ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-7/2017 от 13.02.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-7/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2017 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитиной Г.Н.

при секретаре В.

с участием представителей ООО «Новосибирскгражданстрой»- Хабаровой О.М., Щербакова В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскгражданстрой» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирскгражданстрой» обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков:

- с кадастровым номером , общей площадью 1 705 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

- с кадастровым номером , общей площадью 8 869 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

- с кадастровым номером , общей площадью 82 616 кв.м., ?категория земель: земли населенных пунктов –для эксплуатации зданий и сооружений на производственной площадке, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир производственное здание, почтовый адрес ориентира: <адрес>

- с кадастровым номером общей площадью 12378 кв.м., категория земель: земли поселений – для эксплуатации административного здания, здания проходной, здания гаража, здания материального склада, местоположение: установлено относительно ориентира: административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

-с кадастровым номером общей площадью 3489 кв.м., категория земель: земли поселений – занимаемый производственной базой, местоположение: установлено относительно ориентира производственная база, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

-с кадастровым номером , общей площадью 14745 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, местоположение: установлено относительно производственная база, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

-с кадастровым номером общей площадью 8 519 кв.м., категория земель: земли пунктов – занимаемый производственной базой, местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» определена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010года и составляет:

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 3 330206 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 17098899, 86 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 146861506, 24 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 96022335 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 10906823, 34 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 32202342, 75 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 27727470, 82 руб.

Считает, что указанная выше кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, поскольку подлежащий уплате земельный налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации административный истец полагает необходимым установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере рыночной, по состоянию на 01.01.2010г., в соответствии с представленным отчетом ООО «................ от 19 сентября 2016 года об оценке объекта оценки стоимости имущества, а именно:

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 1844 810 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 8523 109 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 98643504 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 13665 312 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 4200 756 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 24152 310 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 9677 584 руб.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Новосибирскгражланстрой» - Хабарова О.М.., Щербаков В.А., действующие на основании доверенности, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно позиции, изложенной в представленном отзыве, возражений относительно заявленных требований не имеется, поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (л.д. 200-203 т. 1).

Представитель мэрии города Новосибирска также в судебное заседание не явился, представил возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что проведенная процедура установления кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих истцу, соответствует действующему законодательству и утверждена Правительством Новосибирской области. Рыночная стоимость, установленная оценщиком по состоянию на 01.01.2010г. значительно отличается от кадастровой стоимости, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ, что ставит под сомнение достоверность содержащихся в отчете ООО «................» № от 19.09.2016 года сведений о рыночной стоимости земельных участков. Полагает, что оценка, проведенная по заданию истца, является его видением ситуации, результаты отчета не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости без соответствующего правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ (л.д. 231-235 т. 1).

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области, Башмаков А.И., Зубков Ю.Д., представитель ЗАО «ДНК-С» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили, ходатайств от них не поступило.

При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка представителей указанных административных ответчиков, заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью «Новосибирскгражданстрой» является сособственником следующих земельных участков:

-с кадастровым номером , общей площадью 14745 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, местоположение: установлено относительно ориентира производственная база, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

-с кадастровым номером , общей площадью 12378 кв.м., категория земель: земли поселений – для эксплуатации административного здания, здания проходной, здания гаража, здания материального склада, местоположение: установлено относительно ориентира: административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

-с кадастровым номером , общей площадью 82 616 кв.м., ?категория земель: земли населенных пунктов –для эксплуатации зданий и сооружений на производственной площадке, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир производственное здание, почтовый адрес ориентира: <адрес>

-с кадастровым номером , общей площадью 8 869 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

- с кадастровым номером , общей площадью 1 705 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

и собственником следующих земельных участков:

-с кадастровым номером , общей площадью 3489 кв.м., категория земель: земли поселений – занимаемый производственной базой, местоположение: установлено относительно ориентира производственная база, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

- -с кадастровым номером , общей площадью 8 519 кв.м., категория земель: земли пунктов – занимаемый производственной базой, местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.02.2006 09.09.2013г. № , от 04.09.2008г. № , от 04.09.2008 г. № , от 29.04.2014 г. № , от 17.09.2014 г. № , от 01.04.2010 г. № , от 25.03.2009 г. № (л.д. 17-23 т. 1) и в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.

Следовательно, Общество обладает правом обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку определением кадастровой стоимости спорных земельных участков затрагиваются права и обязанности административного истца.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.п. 1,2,5).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 г. N 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Из приведенных норм права следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» методом массовой оценки. Поскольку административный истец является собственником и сособственником указанных земельных участков и оплачивает земельный налог, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельных участков методом массовой оценки.

В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства и учитывая положения абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, административный истец, будучи плательщиком земельного налога, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, путем обращения в суд и комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости указанного земельного участка.

По результатам государственной кадастровой оценки утвержденным Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» определена кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 года и составляет:

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 3 330206 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 17098899, 86 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 146861506, 24 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 96022335 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 10906823, 34 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 32202342, 75 руб.;

- земельного участка, с кадастровым номером в размере 27727470, 82 руб., что подтверждается кадастровыми справками, выданными 27.07.2016 года (л.д.10-16 т. 1).

Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области, путем подачи 08 сентября 2016 года заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Согласно уведомлению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 13 сентября 2016 г. N заявление возвращено административному истцу (л.д. 145-147 т. 1).

Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ предусматривают, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение ООО «Новосибирскгражданстрой» в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г., является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.

Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г., суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2010 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка по заказу ООО «Новосибирскгражданстрой» проведена его оценка.

Согласно представленному отчету ООО «...............» № от 19.09.2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, рыночная стоимость

-земельного участка, с кадастровым номером составляет 1844 810 руб.;

-земельного участка, с кадастровым номером - 8523 109 руб.;

-земельного участка, с кадастровым номером -98643504 руб.;

-земельного участка, с кадастровым номером - 13665 312 руб.;

-земельного участка, с кадастровым номером - 4200 756 руб.;

-земельного участка, с кадастровым номером - 24152 310 руб.;

-земельного участка, с кадастровым номером - 9677 584 руб.(л.д. 24-124 т. 1).

В соответствии с положениями статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

В качестве доказательства, подтверждающего соответствие отчета оценщика требованиям законодательства, административный истец представил положительное экспертное заключение № , выполненное Некоммерческим партнерством ............... (л.д. 126-144 т. 1).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно отчету № от 19.09.2016 г. ООО «...............» об оценке рыночной стоимости земельных участков, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере 1844 810 рублей 00 копеек, земельного участка с кадастровым номером - 98643 504 рублей 00 копеек, земельного участка с кадастровым номером - 24152 310 рублей 00 копеек.

Из представленного отчета усматривается, что при определении рыночной стоимости указанных земельных участков специалистом использован метод оценки стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода, в соответствии с которым была произведена достаточная выборка земельных участков - аналогов и с учетом их характеристик, определена рыночная стоимость земельных участков. При этом исследовательская часть в части данных земельных участков отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с положениями статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

ООО «Новосибирскгражданстрой» в обоснование заявленных требований представлено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства ...............

Статьей 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентировано, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик при осуществлении оценочной деятельности обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности (статья 15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

По существу установление рыночной оценки, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости, направлено, на уточнение массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Согласно представленному положительному заключению, Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером , с кадастровым номером и с кадастровым номером , установленная в представленном суду отчете учитывает индивидуальные характеристики этих объектов и является достоверной. Доказательств, опровергающих изложенные в вышеуказанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, заинтересованными лицами, том числе мэрией города Новосибирска, в материалы дела не представлено.

Между тем суд не может согласиться с выводами оценщика ООО «...............» при определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , , поскольку оценщиком допущены методологические ошибки, влияющие на результат.

Определением Новосибирского областного суда от 28 ноября 2016 года по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , . (л.д. 225-227 т. 1).

Согласно заключению судебной экспертизы № от 16.01.2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2010 года определена в размере 14008142,05 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2010 года – 61725372, 60 руб., с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2010 года – 9028980,10 руб., земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2010 года - 27718014, 73 руб. (л.д. 4-83 т. 2).

Заключение судебной экспертизы № от 16.01.2017 года содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы, содержат ответы на поставленные судом вопросы. Эксперты проанализировали каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвели необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привели подробное обоснование поправок и расчет их значений. Экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов и имеющими длительный стаж экспертной работы. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, что подтверждается подписками (л.д. 2,3 т. 2). Суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности выводов судебной экспертизы о рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков.

В связи с чем, оснований для признания заключения судебной экспертизы недопустимым доказательством не имеется. Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Выводы, изложенные в отчете относительно вышеуказанных земельных участков, представленном административным истцом, о рыночной стоимости земельных участков, не согласуются с выводами судебной экспертизы, которая признана судом достоверным доказательством по делу.

Кроме того, как следует из заключения судебной экспертизы оценщиком ООО «..............» допущены методологические ошибки, влияющие на результат, допущены нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости, кроме того, информация, использованная оценщиком, является не в полном объеме достоверной и достаточной. (л.д 66-67 т. 2).

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания достоверными представленных административным истцом доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , ,

Доказательств того, что рыночная стоимость указанных земельных участков является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки земельных участков их рыночной стоимости. В связи с чем, требование ООО «Новосибирскгражданстрой» подлежат частичному удовлетворению.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

В данном случае Общество обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Новосибирской области 08 сентября 2016 года.

Разрешая заявление ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России о взыскании стоимости услуг по экспертизе, суд учитывает, что определением суда от 28 ноября 2016 года по делу была назначена судебная экспертиза, и на административного истца была возложена обязанность по оплате расходов за производство экспертизы в течение 10 дней со дня вынесения определения. Во исполнение данного определения денежная сумма в размере 242227,20 руб. внесена Обществом на депозит Новосибирского областного суда что подтверждается платежным поручением № от 29.11.2016 года, а потому подлежит перечислению экспертному учреждению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскгражданстрой» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2010 года:

- с кадастровым номером , общей площадью 1 705 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> в размере 1844810 рублей 00 копеек;

- с кадастровым номером , общей площадью 8 869 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> в размере 14008142 рубля 05 копеек;

- с кадастровым номером , общей площадью 82 616 кв.м., ?категория земель: земли населенных пунктов –для эксплуатации зданий и сооружений на производственной площадке, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир производственное здание, почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере 98643504 рубля 00 копеек;

- с кадастровым номером , общей площадью 12378 кв.м., категория земель: земли поселений – для эксплуатации административного здания, здания проходной, здания гаража, здания материального склада, местоположение: установлено относительно ориентира: административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> в размере 61725372 рубля 60 копеек;

-с кадастровым номером , общей площадью 3489 кв.м., категория земель: земли поселений – занимаемый производственной базой, местоположение: установлено относительно ориентира производственная база, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> в размере 9028980 рублей 10 копеек;

-с кадастровым номером , общей площадью 14745 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, местоположение: установлено относительно ориентира производственная база, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> в размере 24152310 рублей 00 копеек;

-с кадастровым номером , общей площадью 8 519 кв.м., категория земель: земли пунктов – занимаемый производственной базой, местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> в размере 27718014 рублей 73 копейки;

на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Дата обращения Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскгражданстрой» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области – 08 сентября 2016 года.

Денежные средства, находящиеся на счете Новосибирского областного суда, внесенные административным истцом ООО «Новосибирскгражданстрой» за производство судебной экспертизы по делу № 3а-7/2017 в размере 242227,20 руб. руб., перечислить в пользу ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России. Реквизиты для перечисления денежных средств: ИНН , КПП ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России р\счет Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирск, БИК , на л\счет

Решение может быть обжаловано в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда.

Председательствующий по делу Г.Н. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2017 года.