Дело № 3а-7/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2018 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Кочева С.Н.,
при секретаре Ефименко Р.Е.,
с участием старшего помощника прокурора ЕАО ФИО1,
представителя административного истца МУП «Водоканал» ФИО2,
представителей административного ответчика
комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании приказа комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной областиот 18.12.2017 № 43/13-П «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» на территории муниципального образования «Город Биробиджан» на 2018-2020 годы» недействующим с момента его принятия,
У С Т А Н О В И Л:
Комитетом тарифов и цен правительства ЕАО (далее - Комитет, регулирующий орган) 18.12.2017 принят приказ № 43/13-П «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» на территории муниципального образования «Город Биробиджан» на 2018-2020 годы» (далее - Приказ № 43/13-П).
Пунктами 1, 2, 3 Приказа № 43/13-П установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение для Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» (далее - МУП «Водоканал»), оказывающего услуги на территории муниципального образования «Город Биробиджан» на 2018 - 2020 годы согласно приложениям № 1, № 2, № 3.
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в Сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru, 21.12.2017, и является действующим.
МУП «Водоканал» обратилось в суд Еврейской автономной области с настоящим административным иском, в котором с учётом дополнения просит признать недействующим с момента принятия Приказ № 43/13-П, обязать Комитет принять новый нормативно - правовой акт и взыскать с него судебные расходы в виде государственной пошлины 4 500 рублей, уплаченной при подаче иска.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый приказ нарушает права, свободы и законные интересы МУП «Водоканал» на получение необходимой валовой выручки, установление экономически обоснованного тарифа.
В нарушение ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 29, 52Основ ценообразования, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, п. 17 Методических указаний, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, п. 2.8 «Отраслевоготарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», утверждённого Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 (далее - ОТС), п. 3.15 Коллективного договораМУП «Водоканал» на 2016 - 2019 годы административным ответчиком при установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение рассчитан фонд оплаты труда исходя из фактической, а не штатной численности работников, в связи с чем предприятие лишается возможности заполнения вакантных должностей для полноценного выполнения возложенных на него задач. Кроме того, Комитет незаконно снизил размер выплачиваемой премии с 50 % до 5 %, начиная со второго полугодия 2018 года; уменьшил необходимую валовую выручку на 0,4 % в 2018 году по основаниям оказания предприятием платных услуг,без какой - либо ссылки на норму права позволяющую снижать экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый в течение периода регулирования для осуществления регулируемого вида деятельности при осуществлениидругих видов деятельности; установил тариф со второго полугодия 2018 годас ростом в 110 %, обосновав это наличием ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги и острым дефицитом бюджета, с чем нельзя согласиться, поскольку данные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в установлении экономически обоснованного тарифа, а действия административного ответчика носят дискриминационный характер, противоречащий принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.
В судебном заседании представитель административного истца МУП «Водоканал»ФИО2 заявленные требования поддержал, обосновав доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что у предприятия и регулирующего органа нет разногласий по вопросу объёма оказываемых услуг. МУП «Водоканал» не согласен с уменьшением необходимой валовой выручки и установлением тарифа в размере меньше, чем экономически обоснованный. Считает, что штатная численность работников предприятия не превышает нормативную численность, поэтому фонд оплаты труда должен быть рассчитан из параметров ОТС, имеющего более высокий статус по отношению к остальным. Экономическая обоснованность размера премии, входящая в фонд оплаты труда, также определяется параметрами ОТС и не противоречащими ему условиями коллективного договора. В результате установленного тарифа на 2018 год, недополучено будет доходов по водоснабжению и водоотведению 35965,33 тыс. рублей и 39370 тыс. рублей соответственно, а всего за три года 184819,76 тыс. рублей. Это приведёт к завышению расходов, и источника покрыть их, нет.
Представитель административного ответчика Комитета ФИО3 требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска, по основаниям, изложенным в отзыве в письменном виде. Дополнительно пояснила,чтобремя доказывания тарифа возлагается на организацию, которая должна не только его заявить, но и обосновать.Представленный МУП «Водоканал» расчёт расходов по статье «Оплата труда» не учитывал нормативную численность и предприятием не использовался при расчёте фонда оплаты труда, и без указанных расчётов дать оценку превышения или не превышения штатной численности над нормативной комитету не представлялось возможным. Вместе с тем, ОТС предусмотрено, что расходы (средства) на оплату труда рассчитываются исходя из нормативной численности работников. Кроме того, на протяжении трёх лет с 2014 по 2016 годы фонд оплаты труда предприятием использовался не в полном объёме, как и заявляемая численность работников.
Заявленная предприятием ставка рабочего первого разряда на второе полугодие увеличена в соответствии с ОТС в два раза, с 4864,24 рублей до 9907 рублей в месяц. Процент премии на второе полугодие 2018 года принят комитетом в размере 5 % от должностного оклада с учётом доплат, что не противоречит ОТС, и не отразится на заработной плате. При этом, комитет при определении премии исходил из того, какая среднемесячная заработная плата сложится на предприятии при применении ставки рабочего первого разряда 9907 рублей и размером премии 40 - 50 %, которая например у слесаря ремонтника на водозаборе составит 55000 рублей, водителя 66000 рублей, директора 214000 рублей, и это у предприятия банкрота. Вместе с тем по статистическим данным за январь - октябрь 2017 года по виду деятельности предприятия в области начисленная среднемесячная заработная плата составила 25782,2 рублей, в среднем по области 33563,6 рублей, а установленная предприятию 37517,4 рублей.
Помимо водоснабжения и водоотведения предприятие занимается оказанием платных услуг, то есть нерегулируемым видом деятельности. Однако, в представленном предприятием штатном расписании сведения о работниках оказывающих эти услуги отсутствуют. Чтобы не было учёта одних и тех же затрат, задвоения, комитетом принято решение о снижении необходимой валовой выручки в 2018 году на 0,4 %.
Не согласна с доводом иска о незаконности установления тарифа в размере меньшем, чем экономически обоснованно, необходимая валовая выручка комитетом установлена предприятию, и делится на три года. Тариф с 01.07.2018 принят с ростом в 110 % в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги и дефицитом бюджета. Выпадающие доходы будут возмещены в очередные периоды регулирования, при подтверждении предприятием понесённых расходов.
Представитель административного ответчика Комитета ФИО4 позицию представителя ФИО3 поддержала, дополнительно пояснила следующее. Согласно закону об областном бюджете, для всех организаций, осуществляющих поставку коммунальных услуг на территории ЕАО, на компенсационные мероприятия заложено 149 миллионов рублей. Для удовлетворения заявленных требований МУП «Водоканал» дополнительно потребуется 90 миллионов 715 тысяч рублей без учёта НДС, с НДС данная сумма составит около 100 миллионов. Возможности изыскать дополнительные денежные средства, нет. Тарифы возрастут более чем в два раза для потребителей, не относящихся к категории население, то есть баланс интересов будет нарушен, возрастут стоимость товаров и услуг, для производства которых используется вода, соответственно это ляжет на плечи жителей области. Выставляя счета за услуги водоснабжения/водоотведения населению, компенсация межтарифной разницы ляжет на Управление ЖКХ Правительства ЕАО. И поскольку собираемость платежей упадёт, а управление не сможет исполнить данные обязательства, соответственно МУП «Водоканал» недополучит планируемые денежные средства, не сможет выплачивать работникам ту заработную плату, которую оно требует в своем исковом заявлении.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц,заключениепрокурораФИО1, о необоснованности заявленных требований,суд считаетадминистративный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 17 ст. 2 названного Федерального закона определено, что орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - орган регулирования тарифов) - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Положением о Комитете тарифов и цен правительства ЕАО, утверждённым постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 321-пп, Комитет является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории области, устанавливает тарифы, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 1, 5.5.).
Согласно п. 4 ст. 40 Устава Еврейской автономной области от 08.10.1997 № 40-ОЗ принятого Законодательным Собранием области 08.10.1997, официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в газетах области «Биробиджанская звезда», «Биробиджанер штерн», в периодическом печатном издании «Информационный сборник Законодательного Собрания Еврейской автономной области», а также первое размещение (опубликование) его полного текста в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» (http://npa79.eao.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Как указано выше, оспариваемый приказ опубликован в сетевом издании, является действующим.
Таким образом, оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривалось и административным истцом.
Проверяя доводыадминистративного истца о несоответствии оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом установлены следующие обстоятельства.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э (далее - Методические указания).
Согласно ч. 1 и 7 ст. 31 Федерального закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение, отнесены к регулируемым видам деятельности.
В соответствии с п. 4-6 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании п. 24 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учётом предложения регулируемой организации.
В силу п. 31 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 53 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (п. 75 Основ ценообразования).
Согласно Уставу МУП «Водоканал», утверждённого постановлением мэрии города Биробиджана от 26.01.2016 № 144, и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.02.2018 основным видом деятельности предприятия является забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод.
Реализацию холодной воды и водоотведение МУП «Водоканал» осуществляет на территории г. Биробиджана МО «Город Биробиджан» с 1993 года, с использованием муниципальных водопроводных сетей, канализационных сетей и прочих основных средств, на праве хозяйственного ведения.
28.04.2017 МУП «Водоканал» обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2018 год. Выбор метода регулирования был обоснован введением определением Арбитражного суда ЕАО от 23.01.2017 по делу № А16-781/2016 в отношении предприятия процедуры несостоятельности (банкротства) - внешнее управление сроком на 18 месяцев, до 23.07.2018.
Приказом Комитета от 16.05.2017 № 79-о открыто дело № 02-01/79 об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение МУП «Водоканал», приказом от 16.05.2017 № 39-м выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат) для регулирования тарифов, о чём предприятию направлено 17.05.2017 извещение.
Приказом Комитета от 01.09.2017 № 94 внесены изменения в приказ от 16.05.2017 № 79-о, а именно изменён первоначально выбранный метод экономически обоснованных расходов (затрат) для регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение в отношении МУП «Водоканал» на метод индексации на первый долгосрочный период регулирования на 2018-2020 годы, о чём предприятие извещено 01.09.2017. Изменение метода регулирования Комитетом обоснованно позицией ФАС России изложенной в письме от 12.07.2017 № ВК/47444/17, со ссылкой на п. 37 Основ ценообразования, с разъяснением в каких случаях возможно применение метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Установив, что МУП «Водоканал» не соответствует критериям, позволяющим использовать метод экономически обоснованных расходов (затрат), регулирующий орган, применил метод индексации, что является обоснованным, и не оспаривалось административным истцом.
Исходя из требований п. 17, 25 Правил регулирования тарифов, к заявлению об установлении тарифов прилагается, в том числе - расчёт расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями; орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Пунктом 29 Основценообразования определено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объёмы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние 3 года.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 24 Основ ценообразования).
В соответствии с п. 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учётом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключённых регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчётный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний установлена последовательность использования сведений при определении расходов на оплату труда: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключённого представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчётном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Согласно приложениям 2.2, 2.2.1 указанным в данном пункте, к Методическим указаниям, расходы на оплату труда рассчитываются по таблицам на основе фонда оплаты труда, определённого исходя из численности группы персонала (производственной, ремонтной, административной) и среднемесячной оплаты труда на одного работника.
Пунктом 2.8 ОТС установлено, что расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учётом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и включают в себя:
тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок (должностных окладов); выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включённые в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации (п. 2.8.1, 2.8.2).
В силу п. 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Из материалов дела и экспертного заключения установлено, что предприятием при предоставлении материалов, рассчитанных методом индексации были заявлены уточнённые тарифы: с 01.01.2018 на холодную воду 25,25 руб./куб.м. (без НДС), что составляет 192,9 % к действующему тарифу на 31.12.2017, на водоотведение 38,24 руб./куб.м. (без НДС), что составляет 247,5 % к действующему тарифу на 31.12.2017.
Специалистами регулирующего органа проведена экспертиза представленных предприятием документов.
В соответствии с приложениями № 1, № 2, № 3 к указанному выше приказу № 43/13-П размер тарифа в первом и втором полугодиях 2018 года составил соответственно - питьевая вода для иных потребителей (без НДС) 13,09 руб./куб.м. и 14,40 руб./куб.м., для населения (с НДС) 15,45 руб./куб.м. и 17 руб./куб.м.; водоотведение для иных потребителей (без НДС) 19,03 руб./куб.м. и 20,93 руб./куб.м., для населения (с НДС) 22,46 руб./куб.м. и 24,70 руб./куб.м.; на первое и второе полугодие 2019 года питьевая вода для иных потребителей (без НДС) 14,40 руб./куб.м. и 15,84 руб./куб.м., для населения (с НДС) 17 руб./куб.м. и 18,69 руб./куб.м.; водоотведение для иных потребителей (без НДС) 20,93 руб./куб.м. и 23,02 руб./куб.м., для населения (с НДС) 24,70 руб./куб.м. и 27,16 руб./куб.м.; на первое и второе полугодие 2020 года питьевая вода для иных потребителей (без НДС) 15,84 руб./куб.м. и 17,42 руб./куб.м., для населения (с НДС) 18,69 руб./куб.м. и 20,56 руб./куб.м.; водоотведение для иных потребителей (без НДС) 23,02 руб./куб.м. и 25,32 руб./куб.м., для населения (с НДС) 27,16 руб./куб.м. и 29,89 руб./куб.м.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда МУП «Водоканал» рассчитало из планируемой штатной численности работников предприятия в количестве 359,5 человек, согласно штатному расписанию от 15.09.2017.
В сопроводительном письме от 15.12.2017 № 2417МУП «Водоканал» также просило Комитет расходы на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку рассчитать исходя из параметров ОТС и штатной численности работников предприятия, поскольку штатная численность не превышает нормативную численность.
В тоже время, расчёт нормативной численности работников предприятие не представило комитету.
Комитетом размер фонда оплаты труда работников МУП «Водоканал» сформирован исходя из фактической численности в количестве 298,5 человек, представленной предприятием в электронном виде по устному запросу регулирующего органа.
Принятая к расчёту тарифа нормативная численность работников (фактическая численность)отражена в экспертном заключении отдельно по каждой соответствующей группе работников, расходы по оплате труда и средняя заработная плата персонала определеныпо статьям «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала», «Цеховые расходы», «Прочие производственные расходы», «Ремонтные расходы», «Административные расходы».
По данным отчётности МУП «Водоканал» за 2016 год представляемой в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, согласно форме РСВ-1 ПФР среднесписочная численность предприятия составляла 278 человек.
При сравнении планируемых и фактических расходов на оплату труда за 2014 - 2016 года из анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия установлено, что последним в течение трёх лет подряд планируемый комитетом размер фонда оплаты труда использовался не в полном объёме.
Так, приустановлении предприятию тарифа по водоснабжению и водоотведению на 2014 год и принятой численности 386 человек, фонд оплаты труда предприятием фактически был использован только на 91,59 %, фактическая численность работников использована на 73 % (283 чел.); в 2015 году принята численность 386,5 человек, фонд оплаты использован на86,48 %, фактическаячисленность на 71 % (273 чел.); в 2016 году принята численность 374,5 человек,фонд оплаты использован на92,28 %, фактическая численность на 74 % (278 чел.).
Поскольку МУП «Водоканал» в ходе рассмотрения тарифного дела не заявило о расчёте расходов по оплате труда из нормативной численности работников в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» и не представило обоснования применения заявленной численности, регулирующим органом правомерно была установлена численность персонала предприятия исходя из его фактической численности.
Отсутствие экономической обоснованности заявленных МУП «Водоканал» расходов на оплату труда послужило основанием для уменьшения расходов на социальные отчисления категорий работников, по указанным выше статьям.
Таким образом, регулирующим органом фонд оплаты труда был обоснованно рассчитан без учёта параметров ОТС.
Ссылки представителя административного истца на необходимость применения параметров ОТС, на не превышение штатной численности работников над нормативной, на невозможность заполнения вакантных должностей не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным обстоятельствам.
Расчёт нормативной численности рабочих, специалистов и служащих МУП «Водоканал» и список вакантных должностей был представлен представителем административного истца только приподготовке дела к рассмотрению, вместе с дополнением к административному иску.
Несостоятелен его довод и в части того, что ранее регулирующий орган до 2018 года осуществлял расчёт фонда оплаты труда исходя из штатной численности работников, поскольку участником ОТС предприятие стало только в 2016 году (постановление Президиума краевого комитета от 25.08.2016 № 12).
Кроме того,в соответствии с ч. 12 ст. 31 Федерального закона № 416-ФЗ, п. 18, 20 Основ ценообразованиярегулируемые организации обязанывести раздельный учёт расходов, в том числе по деятельности в сфере холодного водоснабжения, водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации обухгалтерском учёте и Порядком ведения раздельногоучёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации такихзатрат, утверждённого приказом Минстроя России от 25.01.2014 № 22/пр.
В силу п. 21 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учёт одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.
Из финансового результата хозяйственной деятельности предприятия за 2016 год следует, что МУП «Водоканал» осуществляет 8 видов деятельности. В штатном расписании штатная расстановка специалистов и рабочих по указанным видам деятельности отсутствует.
Согласно п. 2.8.2.4 ОТС - премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50 % тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. При наличии финансовой возможности, работодатель может увеличить размер премии.
Пунктом 3.15 Коллективного договора МУП «Водоканал» на 2016 - 2019 годы установлено, что премирование за основные результаты хозяйственной деятельности производится ежемесячно: руководителям, специалистам и служащим в размере 50 % должностного оклада; рабочим 40 % тарифной ставки за фактически отработанное время за счёт фонда оплаты труда.
Согласно экспертному заключениюпри расчёте расходов фонда оплаты труда МУП «Водоканал» экспертной группой принята заявленная предприятием ставка рабочего первого разряда на первое полугодие 2018 года в размере 4864,24 руб. в месяц, на второе полугодие в размере 9907 руб. в месяц, в соответствии с ОТС на 2017 - 2019 годы рост составляет 203,7 % к первому полугодию 2018 года. ОТС премия за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности учитывается в пределах 50 %. Процент премии на второе полугодие 2018 года принят в размере 5 % от должностного оклада с учётом доплат, и как верно отражено, не противоречит ОТС.
Кроме того, как указано выше в пояснениях представителя административного ответчика ФИО3, при определении процента премии Комитет исходилтакже и из статистических данных Росстата по среднемесячной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности. Согласно представленным данным уровень среднемесячной заработной платы работников предприятия со второго полугодия 2018 года (37517,4 руб.) при установленном тарифе, выше средней заработной платы в среднем по ЕАО(33563,5 руб.) и по видам деятельности водоснабжение и водоотведение (25782,2 руб.), приведённым за период январь - октябрь 2017 года.
Таким образом, доводы представителя административного истца о снижении фонда оплаты труда, в том числе и за счёт снижения премиальной части, нарушениях ОТС и Коллективного договора, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 14 Основ ценообразованияесли регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, то расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются.
Как следует из экспертного заключения и выписки из протокола правления Комитета № 43/2 от 18.12.2017, МУП «Водоканал» помимо водоснабжения и водоотведения занимается оказанием платных услуг, расходы предприятия в 2018 году уменьшены на 0,4 % по водоснабжению на сумму 402,5 тыс. руб., по водоотведению на 619,5 тыс. руб.
Финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия за 2016 год подтверждено и не отрицается представителем административного истца, что МУП «Водоканал» осуществляет 4 нерегулируемых вида деятельности, а именно: вывоз сточных вод из систем нецентрализованного водоотведения (себестоимость 311333,93 руб.), прочие услуги (себестоимость 603365,95 руб.), прочие транспортные услуги за водоснабжение (себестоимость 40303,92 руб.), прочие транспортные услуги за водоотведение (61299,13 руб.). Общая сумма расходов по указанным нерегулируемым видам деятельности составила 1016302,93 руб. (311333,93 + 603365,95 + 40303,92 + 61299,13).
Из данного документа также следует, что себестоимость регулируемых услуг суммарно в сфере водоснабжения и водоотведения составляет 227407526,21 руб. (распределение воды 91822416,21 руб. + сбор и очистка воды 135585110 руб.).
В необходимой валовой выручке расходы на оплату труда работников с учётом всех отчислений от оплаты труда составляют 41,4 % (по водоснабжению), 68 % (по водоотведению), в среднем 57 %.
Из представленного МУП «Водоканал» в регулирующий орган штатного расписания и расчёта фонда оплаты труда усматривается, что работники предприятия осуществляют трудовую деятельность как в регулируемых, так и в нерегулируемых видах деятельности (при отсутствии в штатном расписании штатной расстановки специалистов и рабочих с указанием видов деятельности).
Следовательно, платные услуги оказываются одними и теми же работниками, которые заняты по оказанию услуг, как по регулируемым видам деятельности, так и по нерегулируемым.
При таких обстоятельствах, в целях исключения повторного учёта одних и тех же затрат Комитетом обоснованно было принято решение о снижении расходов на 0,4 %, которые получены предприятием из фактических показателей за 2016 год (1016302,93 : 227407526,21 х 100 %).
Кроме того,из поступившего в суд 03.04.2018 анализа финансового состояния МУП «Водоканал» за 2017 год (представленного в Комитет 28.03.2018)установлено, что по данным предприятия прочие виды деятельности в указанном году также составили 230,71 тыс. руб. (0,4 %).
При установлении тарифовпредставители предприятия при рассмотрении расчёта размера необходимой валовой выручки по данному вопросу не оспаривали, возражений не высказывали, что подтверждается выпиской из протокола правления комитета от 18.12.2017 № 43/2.
С учётом изложенного, оснований считать, что регулирующим органом уменьшение необходимой валовой выручки на 0,4 % в связи с оказанием платных услуг произведено необоснованно, не имеется.
В силу п.9 Основ ценообразования предельные индексы устанавливаются Федеральной антимонопольной службой с календарной разбивкой. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением тарифов на подключение (технологическое присоединение) устанавливаются в соответствии с указанными предельными индексами с календарной разбивкой по полугодиям при условии непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р на 2018 год для Еврейской автономной области утверждён средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги: на первое полугодие - 0, на второе - 4,8.
Постановлением Губернатора Еврейской автономной области от 24.11.2017 № 312 предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для муниципального образования «Город Биробиджан» утверждён на первое полугодие - 0 %, на второе полугодие - 4,8 %.
Законом ЕАО от 30.11.2017 № 181-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотренакомпенсация организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории области в размере 149 281,2 тыс. руб.
Согласно дополнению к экспертному заключению экономически обоснованная необходимая валовая выручка на питьевую воду на 2018 год составит в размере 106736 тыс. руб. (без НДС), вместо заявленной предприятием 129998 тыс. руб. (без НДС); на водоотведение 150057,6 тыс. руб. (без НДС), вместо заявленной предприятием 208927 тыс. руб. (без НДС).
Из экспертного заключения также установлено, что экспертной группой экономически обоснованные тарифы для предприятия определены на второе полугодие 2018 года по водоснабжению: прочие потребители (без НДС) 26,76 руб./куб.м., для населения (с НДС) 31,58 руб./куб.м., рост 204,5 %; по водоотведению: прочие потребители (без НДС) 37,44 руб./куб.м., для населения (с НДС) 44,18 руб./куб.м., рост 196,8 %.
Указанные тарифы превышают максимально допустимый индекс - 4,8 %.
С учётом ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги и дефицита областного бюджета регулирующий орган со второго полугодия 2018 года принял решение об установлении тарифа с ростом 110 %, оставшаяся сумма расходов по водоснабжению и водоотведению в размере 88440 тыс. руб. и 96379 тыс. руб. соответственно определена к возмещению в будущие периоды исходя из фактически сложившихся расходов дополнительно к рассчитанной необходимой валовой выручке на соответствующий год.
Таким образом, Комитет установил оспариваемые тарифы в рамках предельного индекса роста платы граждан, с учётом дефицита бюджета области учёл и выпадающие доходы.
При этом, учитывая дефицит областного бюджета и отсутствие в законодательстве связи между установлением спорных тарифов и компенсацией расходов организациям из бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с ограничением роста платы граждан, суд приходит к выводу, что довод представителя административного истца о нарушениях регулирующим органом требований действующего законодательства в этой части при установлении тарифов, не нашёл своего подтверждения.
Доводы представителя административного истца о выпадающих недополученных доходах, указанных им на общую сумму 184819,76 млн. рублей за период с 2018 по 2020 годы,не могут быть приняты во внимание.
Следует принять во внимание, что в соответствии с п. 15 Основ ценообразования вслучае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Следовательно, в соответствии с данной нормой МУП «Водоканал» не лишено возможности представлять сведения о понесённых дополнительных расходах, поскольку указанные расходы предприятия, подтверждённые бухгалтерской и статистической отчётностью, могут быть учтены регулирующим органом при установлении тарифов в следующем периоде регулирования.
Довод представителя административного истца о том, что регулирующим органом для иных регулируемых организаций, осуществляющих деятельность на территории МО «Город Биробиджан» тариф устанавливается в значении близком к экономически обоснованному тарифу для МУП «Водоканал» и в частности на питьевую воду для ОГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и АО «ГУ ЖКХ», является несостоятельным. Значения, для ОГБУ «ЦЖКУ» МО РФ для иных потребителей (без НДС) 36,50 руб./куб.м., для населения (с НДС) 43,07 руб./куб.м., и для АО «ГУ ЖКХ» соответственно 34,82 и 41,09 руб./куб.м., приведены в таблице без указания объёмов реализации питьевой воды и принятием сточных вод указанными организациями, в связи с чем невозможно произвести какое-либо сравнение по установлению тарифов между предприятием по настоящему иску и приведёнными организациями.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания оспариваемого приказа комитета тарифов и цен правительства ЕАО недействующим, не имеется и в удовлетворении требований административному истцу надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 173-177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании приказа комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной областиот 18.12.2017 № 43/13-П «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» на территории муниципального образования «Город Биробиджан» на 2018-2020 годы» недействующим с момента его принятия, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда ЕАО С.Н. Кочев