ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-79/2022 от 31.08.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-79/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 г. г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе

судьи Смоленского областного суда Холиковой Е.А.,

при секретаре Морозовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Смолнефть» в лице управляющей компании ООО «Зеленый поток» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

установил:

ООО «Смолнефть» в лице управляющей компании ООО «Зеленый поток» обратилось в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Администрации Смоленской области, ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- заправочного пункта (нежилого здания), принадлежащего Обществу на праве собственности с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости, определенной согласно отчета ООО «МФЦ Брянскземпроект» в размере 811 879 руб., указав, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества определена в размере 3141428, 55 руб.;

- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., арендатором которого является, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под заправочный пункт, с кадастровым номером <данные изъяты>; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ... в размере 311584 руб., определенной согласно отчета ООО «МФЦ Брянскземпроект» , указав, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества определена в размере 992269,85 руб.;

- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., арендатором которого является, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под проектирование и строительство производства по переработке нефти, попутного нефтяного и природного газа с кадастровым номером <данные изъяты>; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ... в размере 3720000 руб., определенной согласно отчета ООО «МФЦ Брянскземпроект» , указав, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества определена в размере 10192000 руб.

Значительное превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью, нарушает права и законные интересы административного истца, как плательщика налога на имущество.

Определением суда от 19 мая 2022 г. в качестве административного ответчика по делу привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, в качестве заинтересованного лица - Администрация Ярцевского района Смоленской области.

Представитель административного истца ООО «Смолнефть» в лице управляющей компании ООО «Зеленый поток» - Шипилов В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Поленкова А.М. не возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Представители ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области», Администрации Смоленской области, а также представитель заинтересованного лица Администрации Ярцевского района Смоленской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, просил рассмотреть данное дело в свое отсутствие, разрешение данного спора оставляет на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.

Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть 2) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (в редакции Федеральных законов от 30 ноября 2016 г. № 40-ФЗ, 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ).

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (в ред. Федерального закона от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

Изменения (пункт 2 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации), предусмотренные Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019 г. и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г. Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Согласно частям 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ положения настоящего Федерального закона применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой было начато после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссию в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7, частью 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости, и осуществляется таковыми в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Пунктом 12.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226, предусмотрено, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 14 названного федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на территории Российской Федерации исполнению подлежат вступившие в законную силу судебные акты.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ).

Из положений статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

Как следует из материалов дела, ООО «Смолнефть» в лице управляющей компании ООО «Зеленый поток» принадлежит объект недвижимости - заправочный пункт (нежилое здания) с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: ..., о чем в Едином государственном реестре прав была сделана запись (Т.2 л.д.33).

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под заправочный пункт, по договору аренды от 14 декабря 2009 г. и земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под проектирование и строительство производства попереработке нефти, попутного нефтяного и природного газа с кадастровым номером <данные изъяты> по договору аренды от 30 декабря 2004 г. передан Обществу Администрацией Ярцевского района Смоленской области (Т.2 л.д.44-53).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (кроме земельных участков), расположенных на территории Смоленской области, по состоянию на 1 января 2018 г., утверждены приказом начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 2 ноября 2018 г. № 744 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (кроме земельных участков), расположенных на территории Смоленской области.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 992 269,85 руб. и объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 10 192 000 руб. определена по состоянию на 01 января 2020 г., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 141 428,55 руб. определена по состоянию на 01 января 2018 г. ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области») в рамках мероприятий по государственной кадастровой оценке, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г.№ 237-ФЗ.

Поскольку государственная кадастровая оценка, результаты которой оспариваются, проводилась после дня вступления Федерального законаот 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ, к спорным правоотношениям применяются положения настоящего Федерального закона.

В подтверждении доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества значительно превышает их рыночную стоимость, административным истцом представлены отчеты об оценке: от 30 июня 2021 г., от 28 июня 2021 г. и № 16/21 от 6 июля 2021 г., выполненные ООО «МФЦ «Брянскземпроект», в соответствии с которыми рыночная стоимость заправочного пункта (нежилого здания) с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., составляет 811 879 руб.; земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 311584 руб., и земельного участка площадью 40 000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 3720000 руб.

В ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая существенное отличие рыночной стоимости объектов недвижимости, указанных в представленных отчетах об оценке от их кадастровой стоимости, отсутствие альтернативного отчета у Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, по ходатайству представителя административного истца Шипилова В.А. судом назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Бином».

Согласно заключению эксперта ООО «Бином» Т. от 23 августа 2022 г. отчеты об оценке от 30 июня 2021 г., от 28 июля 2021 г. и от 06 июля 2021 г., выполненные ООО «МФЦ Брянскземпроект» соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная в данных отчетах является достоверной.

Отчеты об оценке соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, а именно: оценщиком не допущено нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию данных отчетов об оценке, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости не выявлены, в том числе правильно определены факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, ошибки при выполнении математических действий не допускались, информация, использованная оценщиком является достоверной, достаточной и проверяемой.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всем имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии с частью 8 статьи 82 и статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

При исследовании экспертного заключения судом было установлено, что эксперт провел анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении его рыночной стоимости. Экспертом проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в заключение сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости.

Оценив заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что названное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности. Таким образом, данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и с учетом объяснений эксперта не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Под оценочной деятельностью согласно статье 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

В силу статьи 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Эксперт, проводивший судебную оценочную экспертизу, является членом саморегулируемой организации и его ответственность застрахована, что подтверждено приложенными к экспертному заключению полисом страхования и свидетельством о членстве саморегулируемой организации оценщиков, то есть указанные требования закона соблюдены.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что заключение судебно-оценочной экспертизы достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения суда.

С учетом изложенного, и принимая во внимание, что доводы административного истца о превышении кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью нашли свое подтверждение, заявленное им требование об установлении кадастровой стоимости в размере менее учтенной в Едином государственном реестре недвижимости подлежит удовлетворению, с установлением кадастровой стоимости спорных объектов в размере, равном определенным заключением судебной оценочной экспертизы.

Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных выше объектов недвижимости было подано в суд 7 апреля 2022г., то в соответствии с Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд,

решил:

административное исковое заявление ООО «Смолнефть» в лице управляющей компании ООО «Зеленый поток» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - заправочного пункта (нежилого здания) с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 811 879 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ..., равной его рыночной стоимости в размере 311 584 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ..., равной его рыночной стоимости в размере 3720 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.

Датой подачи административного искового заявления ООО «Смолнефть» в лице управляющей компании ООО «Зеленый поток» о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости считать 7 апреля 2022 г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 1 сентября 2022 г.

Судья Е.А.Холикова