ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-7/2017 от 21.03.2017 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-7/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Луковкиной Е.О.

при секретаре судебного заседания Жаворонковой Е.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Хромцовский карьер» к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Хромцовский карьер» обратилось в суд с административным иском к Правительству Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, при этом просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером хх, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения ивановской области, площадью 269092 кв.м., расположенного по адресу: хх область, хх район, в районе с.хх, равной его рыночной стоимости в размере ххх рублей.

Заявленные исковые требования обоснованы нарушением прав ООО «Хромцовский карьер», как арендатора данного земельного участка, поскольку арендная плата, подлежащая уплате по договору аренды, исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка, при этом кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2009 года в размере ххх рублей хх копейки, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка, определенную согласно Отчету об оценке № хх, в размере ххх рублей.

В судебном заседании к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 увеличила заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2009 года в размере ххх рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков Правительства Ивановской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в отзывах оставили решение по иску на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее по тексту - ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района, Администрации Хромцовского сельского поселения Фурмановского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. В своих отзывах на административное исковое заявление просили рассмотреть дело без участия своего представителя. Представители Администрации Фурмановского муниципального района и Хромцовского сельского поселения возражали в удовлетворении исковых требований в части первоначальной заявленной кадастровой стоимости земельного участка в размере ххх рублей.

Заслушав представителя административного истца ФИО1, показания свидетеля, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды №ххх находящегося в государственной собственности земельного участка от хх.хх.20хх года, заключенного между Администрацией Фурмановского муниципального района и ОАО «Хромцовский карьер» (после переименования ООО «Хромцовский карьер»), и соглашения о внесении изменений в договор аренды от хх.хх.20хх года, ООО «Хромцовский карьер» является арендатором земельного участка с кадастровым номером хх, расположенного по адресу: хх область, хх район, в районе с.хх, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 269092 кв.м.

Постановлением Правительства Ивановской области от хх хх 20хх г. № ххх «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Ивановской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2009 г. составляет ххх рубля хх копейка. Указанный размер кадастровой стоимости также подтверждается представленной кадастровой справкой о кадастровой стоимости объектов недвижимости от хх.хх.20хх года.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от хх хх 20хх г. № хх (в ред. от 30 октября 2014 г.), предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в этом пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Статья 1 Закона Ивановской области от 2 марта 2015 г. № 10-ОЗ «Об арендной плате за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» предусматривает, что с 1 марта 2015 г. порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Ивановской области, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.

В соответствии с Порядком определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от хх.хх.20хх N ххх предусмотрено, что размеры арендной платы и значения корректирующих коэффициентов, применяющих при расчете арендной платы, определяются исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.

Аналогичные положения предусмотрены и решением Совета ххх муниципального района от хх хх 20хх года «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности хх муниципального района».

При таких обстоятельствах, учитывая, что размер арендной платы за пользование земельным участком зависит от его кадастровой стоимости, административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости в порядке ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Лицами, участвующими в деле, право ООО «Хромцовский карьер» на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением не оспаривалось.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Представленным административным истцом Отчетом об оценке № хх от 04.06.2016 г., выполненным ххх (далее по тексту – Отчет об оценке), рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года, определена в размере ххх рублей.

Согласно экспертному заключению № хх от хх хх 20хх года, выполненному экспертом ххх, эксперт пришел к выводу о соответствии Отчета об оценке требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, соответствии стандартам и правилам оценочной деятельности, о подтверждении стоимости объекта оценки, определенно оценщиком в отчете.

В судебном заседании свидетель П.В., являющийся оценщиком, подготовившим Отчет об оценке, поддержал его и показал, что им избран доходный подход ввиду отсутствия аналогов, но сведений о возможности получения земельной ренты с рассматриваемого земельного участка у него не имелось. За основу им были взяты, арендные платежи по рассматриваемому договору аренды, установленные решением органа местного самоуправления, но допущена ошибка в расчете годовой арендной платы, которая указана в размере хх рублей хх копейки, тогда как эта сумма арендной платы примерно за 200 дней.

Определением Ивановского областного суда от 06 февраля 2017 года по ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «ххх» И.А.

Согласно экспертному заключению № хх от 01 марта 2017 г., выполненному экспертом ООО «ххх» И.А., рыночная стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года определена в размере ххх рублей.

Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, досто­верность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для пересмотра кадастровой стоимости принадлежащего на праве аренды административному истцу земельного участка и установления её в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 года. При этом рыночную стоимость земельного участка суд считает необходимым установить в размере, определенном в заключении эксперта № хх от хх хх 20хх года, по следующим основаниям.

Экспертное заключение соответствует положениям ст. 82 КАС РФ, отвечает требованиям ст.ст. 60, 61 данного кодекса об относимости и допустимости доказательств, является обоснованным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные экспертом выводы, а также ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение выполнено экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, подтвержденным приложенными к заключению документами.

Экспертное заключение в части определения рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, базируется на достоверных документах об объекте оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта. Расчет рыночной стоимости земельного участка произведен методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, при этом отказ эксперта от применения доходного и затратного подходов и выбор метода оценки обоснованы.

В процессе оценки эксперт провел анализ рынка и по его результатам определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости объекта оценки, обоснованно выбрал для расчета рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода объекты-аналоги, последовательно с изложением обоснования произвел корректировки по всем значимым группам элементов сравнения. В заключение эксперта приводится перечень источников, использованных при проведении оценки.

В экспертном заключении экспертом введена и обоснованно использована шкала корректировок, ко всем объектам-аналогам применены единые шкала и процедуры корректирования единиц сравнения.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что при составлении заключения эксперта правильно определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, соблюдены базовые принципы существенности, обоснованности, однозначности и проверяемости использованной информации, нарушений, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, экспертом не допущено.

Суд также учитывает, что судебный эксперт И.А. предупреждена судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а оценщик П.В. определял рыночную стоимость спорного объекта недвижимости в рамках гражданско-правового договора, заключенного с административным истцом. Величина рыночной стоимости земельного участка, которая определена судебным экспертом, превысила величину рыночной стоимости, определенную отчетом об оценке, представленным административным истцом. При этом лицами, участвующими в деле, достоверность заключения эксперта не оспаривалась и под сомнение не ставилась. Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется.

Кроме того, оценщиком П.В. допущены неточности в части расчета рыночной стоимости земельного участка, определенной исходя из размера арендной платы путем доходного подхода методом капитализации земельной ренты. Показатель годовой арендной платы в размере хх рублей хх копейки им определен ошибочно, тогда как эта сумма составляет арендную плату лишь за 284 дня.

С учетом изложенного, суд считает возможным использовать величину рыночной стоимости земельного участка в размере ххх рублей, определенную судебным экспертом, для пересмотра в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с ч.5 и 6 ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Датой подачи заявления ООО «Хромцовский карьер» о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости следует считать дату обращения с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области – хх хх 20хх года.

В соответствии с частью 1 статьи 109 КАС РФ денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу.

В силу ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Исходя из правовой позиции, содержащейся в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Судом установлено, что расходы по оплате услуг эксперта И.А. ООО «хх» составили хх рублей, которые не оплачены административным истцом, представитель которого ходатайствовал о проведении судебной экспертизы.

Учитывая, что решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке соответствующего права административного истца, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу ООО «хх» расходов по оплате услуг эксперта в размере хх рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Хромцовский карьер» к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером хх, расположенного по адресу: хх область, хх район, в районе с.хх, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 269092 кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 года в размере ххх рублей.

Датой подачи заявления Общества с ограниченной ответственностью «Хромцовский карьер» об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости считать дату обращения с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области – хх хх 20хх года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Хромцовский карьер» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «хх» расходы по оплате услуг эксперта в размере хх рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Луковкина Е.О.