ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-7/2018 от 09.04.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-7/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2018 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Качура И.О.,

с участием прокурора Ю Н.Д.,

при секретаре Новоселовой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление акционерного общества «Управление по обращению с отходами» о признании пункта 1 и подпункта 4.7 пункта 4 Приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОКК «Об установлении предельных тарифов акционерного общества «Управление по обращению с отходами» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годов» недействующими,

у с т а н о в и л:

08 декабря 2017 года региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области) издан Приказ -ОКК «Об установлении предельных тарифов акционерного общества «Управление по обращению с отходами» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годов» (далее - Приказ -ОКК), который опубликован ДД.ММ.ГГГГ в газете «Губернские ведомости» .

07 февраля 2018 года акционерное общество «Управление по обращению с отходами» (далее – Общество, Предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа -ОКК, так как в тарифы на услуги по захоронению твердых бытовых отходов не включены амортизационные начисления на объекты основных средств Предприятия, что противоречит пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ , утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, занижает ранее установленные тарифы и напрямую влияет на прибыль Предприятия.

В судебном заседании представители акционерного общества «Управление по обращению с отходами» Жуйкова Ю.В., Степанова Л.Г. и Галиулина С.В. требования уточнили и просили признать недействующими пункт 1 и подпункт 4.7 пункта 4 Приказа -ОКК, предусматривающих утверждение предельных тарифов Общества на захоронение твердых коммунальных отходов (Приложение 1) и признание утратившим силу с 01 января 2018 года Приказа РЭК Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОКК, которым были утверждены прежние тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов. В обоснование требований сослались на обстоятельства, послужившие основанием для обращения с административным иском в суд.

Представители РЭК Сахалинской области Воднева А.В., Ромаданова А.С., Гурина Л.Н. административный иск не признали, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ издан административным ответчиком в соответствии с его компетенцией, с соблюдением установленного порядка его принятия и опубликования, в отсутствие противоречий оспариваемого приказа положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Необходимость исключения расходов по статье «Амортизационные отчисления» обусловлено приобретением имущества Общества за счет средств областного бюджета, а также в связи с непредоставлением истцом экономического обоснования расходов по использованию амортизационного фонда Предприятия за предыдущий период и отсутствием разработанной инвестиционной программы, в соответствии с требованиями Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Ю Н.Д., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484.

В соответствии со статей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе, утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 1 Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, РЭК Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям комиссии отнесено установление тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая и установление тарифа на их захоронение (пункты 3.4 и 3.4.1 Положения).

По вопросам своей компетенции Комиссия принимает правовые акты в порядке и случаях, установленных законодательством (пункт 3.10.8 Положения).

На основании пунктов 1.4, 2.1, 4.1, 4.2 Постановления Правительства Сахалинской области от 26 января 2010 года № 12 «Об утверждении Положения о видах правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти Сахалинской области и их руководителями, а также порядке их принятия (издания) и опубликования» органы исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющие функции по государственному регулированию тарифов (цен) в установленной актами Правительства Сахалинской области сфере деятельности, по вопросам своей компетенции принимают (издают) правовые акты в виде приказов, носящих нормативный характер, которые подлежат опубликованию в газете «Губернские ведомости» или размещаются на официальном интернет-сайте органа исполнительной власти Сахалинской области.

В соответствии с пунктами 5.5, 5.8, 5.9 Положения о Комиссии, в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа.

Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы.

Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим.

Из протокола заседания Правления РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в присутствии представителей заявителя, единогласным решением комиссии при наличии кворума утверждены долгосрочные тарифы на захоронение твердых коммунальных расходов с учетом корректировки экспертного заключения.

Учитывая изложенное, оспариваемый Приказ -ОКК принят РЭК Сахалинской области в пределах предоставленных законом полномочий, в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, его опубликование произведено в установленном порядке.

Проверяя соответствие оспариваемого в части Приказа -ОКК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество зарегистрировано 29 января 2015 года. Система налогообложения – упрощенная с базой налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Единственным акционером общества является Министерство имущественных отношений и земельных отношений Сахалинской области; <данные изъяты> % акций находится в собственности Сахалинской области.

Материалами дела подтверждено, что для осуществления хозяйственной деятельности Предприятия его имущество (основные средства) приобретены за счет средств бюджета Сахалинской области, переданных последнему Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области в качестве вклада в Уставной капитал.

АО «Управление по обращению с отходами» на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов <данные изъяты> классов опасности.

На основании заявления Общества от 29 августа 2017 года РЭК Сахалинской области установил с применением метода индексации предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2020 годы.

Заключением управления регулирования тарифов на товары и услуги организаций РЭК Сахалинской области регистрационный от 05 октября 2017 года амортизационные отчисления по объектам, созданным (приобретенным) за счет бюджетных средств целевого финансирования, исключены из статьи расходов Предприятия.

Кроме того, согласно представленным Обществом в ходе проведения экспертизы отчетным данным за предыдущие периоды регулирования, амортизационного фонда на предприятии не имеется, расходы на амортизацию основных средств не подтверждены, направления его деятельности не определены, ввиду отсутствия инвестиционной программы.

Исключение административным истцом при установлении тарифа амортизационных начислений на объекты основных средств, со ссылкой на пункт 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (имущество, приобретенное (созданное) за счет средств целевого финансирования), суд находит необоснованным, поскольку указанное законоположение определяет порядок амортизации имущества в целях налогообложения, тогда как предметом рассмотрения РЭК Сахалинской области являлось установление предельных тарифов.

В соответствии с пунктом 53 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

В силу пункта 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» , утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением.

Таким образом, при установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов подлежат применению Правила бухгалтерского учета, не устанавливающие в свою очередь исключений в отношении изъятия амортизационных отчислений из статьи расходов организаций.

В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 (далее – Основы ценообразования), регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Правилами регулирования тарифов и иными нормативными правовыми актами в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из содержания части 2 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Таким образом, главным условием включения расходов в расчет тарифов является их экономическая обоснованность, что является одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

На основании пункта 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

В силу пункта 17 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 44 Основ ценообразования).

Следовательно, расходы на амортизацию основных средств могут быть включены в валовую выручку регулируемой организации при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения.

В соответствии с пунктами 17, 18 и 22 Правил регулирования тарифов, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и отказывает во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена.

Как следует из содержания экспертного заключения Управления регулирования тарифов на товары и услуги организаций РЭК Сахалинской области регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ и протокола заседания Правления от ДД.ММ.ГГГГ расходы на амортизацию основных средств Обществом не подтверждены, амортизационного фонда не имеется, инвестиционная программа отсутствует.

В соответствии с государственной программой Сахалинской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области на 2014-2020», утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ определено выполнение работ по объекту «Полигон ТБО в <адрес>», в том числе строительство 1 очереди (взнос в уставный капитал АО «Управление по обращению с отходами»).

Положениями части 1 статьи 24.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Необходимость предоставления копии утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы либо проекта инвестиционной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности предусмотрена пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484.

В отсутствие экономического обоснования произведенных расходов Обществом на амортизацию основных средств за предыдущие периоды и инвестиционной программы оснований для включения амортизационных начислений при расчете тарифа на 2018-2020 годы у РЭК Сахалинской области не имелось.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Оспариваемым подпунктом 4.7 пункта 4 Приказа -ОКК признан утратившим законную силу с 01 января 2018 года пункт 2 Изменений, внесенных Приказом РЭК Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОКК в Приказ РЭК Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОКК «Об установлении тарифов АО «Управление по обращению с отходами» на услуги по утилизации твердых бытовых отходов» и признанных соответствующими критериям и доступности услуг организаций коммунального комплекса, установлены тарифы АО «Управление по обращению с отходами» на услуги по утилизации твердых бытовых отходов в следующих размерах (НДС не облагаются, организация применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии со статьей 346.11 главы 26.2 части II Налогового кодекса Российской Федерации), включая период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года.

При этом, Приказ РЭК Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОКК «Об установлении тарифов АО «Управление по обращению с отходами на утилизацию твердых бытовых отходов» принят в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утративших силу с 01 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что Приказ -ОКК в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований АО «Управление по обращению с доходами».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

акционерному обществу «Управление по обращению с отходами» в удовлетворении административного иска о признании недействующими пункта 1 и подпункта 4.7 пункта 4 Приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОКК «Об установлении предельных тарифов акционерного общества «Управление по обращению с отходами» на долгосрочный период регулирования 2018-2020 года» отказать.

Сообщение о принятии решения суда опубликовать в газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 13 апреля 2018 года.

Судья Сахалинского областного суда И.О. Качура