Дело № 3а-7/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский «19» мая 2021 года
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Горна В.Ф.,
при секретаре Винник Е.Б.,
с участием представителя административного истца ФИО1 адвоката Копытовой С.И., представителей административного ответчика городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2 и ФИО3, представителя административного ответчика главы Петропавловск-Камчатского городского округа Яковенко Д.О., старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Соловьевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании отдельных положений Устава Петропавловск-Камчатского городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 октября 2020 года № 312-НД, опубликованным в официальном печатном издании «Град Петра и Павла» от 4 декабря 2020 года № 61 (811), в статью 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, устанавливающую состав Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа, внесены изменения.
Абзац 5 части 1 этой статьи изложен в новой редакции, согласно которой срок полномочий председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты составляет 5 лет, по истечении которых полномочия председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты прекращаются.
ФИО1, состоящая в должности аудитора Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа, обратилась в суд с административным иском, которым после уточнения заявленных требований просила признать недействующим абзац 5 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского (в редакции решения городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 октября 2020 года № 312-НД), ссылаясь на несоответствие нормативного правового акта в приведенной части статьям 58, 59 Трудового кодекса РФ, статьям 2, 4, 7, 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьям 3, 5 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 3 Закона Камчатского края «О муниципальных должностях в Камчатском крае» (т. 1 л.д. 14-20, 264).
Указала, что срок полномочий аудитора контрольно-счетного органа может быть ограничен лишь в случае отнесения этой должности к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. В утвержденный законом Камчатского края от 4 мая 2008 года № 59 реестр муниципальных должностей в Камчатском крае должность аудитора не включена, что, по мнению административного истца, исключает возможность ограничения срока полномочий аудитора Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа.
Относительно искового заявления главой Петропавловск-Камчатского городского округа и городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа поданы возражения со ссылкой на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят в рамках предоставленных представительному органу Петропавловск-Камчатского городского округа полномочий, федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит (т. 1 л.д. 53-54, 64-70). По мнению представителя городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО3, утверждение административного истца о возможности ограничения срока полномочий аудитора контрольно-счетного органа лишь в случае, если такая должность включена в реестр муниципальных должностей, основано на ошибочном толковании закона. Обращает внимание, что изложенная в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» правовая норма носит императивный характер и не предусматривает возможность назначения аудитора без ограничения срока полномочий.
В судебном заседании ФИО1 участия не принимала. Ее представитель Копытова С.И. заявленные требования поддержала.
Представители городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Голубева А.В. и ФИО3, а также представитель главы Петропавловск-Камчатского городского округа Яковенко Д.О. административный иск не признали.
Выслушав и дав оценку объяснениям сторон, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора Соловьевой О.И. об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор, по условиям которого ФИО1 принята на должность аудитора Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа. Пунктом 2.2 трудового договора определено, что он заключен сроком на 5 лет (т. 1 л.д. 30-35).
Письмом председателя Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 4 апреля 2021 года ФИО1 дано разъяснение о том, что срочный трудовой договор с ней заключен по основанию, указанному в статье 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа (т. 1 л.д. 28-29).
ФИО1, как лицо, замещающее должность аудитора Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа, является субъектом правоотношений, регулируемых Уставом Петропавловск-Камчатского городского округа в оспариваемой ей части, и в силу статьи 208 КАС РФ наделена правом на обращение в суд с административным иском о признании его недействующим.
Проверяя полномочия городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа и процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд руководствуется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 43 которого установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
В силу пункта 1 части 10 статьи 35 указанного Федерального закона принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Положениями статьи 44 названного Федерального закона установлено, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (часть 4).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 5).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6).
Статьей 27 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа установлено, что представительным органом городского округа является городская Дума, которая состоит из 32 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет.
К исключительной компетенции городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа относится принятие устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 1 статьи 28 Устава).
Нормативный правовой акт, принятый городской Думой, направляется главе городского округа для подписания и обнародования в течение 10 дней. Нормативные правовые акты городской Думы подписываются главой городского округа в течение 5 дней со дня их получения и должны быть опубликованы в срок, указанный в части 11 статьи 59 настоящего Устава (часть 6 статьи 60 Устава).
Из материалов дела следует, что решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 7 июня 2011 года № 401-НД принят Устав Петропавловск-Камчатского городского округа в новой редакции, текст которого опубликован в печатном издании «Град Петра и Павла» от 8 июня 2011 года № 22.
28 октября 2020 года городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа принято решение № 312-НД «О внесении изменений в Устав Петропавловск-Камчатского городского округа», в соответствии с пунктом 5 которого абзац 5 статьи 55 Устава изложен в новой редакции, предусматривающей, что срок полномочий председателя, аудитора Контрольно-Счетной палаты составляет 5 лет, по истечении которых полномочия председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты прекращаются (т. 1 л.д. 245-251). Решение подписано исполняющим полномочия Главы Петропавловск-Камчатского городского округа, его текст опубликован в официальном печатном издании «Град Петра и Павла» от 4 декабря 2020 года № 61 (811). Решение зарегистрировано Управлением Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю от 28 октября 2020 года (регистрационный номер 913010002020007).
Согласно протоколу 32-ой очередной сессии городской Думы от 28 октября 2020 года за принятие решения о внесении изменений в Устав Петропавловск-Камчатского городского округа проголосовало 24 депутата, в том числе 3 депутата путем заочного голосования, что составляет более двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (т. 2 л.д. 9, 34-35).
Проект вносимых в Устав Петропавловск-Камчатского городского округа изменений явился предметом публичных слушаний, проведенных 15 сентября 2020 года (т. 1 л.д. 230-233). Решение городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26 августа 2020 года № 722-р «О назначении публичных слушаний по вопросу «О внесении изменений в Устав Петропавловск-Камчатского городского округа», проект решения, а также порядок учета предложений по проекту этого решения опубликованы в печатном издании «Град Петра и Павла» от 28 августа 2020 года № 42 (792) (т. 1 л.д. 213-220).
Таким образом, решение городской Думы от 28 октября 2020 года № 312-нд «О внесении изменений в Устав Петропавловск-Камчатского городского округа», отдельные положения которого оспариваются административным истцом, принято уполномоченным представительным органом муниципального образования, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликовано и прошло государственную регистрацию.
При проверке соответствия содержания оспариваемого акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 2).
В силу части 2 статьи 38 указанного Федерального закона порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
В силу статьи 5 названного Федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа (часть 2).
Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа (часть 4).
Анализ приведенных выше правовых норм не свидетельствует о том, что установление срока полномочий аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования поставлено законодателем в зависимость от включения этой должности в реестр должностей муниципальной службы либо ее отнесения к категории муниципальных должностей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
По смыслу закона наделение аудиторов контрольно-счетного органа полномочиями на определенный срок, в том числе и в случае включения должности аудитора в реестр должностей муниципальной службы соответствующего субъекта Российской Федерации, является вопросом формирования органа финансового контроля, который находится в пределах усмотрения представительного органа муниципального образования.
Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 2).
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 6 статьи 16).
Согласно статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор заключается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
К числу таковых относится Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», часть 4 статьи 5 которого устанавливает срочный характер полномочий председателя, заместителя председателя, аудитора контрольно-счетного органа, который не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.
В силу части 3 статьи 27 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа городская Дума состоит из 32 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет, что соответствует сроку полномочий председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа.
При таком положении, утверждение истца о том, что абзац 5 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа противоречит положениям Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», своего подтверждения не находит.
Правовые нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Камчатского края «О муниципальных должностях в Камчатском крае», на которые ссылается административный истец, порядок формирования и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования не устанавливают.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По этому основанию требования о признании недействующим абзаца 5 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворены быть не могут.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении требований о признании недействующим абзаца 5 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа (в редакции решения городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 октября 2020 года № 312-нд) ФИО1 отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 мая 2021 года.
Судья В.Ф.Горн