ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-79/2023 от 11.08.2023 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-79/2023

54OS0000-01-2023-000114-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2023 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шумовой Н.А.

при секретаре Павленко К.А.

с участием прокурора Аникиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Картавина А.В., Каверзиной С.В., Рязанцева М.В., Пуховского И.В., Орловской Ю.В., Гладковой С.В., Каранкевич А.А., Новикова М.В., Поповской И.А., Кошлякова А.В., Дубкова В.А., Санниковой С.А., Вальгер О.А., Нестеровой Е.В., Гриценко А.О., Чубыкиной Н.Л,, Зубаревой Е.А., Зайцевой А.С., Нелидова А.А. к Избирательной комиссии Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

установил:

Картавин А.В., Каверзина С.В., Рязанцев М.В., Пуховский И.В., Орловская Ю.В., Гладкова С.В., Каранкевич А.А., Новиков М.В., Поповская И.А., Кошляков А.В., Дубков В.А., Санникова С.А., Вальгер О.А., Нестерова Е.В., Гриценко А.О., Чубыкина Н.Л., Зубарева Е.А., Зайцева А.С., Нелидов А.А. обратились с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Новосибирской области о признании незаконным постановления от 11 июля 2023 г. №167/1239-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума Новосибирской области».

В обоснование требований указали, что 19 мая 2023 г., в соответствии с положениями ст.14 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.9 Закона Новосибирской области от 25 мая 2004 г. №180-ОЗ «Об областном референдуме Новосибирской области», состоялось собрание инициативной группы, состоящей из 20 граждан России, зарегистрированных на территории Новосибирской области, куда входили истцы, по проведению областного референдума на территории Новосибирской области.

На собрании было принято решение о выдвижении инициативы проведения областного референдума на территории Новосибирской области и формировании инициативной группы по проведению областного референдума на территории Новосибирской области с целью выяснения мнения избирателей о поддержке избрания глав муниципальных образований Новосибирской области, наделенных статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа только на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

На собрании была принята следующая формулировка вопроса, выносимого на областной референдум на территории Новосибирской области: «Поддерживаете ли вы необходимость принятия проекта нормативного правового акта «О внесении изменений в статью 2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», согласно которому часть 1 статьи 2 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» будет изложена в следующей редакции: «Глава муниципального образования Новосибирской области, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается только на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию?».

22.05.2023 г. уполномоченный представитель инициативной группы Картавин А.В. передал в Избирательную комиссию Новосибирской области ходатайство инициативной группы от 19.05.2023 г. о регистрации инициативной группы, к которому были приложены протокол собрания инициативной группы, проект закона, иные необходимые документы.

05.06.2023 г. Избирательной комиссией Новосибирской области было принято постановление №160/1177-6 «О рассмотрении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума Новосибирской области», согласно которому ходатайство было направлено в Законодательное Собрание Новосибирской области. Оспариваемым постановлением от 11.07.2023 г. в регистрации инициативной группы было отказано со ссылкой на постановление Законодательного Собрания Новосибирской области от 06.07.2023 №129, согласно которому вопрос референдума признан не соответствующим требованиям п.2 ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.1 ст.4 Закона Новосибирской области от 25 мая 2004 г. №180-ОЗ «Об областном референдуме Новосибирской области». В оспариваемом постановлении не указано, в чем заключается несоответствие предложенного вопроса референдума указанным положениям законов.

Полагают, что предложенный инициативной группой вопрос указанным нормам закона не противоречит.

Административный истец Картавин А.В. и его представитель Нечаева О.Ю. в судебном заседании поддержали исковые требования, дополнительно пояснив, что Избирательная комиссия вынуждена была отказать в регистрации инициативной группы по проведению референдума, основываясь на решении Законодательного Собрания, которое являлось неправомерным. Истцом подан административный иск об оспаривании указанного постановления Законодательного Собрания Новосибирской области от 06.07.2023 №129, который подлежит первичному рассмотрению, в связи с чем просили приостановить производство по настоящему делу.

Иные административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причин неявки суду не сообщили.

Представитель административного ответчика - Избирательной комиссии Новосибирской области Хижина О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав на отсутствие оснований для отмены оспариваемого постановления, принятого на основании решения Законодательного Собрания. Иного решения Избирательная комиссия, в соответствии с требованиями закона, принять не могла. Также истцы не указали, какой норме закона не соответствует принятое постановление. Фактически доводы иска сводятся к несогласию с решением Законодательного Собрания. Представила письменные возражения на иск (л.д.46).

Представители заинтересованного лица – Законодательного Собрания Новосибирской области Круч Н.В. и Варда Т.А. в судебном заседании также не согласились с заявленными административными требованиями, представили письменные возражения на иск (л.д.60).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 67-ФЗ).

Пунктом 53 статьи 2 названного закона определено, что референдум есть форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, в силу пункта 56 указанной статьи референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 67-ФЗ инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона (п.3 ст.14).

Статьей 36 указанного Федерального закона предусмотрен порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта РФ.

Согласно п.1 указанной статьи каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации.

Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (п.2).

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума (п.3).

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (п.4).

В Новосибирской области действует Закон Новосибирской области от 25.05.2004 № 180-ОЗ «Об областном референдуме Новосибирской области» (далее – Закон Новосибирской области №180-ОЗ), статьей 9 которого предусмотрен порядок реализации инициативы проведения референдума. Статьей предусмотрены аналогичный количественный состав инициативной группы – не менее 20 человек, аналогичные требования к ходатайству, назначение уполномоченного представителя инициативной группы, обращение с соответствующим ходатайством в избирательную комиссию Новосибирской области.

Судом установлено, что 22.05.2023 г. в Избирательную комиссию Новосибирской области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Новосибирской области с постановкой следующего вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на областной референдум: «Поддерживаете ли вы необходимость принятия проекта нормативного правового акта «О внесении изменений в статью 2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», согласно которому часть 1 статьи 2 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» будет изложена в следующей редакции: «Глава муниципального образования Новосибирской области, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается только на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию?» (л.д.12,119-124).

Ходатайство было подписано 20 членами инициативной группы по проведению областного референдума Новосибирской области, что соответствует численности, предусмотренной п.1 ст.36 Федерального закона №67-ФЗ и п.1 ст.9 Закона Новосибирской области №180-ОЗ. Все лица являлись совершеннолетними, гражданами РФ, зарегистрированы по месту жительства на территории Новосибирской области, то есть имели право на участие в референдуме, согласно ст.3 Закона №180-ОЗ, и, соответственно, на инициативу проведения референдума (ст.8 Закона №180-ОЗ).

19 человек из подписавших указанное ходатайство являются истцами по настоящему делу.

К ходатайству был приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума от 19.05.2023 г., проект Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», выносимый на областной референдум, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы и иные документы (л.д.124-134).

Согласно п.5 ст.36 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный орган субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Пунктом 1 статьи 10 Закона Новосибирской области №180-ОЗ предусмотрено, что областная комиссия референдума Новосибирской области в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

а) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Устава Новосибирской области, настоящего Закона - о направлении их в Законодательное Собрание Новосибирской области;

б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Избирательная комиссия Новосибирской области, рассмотрев, в соответствии с требованиями ст.10 Закона Новосибирской области №180-ОЗ, в течение установленного 15-дневного срока ходатайство и приложенные к нему документы и установив их соответствие требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Устава Новосибирской области и Закона Новосибирской области от 25.05.2004 №180-ОЗ, направила их в Законодательное Собрание Новосибирской области, о чем вынесено постановление от 05.06.2023 №160/1177-6 (л.д.54).

Согласно п.6 ст.36 Федерального закона №67-ФЗ законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Если законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным органом субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона (ч.8).

Если законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (п.11).

В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа (п.12).

Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона (п.13).

Согласно п. 3 ст.10 Закона Новосибирской области №180-ОЗ, Законодательное Собрание Новосибирской области в течение 20 дней со дня поступления решения областной комиссии референдума Новосибирской области с ходатайством инициативной группы по проведению референдума и приложенными к нему документами обязано проверить соответствие вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 4 настоящего Закона.

Согласно п.8 ст.10 указанного Закона Новосибирской области, в случае признания Законодательным Собранием Новосибирской области вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум, не отвечающим (не отвечающими) требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 4 настоящего Закона, областная комиссия референдума Новосибирской области в пятнадцатидневный срок со дня принятия Законодательным Собранием Новосибирской области соответствующего решения отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации, о чем выдает последней соответствующее решение с указанием оснований отказа.

Законодательным Собранием Новосибирской области, в соответствии с изложенными положениями законов, было принято постановление от 06.07.2023 №129 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на областной референдум Новосибирской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 4 Закона Новосибирской области «Об областном референдуме Новосибирской области» (л.д.56).

В соответствии с п.11 ст.36 Федерального закона №67-ФЗ, п.8 ст.10 Закона Новосибирской области №180-ОЗ, в связи с признанием Законодательным Собранием Новосибирской области вопроса, предложенного для вынесения на областной референдум, не отвечающим вышеуказанным требованиям законов, Избирательной комиссией Новосибирской области было вынесено оспариваемое постановление от 11.07.2023 №167/1239-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума Новосибирской области» (л.д.22).

Суд находит данный отказ обоснованным, соответствующим изложенным требованиям законодательства. Оспариваемое постановление принято административным ответчиком в соответствии с требованиями п.11 ст.36 Федерального закона №67-ФЗ, п.8 ст.10 Закона Новосибирской области №180-ОЗ, после признания Законодательным Собранием Новосибирской области выносимого на референдум вопроса не соответствующим требованиям ст.12 Федерального закона №67-ФЗ и ст.4 Закона Новосибирской области №180-ОЗ.

Права принятия иного решения административный ответчик не имел, с чем также согласился истец в судебном заседании.

Оспариваемое постановление вынесено в установленный п.8 ст.10 Закона №180-ОЗ 15-дневный срок со дня принятия соответствующего решения Законодательным Собранием Новосибирской области. Постановление содержит указание о направлении его копии уполномоченным представителям инициативной группы, о его публикации. По данным основаниям постановление не оспаривается.

Доводы административного истца сводятся, по сути, к несогласию с постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 06.07.2023 №129, послужившего основанием принятия оспариваемого постановления Избирательной комиссии. Однако настоящее постановление №129 не является предметом рассмотрения по настоящему делу, истцом оспаривается решение избирательной комиссии.

Доводы административного истца о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению после рассмотрения поданного в день рассмотрения настоящего дела административного иска к Законодательному Собранию Новосибирской области об оспаривании вышеуказанного постановления №129, суд находит несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения дела иск к Заксобранию Новосибирской области не был принят судом, был сдан истцом в суд непосредственно перед судебным заседанием по настоящему делу и оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.

Согласно ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

При установленных судом обстоятельствах по делу в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Картавина А.В., Каверзиной С.В., Рязанцева М.В., Пуховского И.В., Орловской Ю.В., Гладковой С.В., Каранкевич А.А., Новикова М.В., Поповской И.А., Кошлякова А.В., Дубкова В.А., Санниковой С.А., Вальгер О.А., Нестеровой Е.В., Гриценко А.О., Чубыкиной Н.Л., Зубаревой Е.А,, Зайцевой А.С., Нелидова А.А. к Избирательной комиссии Новосибирской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Новосибирской области от 11 июля 2023 г. №167/1239-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума Новосибирской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в пятидневный срок со дня принятия судом решения в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Н.А.Шумова

Решение в окончательной форме изготовлено 16 августа 2023 г.