в пределах полномочий, закрепленных за ним федеральными и областными законами, Уставом города Тынды, следовательно, оснований для признания недействующим со дня принятия нормативно правового акта города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятый решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД-VII (в редакции нормативно правового акта города Тынды от 11 июня 2021 года № 13-НПА, принятого решением Тындинской городской Думы от 11 июня 2021 года № 372-Р-ТГД-VII). Просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель Тындинской городской Думы Ф.И.О.3 ранее в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица администрации города Тынды – Ф.И.О.4 ранее в судебном заседании поддерживал позицию представителя Тындинской городской Думы.

В данное судебном заседании представители Тындинской городской Думы и администрации города Тынды не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, а поэтому дело рассмотрено в их отсутствии.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В рамках настоящего административного дела Ф.И.О.1 оспаривается нормативно правовой акт № 6 НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», а именно:

- часть 2 статьи 1 нормативного правового акта города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятого решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД-VII, в той мере, в которой согласно статье 4 Положения «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тынде», утвержденного решением Тындинской городской Думы от 28 июня 2012 года, не определена форма опроса (тайно или поименно);

- часть 1 статьи 3 нормативного правового акта города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятого решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД- VII, как противоречащая части 3 статьи 3 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области» и части 3 статьи 3 Положения «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тынде», утвержденного решением Тындинской городской Думы от 28 июня 2012 года № 523;

- части 2 и 3 статьи 3 нормативного правового акта города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятого решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД- VII, вместе с приложениями №2 и №3 как противоречащие Положению «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тынде», утвержденному решением Тындинской городской Думы от 28 июня 2012 года №523;

- нормативный правовой акт города Тынды от 11 июня 2021 года № 13-НПА, принятый решением Тындинской городской Думы от 11 июня 2021 года № 372-Р-ТГД- VII «О внесении изменений в нормативный правовой акт города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятый решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД- VII», как противоречащий части 6 статьи 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 5 статьи 4 и части 3 статьи 6 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области».

Поскольку административный истец Ф.И.О.1 является жителем города Тынды, а оспариваемый нормативный правовой акт № 6-НПА и внесший в него изменения нормативный правовой акт № 13-НПА непосредственно затрагивают права и не только интересы неопределенного круга лиц – жителей г. Тынды Амурской области, но и интересы административного истца Ф.И.О.1., в связи, с чем данное дело подлежит рассмотрению в Амурском областном суде.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.

К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (которые могут использоваться жителями любого муниципального образования, если иное не установлено федеральным законом) названный Федеральный закон относит, в частности, опрос граждан (статья 31 Федерального закона № 131-ФЗ), который проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Федеральный законодатель в статье 31 названного Федерального закона закрепил обязанность органа местного самоуправления определить порядок назначения и проведения опроса граждан уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 4), установил необходимость принятия решения о назначении опроса граждан представительным органом муниципального образования, а также, какие вопросы должны быть урегулированы в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе (часть 5), а также предусмотрел, что информирование жителей муниципального образования о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения (часть 6).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области» на опрос могут быть вынесены вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей муниципального образования области по месту их проживания и отнесённые федеральным законодательством, законами области, уставом муниципального образования области к вопросам местного значения.

Тындинская городская Дума является представительным органом города Тынды (пункт 2 части 1 статья 29 Устава города Тынды от 26.12.2014 № 42-НПА, принят решением Тындинской городской Думы от 26.12.2014 № 221-Р-ТГД-VI).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года №588-ОЗ "О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области" опрос назначается по инициативе представительного органа муниципального образования области или главы муниципального образования области - по вопросам местного значения.

Согласно пункта 4 данной статьи 4 в решении о назначении опроса устанавливаются: дата и сроки проведения опроса (если опрос проводится в течение нескольких дней, указываются даты начала и окончания проведения опроса и время ежедневного заполнения опросных листов); инициатор проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа. В опросном листе не допускается указание персональных данных участника опроса; минимальная численность жителей муниципального образования области, участвующих в опросе, которая не может составлять менее 5 процентов от числа жителей муниципального образования области (части муниципального образования области), обладающих избирательным правом, а по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта - менее 5 процентов от числа достигших шестнадцатилетнего возраста жителей муниципального образования (части муниципального образования), в которых предлагается реализовать инициативный проект; состав комиссии по проведению опроса; дата первого заседания комиссии по проведению опроса (не позднее 3 рабочих дней с момента принятия решения о назначении опроса); адрес местонахождения комиссии по проведению опроса; порядок идентификации участников опроса в случае проведения опроса граждан с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Решение о назначении опроса подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 10 дней до его проведения (п. 5 ст. 4 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года №588-ОЗ).

Согласно ч. 1 ст. 94. Устава города Тынды муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением города Тынды непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий настоящим Уставом.

В соответствии со ст. 98 Устава города Тынды Тындинская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения об удалении мэра города Тынды в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города Тынды (ч. 1). Председатель Тындинской городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы, подписывает решения Тындинской городской Думы (ч. 2). Решения принимаются в коллегиальном порядке. (ч. 3). Решения Тындинской городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Тынды, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 4). Решения о досрочном прекращении полномочий Тындинской городской Думы в случае ее самороспуска, об удалении мэра города Тынды в отставку принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов (ч. 5). Иные решения Тындинской городской Думы принимаются в порядке, установленном Регламентом Тындинской городской Думы, принятым в соответствии с частью 9 статьи 32 настоящего Устава (ч. 5.1). Нормативный правовой акт, принятый Тындинской городской Думой, направляется мэру города Тынды для подписания и опубликования в течение 10 дней. Мэр города Тынды имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом города Тынды. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Тындинскую городскую Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если мэр города Тынды отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Тындинской городской Думой. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Тындинской городской Думы, он подлежит подписанию мэром города Тынды в течение семи дней и обнародованию (ч. 6). Нормативные правовые акты, принятые Тындинской городской Думой, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после дня их официального опубликования, если самим актом не предусмотрено иное. Решение Тындинской городской Думы, не имеющее нормативного характера, вступает в силу со дня его подписания председателем Тындинской городской Думы, если самим решением не предусмотрено иное (ч. 7).

Решением Тындинской городской думы от 28 июня 2012 года № 523 утверждено положение «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тынде».

Статьёй 6 данного Положения установлен порядок назначения опроса. Решение о назначении опроса граждан принимается городской Думой простым большинством голосов от избранного числа депутатов (пункт 1). В решении городской Думы о назначении опроса граждан указываются: цель опроса, инициатор проведения опроса; дата и сроки проведения опроса; источники финансирования проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса, варианты ответов, которые должен выбрать участник опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа и (или) форма опросного списка; территория опроса (если опрос проводится на части территории города, указываются границы территории, где будет проводиться опрос граждан); минимальная численность граждан, участвующих в опросе (минимальная численность граждан, при соблюдении которой опрос признается состоявшимся) (пункт 2). Опрос проводится не ранее одного месяца и не позднее шести месяцев со дня принятия решения о проведении опроса (пункт 3). Решение о назначении опроса подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 10 дней до его проведения (пункт 4).

Решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД-VII принят нормативно правовой акт города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6- НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах».

В данном нормативном правовом акте указано обоснование необходимости проведения опроса; инициатор проведения опроса; дата и сроки проведения опроса территория опроса; формулировка вопросов, предлагаемых при проведении опроса; минимальная численность жителей муниципального образования города Тынды, участвующих в опросе; методика проведения опроса; форма опросного листа; состав комиссии по проведению опроса, вопросы финансирования мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса.

Текст документа опубликован в издании «Авангард», № 8(52) 23 апреля 2021 года.

Решением Тындинской городской Думы от 11 июня 2021 года № 372-Р-ТГД-VII принят нормативно правовой акт города Тынды от 11 июня 2021 года № 13-НПА «О внесении изменений в нормативно правовой акт города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6 - НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах».

Данным нормативным правовым актом был изменён только срок проведения опроса граждан, указан период с 26 мая 2021 года по 17 июня 2021 года (включительно) с 08.00 до 18.00 часов, в прежней редакции период проведения опроса граждан был установлен с 26 мая 2021 года по 30 мая 2021 года.

Текст документа опубликован в издании «Авангард» №12(56) 15 июня 2021 года.

Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, с последующими внесенными изменениями, порядок введения его в действие не нарушены, о чем свидетельствуют приобщенные к материалам дела, надлежаще заверенные копии документов (протоколы заседаний Тындинской городской Думы, тексты нормативных правовых актов).

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм можно сделать вывод, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт с последующими его изменениями принят в пределах полномочий представительного органа муниципального образования – Тындинской городской Думы, с соблюдением формы нормативного правого акта, процедуры его принятия, введения его в действие и его опубликования, не противоречит нормам федерального, областного законодательства, а также Уставу города Тынды и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку был принят в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку в ходе разрешения настоящего административного дела суд не установил наличие противоречий оспариваемых Ф.И.О.1 правовых норм нормам, закрепленным в нормативных правовых актах, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм федеральному, областному законодательству, а также Уставу города Тынды и другим нормативным правовым актам, имеющих большую юридическую силу, являются несостоятельными, а поэтому оснований для признания их недействующими, не усматривается.

Данные доводы заявителя основаны на неверном толковании действующего законодательства.

При этом, считает суд, что в силу положений статьи 213 КАС РФ, обращаясь в суд с требованиями о признании недействующим нормативного акта, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены; при этом нарушение прав должно носить реальный, а не мнимый характер.

Само по себе несогласие административного истца со сроками проведения опроса граждан и вопросами, выносимыми на опрос, не может расцениваться, как нарушение прав административного истца.

Кроме того, участие в опросе, касающегося вопроса определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах, является свободным и добровольным, а мнение граждан, выявленное в ходе опроса, носит для органов власти рекомендательный характер.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах следует в удовлетворении требований административного искового заявления Ф.И.О.1 отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленных административных требований Ф.И.О.1 о признании недействующим со дня принятия части 2, статьи 1, частей 1, 2, 3 статьи 3 нормативного правового акта города Тынды № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах», принятого решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД-VII (с изменениями в редакции нормативного правового акта № 13-НПА, принятого решением Тындинской городской Думы от 11 июня 2021 года № 372-Р-ТГД-VII).

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11 октября 2021 года.

Председательствующий А.П. Бушманов

1версия для печатиДело № 3а-79/2021 ~ М-80/2021 (Решение)