СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело N 3а-7/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 17 марта 2016 г.
Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,
при секретаре Войтенковой Е.А.,
с участием прокурора Юрченковой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленской области к Смоленскому городскому Совету о признании Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22 декабря 2009 г. № 1320 не действующим в части,
установил:
Решением Смоленского городского Совета от 22 декабря 2009 года №1320 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий» утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий (далее – Порядок).
Первоначальный текст документа официально опубликован в издании «Смоленские городские известия» № 12 30 декабря 2009 года.
Абзацем 2 пункта 1 Порядка (в редакции решения Смоленского городского Совета от 26 февраля 2010 г. № 1385) установлено, что право на получение дополнительной меры социальной поддержки имеют ветераны боевых действий, зарегистрированные по месту жительства в пределах города Смоленска и не использовавшие право на получение меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 12 Порядка предусмотрено, что осуществление ежемесячной денежной выплаты получателям выплаты прекращается в случае наступления обстоятельств, вследствие которых гражданин утратил право на получение ежемесячной денежной выплаты (отсутствие регистрации по месту пребывания или месту жительства в пределах города Смоленска и т.п.).
Прокурор Смоленской области обратился в Смоленский областной суд с административным иском к Смоленскому городскому Совету о признании не действующим абзаца 2 пункта 1 Порядка в части слов «зарегистрированные по месту жительства», сославшись на то, что предоставление меры социальной поддержки ветеранам боевых действий не может ставиться в зависимость от регистрации по месту жительства, поскольку регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Оспариваемые положения Порядка в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства ветерана боевых действий, проживающего в городе Смоленске, лишает его права на получение социальной меры поддержки, противоречат федеральному законодательству Российской Федерации.
В уточненном административном исковом заявлении прокурор Смоленской области просил по вышеприведенным основаниям также признать недействующим подпункт 3 пункта 12 Порядка.
В судебном заседании прокурор Юрченкова Л.М. заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддержала.
Представители Смоленского городского Совета Артамонов Р.А. и Лазарева М.А. просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что оспариваемые положения Порядка не противоречат действующему федеральному законодательству и приняты в пределах компетенции городского Совета. Требование о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение организационных условий реализации оспариваемого Порядка, а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков города Смоленска от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не зарегистрированным в городе Смоленске.
Выслушав объяснения прокурора Юрченковой Л.М., представителей административного ответчика Артамонова Р.А. и Лазаревой М.А., проверив материалы дела, Смоленский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статьи 6.1, 6.3 и 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статья 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие установление мер социальной поддержки ветеранам боевых действий и предоставление социальной помощи осуществляется по месту их жительства либо месту пребывания, то есть по месту реально занимаемого (используемого и предназначенного для проживания) жилого помещения.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьи 2 и 3 названного Федерального закона устанавливают, что регистрация осуществляется, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что право на получение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан могут устанавливаться по месту их жительства, а не месту регистрации.
Как следует из содержания абзаца 2 пункта 1 и подпункта 3 пункта 12 Порядка реализация ветераном боевых действий права на получение дополнительной меры социальной поддержки обусловлена исключительно наличием регистрации по месту жительства в пределах города Смоленска.
Отсутствие же такой регистрации у постоянно проживающих в пределах города Смоленска ветеранов боевых действий лишает их права на получение дополнительной меры социальной поддержки.
Из анализа оспариваемых пунктов 1 и 12 Порядка следует, что их положения, касающиеся «регистрации по месту жительства» противоречат федеральному законодательству, так как устанавливают ограничения прав граждан, поскольку предусматривают в качестве одного из обязательных условий для предоставления дополнительных мер социальной поддержки ветеранам боевых действий регистрацию по месту жительства в пределах города Смоленска, тогда как регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории города Смоленска, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство муниципального образования, может быть установлен судом общей юрисдикции.
Доводы представителей Смоленского городского Совета о том, что оспариваемые правовые нормы приняты в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления и не противоречат федеральному законодательству, являются несостоятельными, поскольку не основаны на правильном понимании и толковании вышеприведенных норм федерального законодательства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемые положения Порядка, противореча выше приведенному федеральному законодательству, применялись на территории г. Смоленска, следует их признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Учитывая, что одним из условий возникновения права на получение дополнительной меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в соответствии с оспариваемым Порядком является регистрация по месту жительства в пределах города Смоленска и данное условие признано не действующим, что приводит к недостаточной правовой урегулированности правоотношений при определении права на получение данной меры социальной поддержки, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, полагаю необходимым с учетом Регламента, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 28 августа 2015 г. № 1501, обязать Смоленский городской Совет в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части, таким образом, чтобы отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в пределах города Смоленска, не ограничивало право на получение дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд
решил:
заявление прокурора Смоленской области удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу настоящего решения абзац 2 пункта 1 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22 декабря 2009 г. № 1320, в части слов «зарегистрированные по месту жительства» и подпункт 3 пункта 12 данного Порядка в части слов «отсутствие регистрации по месту пребывания или месту жительства в пределах города Смоленска».
Обязать Смоленский городской Совет в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части, учитывая при этом, что отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в пределах города Смоленска, не должно ограничивать право на получение дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
В течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме оно может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 21 марта 2016 года.
Судья: А.Л. Штейнле