Дело № 3а-7/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2017 года город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Пулькиной Н.А.,
при секретаре Скала П.А.,
с участием прокурора Колгановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» о признании недействующим Приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 года № 06-208 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек на территории Ульяновской области»,
УСТАНОВИЛ:
24 октября 2016 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области принят Приказ № 06-208, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек на территории Ульяновской области.
Текст приказа опубликован 28 октября 2016 года в газете «Ульяновская правда» № 125.
Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» (НП СРО «Симбирский дом») обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта полностью.
Заявление мотивировано тем, что при расчете указанных нормативов потребления коммунальных услуг был применен расчетный метод, тогда как имелись основания для применения метода аналогов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306.
Применение расчетного метода привело к занижению нормативов потребления рассматриваемых коммунальных услуг, что нарушает права и законные интересы управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов. Поскольку собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах не приняли на общих собраниях решений о распределении между собой объема коммунальных услуг в размере превышения, управляющие организации понесут прямые убытки, оплачивая за свой счет ресурсоснабжающим организациям фактически потребленный ресурс.
НП СРО «Симбирский дом» просило признать недействующим полностью с момента принятия Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 года № 06-208 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек на территории Ульяновской области», обязать Министерство принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, установив нормативы потребления с применением метода аналогов.
Определением Ульяновского областного суда от 17 февраля 2017 года производство по делу в части оспаривания пункта 3 Приказа от 24 октября 2016 года № 06-208 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек на территории Ульяновской области» и Приложения № 3 к данному Приказу прекращено в связи с отказом административного истца от этой части заявленных требований.
В судебном заседании представители НП СРО «Симбирский дом» Салихова Е.С., Анисимова Л.И. требования о признании недействующими пунктов 1 и 2 с Приложениями № 1 и № 2 Приказа от 24 октября 2016 года № 06-208 поддержали по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснили, что у Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области отсутствовали основания для применения расчетного метода, поскольку оно не предприняло всех достаточных мер для сбора необходимых и достаточных данных по показаниям общедомовых приборов учета.
Министерством нарушен порядок расчета нормативов, установленный Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, предусматривающий определенную последовательность действий для получения сведений, при наличии которых рассчитывается норматив. План проведения измерений и снятия показаний приборов учета должен составляться после формирования объема выборки домов, тогда как Министерство сначала составило план снятия показаний приборов учета, а затем формировало объем выборки. Нарушение порядка расчета нормативов повлекло искажение объема выборки домов; количество домов, участвующих в выборке, было завышено. Министерством необоснованно была отклонена значительная часть актов снятия показаний приборов учета, содержащих необходимые сведения для расчета нормативов методом аналогов.
Форма акта снятия показаний приборов учета не предусматривает пункт о наличии или отсутствии в нежилом помещении индивидуального прибора учета, тогда как многоквартирные дома, в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета, в представительную выборку не включаются. Министерство, не обладая такой информацией, необоснованно исключало из выборки все акты, содержащие сведения о наличии в многоквартирном доме нежилых помещений.
В представленном Министерством расчете нормативов расчетным методом использованы ошибочные данные относительно количества жителей и площади помещений по категориям домов в большинстве муниципальных образований области, допущено включение домов, относящихся к одной категории, в другую. При определении нормативов расчетным методом Министерством не были запрошены сведения из Гидрометеорологической службы о средней температуре.
Представители Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Катрачева С.И., Артемьев Е.В. просили в удовлетворении административного иска отказать. В письменных отзывах и в пояснениях при рассмотрении дела указали, что оспариваемый приказ принят в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, расчеты нормативов соответствуют утвержденной формуле. Расчетный метод был использован в связи с тем, что методом аналогов подсчитать нормативы не имелось возможности. Количество представленных управляющими организациями актов снятия показаний общедомовых приборов учета, принятых к расчету (761 акт из 2767), не позволило произвести расчет нормативов методом аналогов. Значительная часть актов не была принята в обработку, так как в актах показания приборов учета указаны некорректно, площадь мест общего пользования указана больше, чем площадь жилых и нежилых помещений дома, количество жителей не соответствовало количеству квартир, большинство актов не были подписаны представителем управляющей организации и не заверены печатью. Количество принятых к обработке актов позволило произвести расчет объема выборки лишь по 4 группам многоквартирных домов, поэтому при определении нормативов потребления холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения был использован расчетный метод.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей заявление подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению введены в действие с 01 ноября 2016 года (пункт 5 Приказа).
Оспариваемый Приказ был официально опубликован в газете «Ульяновская правда» 28 октября 2016 года (№ 125 (23958)).
В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО
«О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
В соответствии с Положением о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года № 8/125-П (с изменениями), пунктом 2.2.8 предусмотрено такое полномочие, как утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правомочность органа, принявшего оспариваемый Приказ, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Вышеуказанный Приказ действует в редакции Приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 02 ноября 2016 года № 06-215, опубликованного в газете «Ульяновская правда» от 20 декабря 2016 года № 139 (12680).
Рассматривая доводы административного истца о несоответствии пунктов 1 и Приложения № 1, пункта 2 и Приложения № 2 оспариваемого Приказа требованиям Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 в части использования расчетного метода вместо метода аналогов, суд исходит из следующего.
Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с применением формул согласно приложению № 1 к Правилам № 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил № 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, при определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Согласно пункту 4 Приказа от 24 октября 2016 года № 06-208 нормативы потребления коммунальных услуг определены административным ответчиком с применением расчетного метода.
Возражая против удовлетворения заявленного требования, представитель административного ответчика, не оспаривая достаточную оснащенность общедомовыми приборами учета, сослался на невозможность применения метода аналогов ввиду отсутствия необходимого количества допустимых актов снятия показаний приборов учета в многоквартирных домах, объем информации по принятым актам не позволил произвести расчет объема выборки по всем группам многоквартирных жилых домов, так как количество домов не достигало объема выборки, необходимого для проведения соответствующих измерений.
Между тем, порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в разделе V Правил № 306.
Согласно пункту 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
В силу пункта 32 Правил № 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.
В соответствии с пунктом 33 Правил № 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
В случае если в многоквартирном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение и производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется исполнителями коммунальных услуг самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в выборку включаются только многоквартирные жилые дома, оборудованные приборами учета, определяющими объем холодной воды, использованной для нужд горячего водоснабжения, с непрерывным учетом за период работы таких приборов учета в течение всего срока снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для целей расчета нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 34 Правил № 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Правилам № 306. Согласно формуле 2 приложения № 1 к Правилам № 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.
Согласно пункту 35 Правил № 306 для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Согласно пункту 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Показания приборов учета снимаются в отношении в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа отопительного периода (пункт 37 Правил № 306).
При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги; б) адрес многоквартирного дома или жилого дома; в) число проживающих жителей; г) количество квартир; д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; е) дата и время снятия показаний приборов учета; ж) количество этажей; з) температура и давление природного или сжиженного углеводородного газа, измеряемые в точке, расположенной перед прибором учета, фактическое барометрическое давление - при определении расхода природного или сжиженного углеводородного газа; и) вид системы горячего водоснабжения в соответствии с положениями, установленными пунктами 32 - 32(2) настоящих Правил (пункт 38 Правил № 306).
Реализуя положения указанного Плана, 29 июля 2015 года Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области запросило к 01 сентября 2015 года у органов местного самоуправления информацию по перечню многоквартирных и индивидуальных жилых домов, оборудованных и не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды, тепловой энергии по форме, предусматривающей разбивку многоквартирных домов на группы, а также у органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций информацию о показаниях общедомовых приборов учета холодной и горячей воды: до 01 ноября 2015 года – показания на начало отопительного периода, до 01 июня 2016 года – показания на конец отопительного периода.
Суд считает, что Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области не осуществлены в полном объеме и установленной последовательности действия, предусмотренные разделом V Правил № 306.
Как указывалось выше, в пункте 36 Правил № 306 указано, что составлению плана проведения измерений и снятия показаний приборов учета предшествует формирование объема выборки многоквартирных домов или жилых домов.
При формировании объема выборки многоквартирных домов подлежит определению количество многоквартирных домов, на основании данных об объеме потребления коммунальных ресурсов которых будут определены нормативы потребления для всех домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства.
В пунктах 1, 2 Приложения № 1 Правил № 306 указано, каким образом определяется объем выборки (формула 1), и что определяется он на основе предварительной выборки в 2 этапа: 1) определение дисперсии выборочной совокупности (формула 2), 2) определение дисперсии генеральной совокупности (формула 4).
После определения объема выборки проводится работа по измерению и снятию показаний приборов учета (пункт 36 Правил № 306), по результатам которой определяется среднемесячная величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных или жилых домов.
Из совокупности перечисленных норм права следует, что деятельность по определению нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, которое должно начаться не позднее даты начала отопительного периода и завершиться не позднее даты окончания отопительного периода, и состоит из нескольких этапов: уполномоченный орган должен дифференцировать нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов; произвести предварительную выборку по каждой группе с аналогичными конструктивными и техническими параметрами.
В нарушение порядка определения нормативов, установленного разделом V Правил № 306, объем выборки был сформирован Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области после получения актов снятия показаний приборов учета коммунальных ресурсов, то есть формирование объема выборки произведено не на начальном этапе, а на завершающем этапе деятельности по определению норматива. Данное нарушение привело к неверному определению административным ответчиком объема выборки и как следствие – невозможности рассчитать нормативы методом аналогов при имеющейся достаточной оснащенности домов приборами учета.
Кроме того, Министерством не было предпринято всех мер для получения (сбора) необходимых сведений (в частности, данных по показаниям приборов учета) в целях определения нормативов методом аналогов - Министерство ограничилось направлением запросов в органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации, не запросив необходимую информацию у управляющих организаций.
Как указывалось выше, согласно пункту 33 Правил № 306 в представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета. Такими сведениями Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области при определении объема выборки не располагало и их не запрашивало.
Доказательств соблюдения установленного порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов административным ответчиком не представлено.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов.
Учитывая положения Правил № 306, сделать вывод о невозможности применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг можно только после проведения последовательной работы по определению объема представительности выборки, проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
В данном случае Министерством не предприняты достаточные меры для установления факта невозможности применения метода аналогов и не обоснованы причины применения расчетного метода.
При таких обстоятельствах установление нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению на территории Ульяновской области произведено в оспариваемом приказе расчетным методом при отсутствии к тому оснований, предусмотренных пунктом 22 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 Правил, и противоречит положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при рассмотрении дела судом установлены нарушения, допущенные Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области при установлении нормативов с применением расчетного метода.
В соответствии с пунктом 27 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб.м в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 26:
, где
0,09 – расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб.м в месяц на 1 человека);
К – численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м).
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Как следует из пояснений представителя Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, определение нормативов расчетным методом производилось на основании данных о численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в перечнях домов, представленных органами местного самоуправления. Вместе с тем, выявлено несоответствие данных об общей площади помещений и о численности проживающих в домах жителей, содержащихся в представленных перечнях, данным, используемым при определении нормативов расчетным методом.
Так, для определения нормативов потребления коммунальных услуг по категории домов «Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением водонагревателями, водоотведением» от 1-5 этажей на территории муниципального образования «Павловский район» использованы данные об общей площади помещений 1226,76 кв.м, тогда как в представленном органом местного самоуправления перечне домов суммарная общая площадь помещений указана как 12 267,56 кв.м.
В сведениях администрации муниципального образования «Вешкаймский район» по категории домов «Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением водонагревателями, водоотведением» от 1-5 этажей общая площадь помещений указана как 5605,22 кв.м, численность проживающих лиц – 2075 человек. Из пояснительной записки Министерства следует, что для расчета использованы данные об общей площади помещений 7789,24 кв.м, о численности проживающих лиц – 2994 человека.
Аналогичные расхождения по площади и численности жителей выявлены и по иным муниципальным образованиям области.
С учетом совокупности выявленных противоречий Приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области положениям Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, суд считает подлежащим удовлетворению требование административного истца о признании недействующими пункта 1 и Приложения № 1, пункта 2 и Приложения № 2 Приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 года № 06-208.
Вместе с тем, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат удовлетворению требования НП СРО «Симбирский дом» о возложении на Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, с установлением нормативов потребления с применением метода аналогов. Обязанность по определению и утверждению нормативов потребления коммунальных услуг в силу закона возложена на административного ответчика, как уполномоченный орган государственной власти субъекта.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемые в части нормативные правовые акты до вынесения судом настоящего решения применялись, и на их основании реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать недействующими пункт 1 и Приложение № 1, пункт 2 и Приложение № 2 Приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 года № 06-208 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек на территории Ульяновской области» с момента вступления решения суда в законную силу. Основания, предусмотренные Законом, для признания недействующими указанных норм со дня принятия, как того просит административный истец, отсутствуют.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в пользу НП СРО «Симбирский дом» следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины при подаче административного иска в суд 4500 рублей.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 1 и Приложение № 1, пункт 2 и Приложение № 2 Приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 года № 06-208 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек на территории Ульяновской области».
В удовлетворении остальной части административных исковых требований некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» отказать.
Взыскать с Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в пользу некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 рублей.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Пулькина