ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-7/2022 от 01.04.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 3а-7/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 апреля 2022 года город Орел

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чуряева А.В.

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о ликвидации Орловской городской общественной организации инвалидов «Соломон» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Орловская городская общественная организация инвалидов «Соломон» (далее – общественная организация) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области 17 июля 2017 года.

Сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 1 августа 2017 года за основным государственным регистрационным номером .

Устав общественной организации утвержден на общем собрании общественной организации 15 марта 2017 года, является действующим, дополнения и изменения в него не вносились.

Лицом, действующим от имени общественной организации без доверенности, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, является ее председатель Тютякин А.В.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, сославшись на то, что общественная организация в установленный срок не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены члены общественной организации – Тюленева Н.А. и Думнов Р.Г.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области по доверенности Репников С.А. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Заинтересованное лицо Тюленева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Указала, что часть выявленных в ходе документарной проверки нарушений общественной организацией устранены до предъявления административного искового заявления в суд. В частности, общественная организация опубликовала отчет об использовании имущества за 2020 год, отказалась от использования символики, не описанной в уставе, предоставила в орган юстиции положение об учетной политике, истребовала у Думнова Р.Г. выплаченные ему денежные средства.

Просила учесть, что опубликовать отчеты об использовании имущества за 2018 и 2019 годы общественная организация не могла, поскольку данные отчеты не были переданы действующему председателю общественной организации Тютякину А.В. от предыдущего председателя ФИО15

Сослалась на то, что деятельность общественной организации по приобретению прав (требований) к должникам по денежным обязательствам и по взысканию задолженности в судах осуществлялась общественной организацией в качестве деятельности по формированию имущества общественной организации, что не противоречит пункту 6.2 Устава общественной организации.

Общественная организация в лице ее председателя Тютякина А.В., заинтересованное лицо Думнов Р.Г., извещенные о дате и месте судебного заседания, в суд не явились, своих представителей в суд не направили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа в качестве суда первой инстанции относятся административные дела о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений.

Из статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) следует, что в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. В частности, под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Из пункта 1.1 Устава общественной организации следует, что она действует на территории города Орла.

Однако пунктом 1.8 Устава предусмотрено, что данная общественная организация является региональной.

В пункте 2.2 Устава закреплено, что к основным задачам общественной организации относятся в том числе: содействие формированию на региональном уровне социально ориентированной экономики и участие в выработке эффективных механизмов социальной защиты инвалидов региона; осуществление на региональном уровне собственных и совместных с другими структурами и организациями программ по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, а также благотворительных программ; содействие организации в регионе научных исследований по проблематике инвалидов и участие в них.

Исходя из этого, суд приходит к выводу, что деятельность общественной организации в соответствии с ее уставными целями осуществляется в пределах Орловской области, в связи с чем данная общественная организация является региональной, и административные исковые требования по ее ликвидации подлежат рассмотрению Орловским областным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 29 Закона об общественных объединениях закреплены обязанности общественного объединения, к числу которых относится обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно статье 42 указанного Закона в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для ликвидации общественного объединения (статья 44 Закона об общественных объединениях).

Из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, следует, что федеральным органом государственной регистрации в отношении общественных объединений является Министерство юстиции Российской Федерации. Его территориальным органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области от 17 марта 2021 года № 65-р в отношении общественной организации проведена плановая документарная проверка за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.

По результатам проверки должностными лицами, уполномоченными на ее проведение, составлен акт проверки от 21 апреля 2021 года № 9, в котором отражены следующие выявленные нарушения общественной организацией норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава:

в нарушение абзаца третьего части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественная организация в проверяемом периоде не публиковала отчеты об использовании своего имущества и не обеспечивала доступность ознакомления с данными отчетами;

в нарушение части 2 статьи 20 Закона об общественных объединениях в Уставе общественной организации отсутствует описание используемой ею символики;

в нарушение пункта 4.3 Устава общественная организация в проверяемом периоде не соблюдала периодичность проведения заседаний общего собрания членов;

в нарушение пункта 4.6 Устава общественная организация в проверяемом периоде не проводила заседаний правления;

в нарушение пункта 5.2 Устава в проверяемом периоде в общественной организации не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, соответствующие заключения контрольно-ревизионной комиссии не составлялись;

в нарушение пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) и пункта 7.1 Устава в проверяемом периоде общественной организацией не осуществлялся бухгалтерский учет;

в нарушение пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях 27 июня и 6 ноября 2018 года со счета общественной организации в адрес Думнова Р.Г. на основании агентского договора от 15 августа 2018 года были перечислены денежные средства в размере рублей и рублей, соответственно, при этом агентского договора или иных документов, подтверждающих расходование данных денежных средств на уставные цели общественной организации, не представлено;

в нарушение статьи 24 Закона о некоммерческих организациях в проверяемом периоде общественная организация осуществляла деятельность, не соответствующую уставным целям и задачам, а именно, выступала в качестве истца в судебных делах Арбитражного суда Орловской области по взысканию с юридических лиц задолженности на основании заключенных договоров уступки права требовании (цессии).

Акт проверки получен общественной организацией 17 мая 2021 года.

30 апреля 2021 года начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области в отношении правления общественной организации по выявленным нарушениям внесено представление с требованиями:

- представить информацию о публикации отчетов об использовании имущества за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года;

- представить документы, подтверждающие факт отказа от использования символики, или документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в части описания используемой символики;

- представить документы, подтверждающие определение совокупности способов ведения бухгалтерского учета (приказ, положение об учетной политике);

- представить документы, послужившие основанием для перевода денежных средств Думнову Р.Г., или подтверждающие возврат данных денежных средств;

- представить документы, подтверждающие прекращение деятельности, не соответствующей уставным целям и задачам, или документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в части изменения перечня целей и видов деятельности.

Данное представление получено общественной организацией 17 мая 2021 года.

21 июня 2021 года от председателя общественной организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области поступил письменный ответ на представление с указанием, что: а) отчет об использовании имущества за 2020 год опубликован на сайте общественной организации; б) заказан новый проект устава, включающий описание использованной символики общественной организации; в) обращения в суд в качестве истца о взыскании задолженности на основании заключенных договоров цессии являлось способом формирования имущества общественной организации; г) представить иные документы не имеется возможности ввиду того, что они не были переданы новому председателю после вступления его в должность. Кроме этого, к указанному письменному ответу председатель общественной организации приложил приказ и положение об учетной политике.

22 июня 2021 года письмом начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области продлен срок устранения общественной организацией нарушений до 18 августа 2021 года.

Данное письмо, направленное по юридическому адресу общественной организации, было возвращено Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области в связи с истечением срока хранения в организации почтовой связи.

В связи с тем, что выявленные в ходе проверки недостатки в полном объеме не были устранены общественной организацией, 19 августа 2021 года начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области в отношении общественной организации вынесено распоряжение о приостановлении деятельности сроком на пять месяцев.

Данное распоряжение получено общественной организацией 1 сентября 2021 года.

Из объяснений в суде лиц, участвующих в деле, следует, что представление от 30 апреля 2021 года и распоряжение о приостановлении деятельности от 19 августа 2021 года общественной организацией в судебном порядке не оспаривались.

Вместе с тем, судом установлено, что данные представление и распоряжение вынесены уполномоченным должностным лицом по предусмотренным законом основаниям в рамках установленной законом процедуры. Содержащиеся в них требования являются законными и исполнимыми. Предусмотренный ими срок для устранения выявленных нарушений является разумным и позволял общественной организации предпринять действия по выполнению указанных выше законных требований.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что общественная организация не соблюдает нормы, предусмотренные федеральными законами и уставом, и в установленные для нее сроки не предприняла достаточных мер для устранения выявленных нарушений.

На момент рассмотрения дела общественной организацией также не устранен ряд нарушений, в том числе в нарушение требований абзаца третьего части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях за 2018 и 2019 годы не опубликованы отчеты об использовании своего имущества и не обеспечена доступность ознакомления с данными отчетами.

Возражения о том, что общественная организация не имела возможности опубликовать такие отчеты ввиду того, что они не были переданы действующему председателю от предыдущего председателя ФИО7, суд считает необоснованными.

В судебном заседании установлено, что 5 марта 2020 года на общем собрании общественной организации ФИО7 был освобожден от должности председателя общественной организации, на эту должность выбран Тютякин А.В.

6 марта 2020 года и 23 марта 2020 года были подписаны акты приема-передачи документов, из которых следует, что ФИО7 Тютякину А.В. были переданы правоустанавливающие документы общественной организации. При этом в расписке от 23 марта 2020 года указано, что ФИО7 переданы все имевшиеся в его распоряжении первичные документы общественной организации. Иные первичные бухгалтерские документы (договоры, акты выполненных работ и оказанных услуг, товарные и товарно-транспортные накладные, акты сверки, заказы-наряды и т.п.) по всем контрагентам, бухгалтерская отчетность общественной организации, налоговые декларации не сохранились, в связи с чем, переданы быть не могут.

Также установлено, что общественная организация обращалась в суд с иском к ФИО7 об обязании передать первичные бухгалтерские документы общественной организации по всем контрагентам за период с 2017 года по 2020 год, бухгалтерскую отчетность, налоговые декларации общественной организации за период с 2017 года по 2020 год, автомобиль и паспорт транспортного средства . Однако, в связи с подписанием акта приема-передачи документов от 23 марта 2020 года общественная организация отказалась от данного иска, на основании чего определением Залегощенского районного суда Орловской области от 4 декабря 2020 года производство по делу было прекращено.

При этом из представленных документов и объяснений заинтересованного лица Тюленевой Н.А. в судебном заседании следует, что требований о передаче отчетов об использовании имущества за 2018 и 2019 годы общественная организация ФИО7 не предъявляла, что свидетельствует об отсутствии претензий по этому поводу к последнему.

Вместе с этим, суд учитывает, что отчет об использовании имущества общественной организации за 2018 год имелся в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области, и общественная организация не была лишена возможности получить его копию для опубликования, что подтвердил в судебном заседании представитель административного истца.

В судебном заседании также установлено, что в нарушение части 2 статьи 20 Закона об общественных объединениях в Уставе общественной организации отсутствует описание используемой ею символики.

При этом общественная организация использовала оттиск печати, на которой изображена специальная символика – эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развернут вершиной вверх, другой – вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых углов, присоединенных к сторонам правильного шестиугольника.

В нарушение пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях общественной организацией не подтверждено перечисление 27 июня и 6 ноября 2018 года денежных средств в размере рублей и рублей Думнову Р.Г. в рамках осуществления уставной деятельности. Выданное общественной организации представление с требованием предоставить в орган юстиции агентский договор, на основании которого производилось перечисление денежных средств, или доказательства возврата уплаченных денежных средств исполнено не было.

Заявляя об устранении данных нарушений, заинтересованное лицо Тюленева Н.А. представила в суд письмо общественной организации от 23 сентября 2021 года, в котором указано, что общественная организация прекратила использование печати с символикой, а уплаченные Думнову Р.Г. денежные средства возвращены им общественной организации.

Из объяснений заинтересованного лица в судебном заседании и представленных ею документов следует, что указанное письмо было направлено 23 сентября 2021 года в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области по электронной почте. Однако, представитель административного истца в судебном заседании оспаривал факт получения данного письма, ссылаясь на то, что оно было направлено на неверный адрес электронной почты и, более того, подлежало представлению в орган юстиции лично представителем общественной организации.

Согласно пункту 52 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 456, действовавшего по состоянию на 23 сентября 2021 года, документы (копии, заверенные руководителем некоммерческой организации) представляются лично представителем некоммерческой организации (руководителем или иным уполномоченным им лицом) по акту приема-передачи или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, а также факсимильной связи, электронной почты (с обязательным последующим направлением подписанных документов почтовой связью). Некоммерческая организация вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исходя из этого, суд считает обоснованным довод административного истца о том, что направление общественной организацией письма от 23 сентября 2021 года по электронной почте не может быть признано надлежащим исполнением требований представления.

Также в судебном заседании установлено, что в нарушение требований статьи 24 Закона о некоммерческих организациях в проверяемом периоде общественная организация осуществляла деятельность, не соответствующую уставным целям и задачам.

Из пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях следует, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

В силу пункта 2 указанной статьи некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Из пункта 2.1 Устава общественной организации следует, что главными ее целями являются: защита прав и интересов инвалидов; достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества; интеграция инвалидов в общество, включая осуществление основных задач общественной организации по реализации программ реабилитации инвалидов.

Пунктом 2.3 Устава предусмотрено, что общественная организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой она создана, и если это соответствует такой цели.

Исчерпывающий перечень видов деятельности общественной организации, приносящей доход, приведен в пункте 2.4 Устава – в него включены лишь физкультурно-оздоровительная деятельность и оказание правовой помощи инвалидам.

Между тем, вопреки указанным положениям закона и Устава общественная организация систематически занималась деятельностью по приобретению прав (требований) к должникам по денежным обязательствам на основании договоров уступки прав (требований) и по взысканию задолженности по этим обязательствам в судебном порядке.

Так, по делу Арбитражного суда Орловской области общественная организация в 2019 году взыскивала задолженность с в общем размере рубля копейки на основании договора уступки права (требования), заключенного 15 ноября 2019 года между общественной организацией (цессионарий) и индивидуальным предпринимателем ФИО8 (цедент).

По делу Арбитражного суда Орловской области общественная организация в 2019 году взыскивала задолженность с в общем размере рублей на основании договора уступки права (требования), заключенного между общественной организацией (цессионарий) и (цедент). Впоследствии по этому делу общественная организация взыскивала судебные расходы в размере рублей, возникшие на основании договора возмездного оказания услуг и поручений, заключенного с одним из своих членов Тюленевой Н.А., являющейся индивидуальным предпринимателем. Затем по заявлению общественной организации по делу осуществлено процессуальное правопреемство в части исполнения требований о взыскании судебных расходов путем замены взыскателя общественной организации на ее правопреемника по договору цессии – Тютякина А.В., который является председателем общественной организации.

По делу Арбитражного суда Орловской области общественная организация в 2020 и 2021 годах взыскивала задолженность с в размере рубль копеек на основании договора уступки права (требования), заключенного 7 августа 2020 года между общественной организацией (цессионарий) и ее членом – Тюленевой Н.А. (цедент), являющейся индивидуальным предпринимателем.

По делу Арбитражного суда Орловской области общественная организация в 2020 и 2021 годах взыскивала задолженность с в размере рублей на основании договора уступки права (требования), заключенного 31 октября 2020 года между общественной организацией (цессионарий) и (цедент).

В судебном заседании заинтересованное лицо Тюленева Н.А. не оспаривала факт осуществления общественной организацией деятельности по взысканию задолженности на основании приобретенных прав (требований) к должникам по денежным обязательствам, при этом полагала, что данный вид деятельности не противоречит Уставу общественной организации, из пункта 6.2 которого следует, что имущество и средства общественной организации формируются, в том числе из гражданско-правовых сделок. Кроме этого, пояснила, что полученные от этой деятельности денежные средства использовались на обслуживание и ремонт автомобиля общественной организации

Данные возражения не могут быть приняты судом во внимание, так как осуществление деятельности по взысканию задолженности на основании приобретенных прав (требований) к должникам не является гражданско-правовой сделкой в понимании, придаваемом этому понятию статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме этого, систематическое получение общественной организацией доходов от совершения гражданско-правовых сделок как источника формирования имущества не исключает для общественной организации обязанности указания данной деятельности в уставе в качестве самостоятельного вида деятельности, приносящего доход.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что общественная организация в установленный срок не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности, что свидетельствует о наличии оснований для ликвидации общественной организации.

Из объяснений заинтересованного лица Тюленевой Н.А. и представленных ею документов следует, что общественная организация за весь период деятельности оказывала правовую помощь инвалидам ФИО9 (который, как следует из объяснений заинтересованного лица Тюленевой Н.А., также осуществляет деятельность по приобретению прав (требований) к должникам по денежным обязательствам и их взыскание в судебном порядке), ФИО10, ФИО11, а также осуществляла перевозку инвалидов ФИО12 и ФИО9 на автомобиле «».

Оценив характер осуществляемой общественной организацией деятельности, учитывая допущенные ею нарушения, неоднократность применения к ней административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, которое не повлекло устранения их последствий, суд приходит к выводу, что применение крайней меры публично-правовой ответственности в виде ликвидации общественной организации является обоснованным и соответствует принципу соразмерности допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

При этом требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области по исключению сведений об общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Из пункта 3 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях следует, что учредители (участники) некоммерческой организации после принятия решения о ликвидации некоммерческой организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Согласно статье 19 Закона о некоммерческих организациях ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации (пункт 1). Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации (пункт 2). По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (пункт 3). Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения (пункт 4). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации (пункт 6).

В силу статьи 21 Закона о некоммерческих организациях ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Из представленных в материалы дела документов и объяснений заинтересованного лица Тюленевой Н.А. следует, что у общественной организации имеется задолженность перед кредиторами.

В пунктах 4.2 и 9.2 Устава общественной организации предусмотрено, что назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) общественной организации отнесено к полномочиям общего собрания членов общественной организации.

Исходя из этого, исключение сведений об общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц без проведения ликвидационных мероприятий противоречит приведенным требованиям закона и нарушит права кредиторов общественной организации.

При этом суд также учитывает, что действующее законодательство не содержит ограничений к самостоятельному принятию органом юстиции решения об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц после проведения ликвидационных процедур.

Так, Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 455, регламентирована процедура обращения руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией (пункты 3, 33). Результатом этой процедуры является распоряжение о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, на основании которого оформляются и направляются в регистрирующий (налоговый) орган документы для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункты 82 – 85).

Таким образом, заявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области удовлетворить частично.

Ликвидировать Орловскую городскую общественную организацию инвалидов «Соломон» (ОГРН ).

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 8 апреля 2022 года.

Председательствующий А.В. Чуряев