ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-7/2022 от 18.05.2022 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Дело № 3а-7/2022

УИД 87OS0000-01-2022-000007-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь 18 мая 2022 года

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Принцева С.А.,

при ведении протокола помощником судьи Калугиной О.А.,

с участием прокурора Князева А.Ю.,

представителя административного ответчика Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа Ивлева О.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-7/2022 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Чукотского автономного округа к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 17 декабря 2021 года № 29-к/9 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Айсберг» на 2022-2026 годы» противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу,

установил:

и.о. прокурора Чукотского автономного округа Серегина Е.В. обратилась в суд Чукотского автономного округа с указанным административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее – Комитет).

В обоснование заявленных требований указано, что проверкой законности региональных нормативных правовых актов в области государственного регулирования цен (тарифов) установлено, что Правлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее – Комитет) принято постановление от 17 декабря 2021 года № 29-к/9 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами МУП «Айсберг» на 2022 – 2026 годы». Текст данного постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 декабря 2021 года (номер опубликования 8701202112210010). Оспариваемое постановление противоречит пунктам 1 и 4 статьи 24.8, пункту 2 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), подпункту «д» пункта 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 (далее – Правила регулирования тарифов), пунктам 8 и 13 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424 (далее – Правила № 424), Основам ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 (далее – Основы ценообразования).

Поскольку деятельность регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности, для данного вида деятельности должна разрабатываться и утверждаться производственная программа. Между тем при утверждении Комитетом единого тарифа на услугу регионального оператора на 2022 – 2026 годы производственная программа МУП «Айсберг» в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами не утверждалась, ранее утверждённая постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2016 года № 26-к/4 «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов МУП «Айсберг» на 2017 – 2021 годы» утратила силу с 30 сентября 2020 года в связи с принятием кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по делу № 88а-6644/2020 и постановления Правления Комитета от 20 ноября 2020 года № 20-к/1. Кроме того, единый тариф на услугу МП ЖКХ установлен при отсутствии в распоряжении юридического лица объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, а также лицензии на регулируемые виды деятельности по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов I-IV классов опасности, что исключает правоспособность юридического лица на реализацию гражданских прав и обязанностей, связанных с отдельными видами деятельности, перечень которых установлен законом.

При таких обстоятельствах Комитетом допущены существенные нарушения процедуры утверждения тарифов, которые являются недопустимыми при государственном регулировании тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

В возражениях на административное исковое заявление прокурора административный ответчик Комитет указал, что не согласен с предъявленными требованиями. МУП «Айсберг» по результатам конкурсных процедур присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет в двух зонах деятельности: зона деятельности № 23 (сп. Лаврентия и Лорино); зона деятельности № 24 (сп. Инчоун, Уэлен и Энурмино (Соглашения с Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики от 10 мая 2018 года № 215 и от 24 апреля 2018 года № 216).

МУП «Айсберг» осуществляет деятельность по сбору и транспортированию ТКО населённых пунктов, входящих в зоны деятельности регионального оператора, в отсутствие операторов по обращению с ТКО.

МУП «Айсберг» обратилось в Комитет с заявлением об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года для каждой из двух зон с приложением необходимых материалов (№ 2400 от 31 августа 2021 года). МУП «Айсберг» единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО был рассчитан исходя из расходов на осуществление всех видов деятельности по обращению с ТКО. По итогам проведённой экспертизы представленных МУП «Айсберг» расчетов и подтверждающих материалов постановлением Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/9 Предприятию установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами на 2022 - 2026 годы. По мнению Комитета, действующее законодательство не требует, чтобы наличие производственной программы в обязательном порядке предшествовало установлению тарифов, в связи с чем полагают, что отсутствие утверждённой производственной программы не свидетельствует о незаконности принятия постановления, поскольку эти нарушения не привели к искажению запланированных на будущий долгосрочный период показателей в сфере обращения с ТКО и являются несущественными. Все необходимые данные для расчётов и установления тарифов имелись в материалах дела об установлении тарифов. Также Комитет не согласен с доводами прокурора о существенном нарушении процедуры утверждения тарифов на ТКО по причине отсутствия у МУП «Айсберг» лицензии на регулируемые виды деятельности и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). МУП «Айсберг» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности, лицензии на обработку, обезвреживание и размещение (захоронение) ТКО у Предприятия не имеется. Комитет не уполномочен требовать от регулируемой организации дополнительные документы, не предусмотренные Правилами регулирования тарифов – проверять наличие у заявителя лицензии на определённый вид деятельности. В территориальную схему обращения с отходами производства и потребления Чукотского автономного округа включены введённые в эксплуатацию до 2019 года санкционированные свалки ТКО IV-V классов опасности в населённых пунктах с. Лаврентия, с. Лорино, с. Инчоун, с. Нешкан, с. Уэлен, с. Энурмино, не внесённые в ГРОРО либо Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, которые могут использоваться Предприятием до 1 января 2023 года. При этом, по мнению Комитета, действующее законодательство также не содержит запрета на установление тарифа на размещение ТКО при отсутствии объектов размещения отходов, включённых в ГРОРО либо в Перечень. Полагают, что единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО МУП «Айсберг» на 2022 – 2026 годы утверждены в соответствии с нормативными правовыми актами и правомерно (<данные изъяты>).

В возражениях на административное исковое заявление прокурора заинтересованное лицо МУП «Айсберг» указало, что нарушений при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО Комитетом не допущено (<данные изъяты>).

В судебном заседании прокурор Князев А.Ю. полностью поддержал административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нём.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета Ивлев О.В. иск прокурора не признал, просил в удовлетворении административного искового заявления прокурора отказать по основаниям, изложенным в возражениях на него.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МУП «Айсберг» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в известность суд не поставил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

Суд, руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.

Заслушав прокурора Князева А.Ю., представителя Комитета Ивлева О.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу статьи 1, пункта «г» части 2 статьи 2 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года № 25-ОЗ (далее – Кодекс НПА) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной данным Кодексом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение, принятый либо правотворческим органом (в том числе, Комитетом) в пределах имеющейся у него компетенции, либо путем референдума. К нормативным правовым актам Чукотского автономного округа относятся, в том числе постановления Комитета.

Оспариваемое постановление Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/9, определяет единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для МУП «Айсберг» на 2022-2026 годы для потребителей Чукотского автономного округа, то есть обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределённого круга лиц.

Принимая во внимание, что постановление Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/9, является нормативным правовым актом, оно может быть обжаловано в порядке производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ).

Оспариваемое постановление № 29-к/9 принято на заседании Правления Комитета правомочным составом, подписано председателем Правления Ковальской Е.В., действующей на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 14 августа 2020 года № 83-лг, опубликовано 21 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (номер опубликования 8701202112210010).

Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемому виду деятельности в области обращения с ТКО, для которого предусмотрено установление предельных тарифов (пункты 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ).

Утверждение предельных тарифов и производственных программ в области обращения с ТКО относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона № 89-ФЗ).

В силу пункта 1.1, подпункта 28 пункта 2.2, пункта 2.24 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года № 75, Комитет является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации. Комитет устанавливает предельные тарифы в области обращения с ТКО, утверждает производственные программы операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО.

Согласно статьям 12.1, 40, частям 1, 2, 3 статьи 41 Кодекса НПА Комитет в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты исключительно в форме постановлений. Порядок подготовки и принятия постановлений Комитета устанавливаются правовыми актами указанного органа исполнительной власти. Постановления Комитета публикуются в газете «Крайний Север», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании в течение 10 дней со дня их подписания, что считается их официальным опубликованием.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят Правлением Комитета во исполнение предоставленных ему законодателем полномочий, в пределах его компетенции, в надлежащей правовой форме.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами регионального оператора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, МУП «Айсберг» обратилось в Комитет с заявлением от 31 августа 2021 года № 2400 об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2022-2026 годы (<данные изъяты>). К заявлению Предприятием приложены обосновывающие документы (<данные изъяты>). Дополнительно представлены обосновывающие документы (<данные изъяты>).

Приказом Комитета от 14 сентября 2021 года № 87-д открыто дело № 86 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Айсберг» на 2022-2026 годы» (<данные изъяты>).

Уполномоченным по данному делу приказом Комитета от 2 сентября 2021 года № 90-ут назначена ФИО 1 (<данные изъяты>).

Извещением от 14 сентября 2021 года № 88 МУП «Айсберг» извещено об открытии дела об установлении тарифов и назначении уполномоченного по делу (письмо от 14 сентября 2021 года № 946/11-05) (<данные изъяты>).

Извещением от 15 декабря 2021 года № 39 Предприятие извещено о том, что 17 декабря 2021 года в 15.00 состоится заседание Правления Комитета (<данные изъяты>).

16 декабря 2021 года исх. № 1347/11-05 Комитет направил МУП «Айсберг» расчёты единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022-2026 годы и проект постановления «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Айсберг» на 2022-2026 годы» (<данные изъяты>).

Письмом от 17 декабря 2021 года № 3231 МУП «Айсберг» выразило согласие с предложенными Комитетом расчетами тарифов, просило рассмотреть вопрос об установлении тарифов без их участия (<данные изъяты>).

Комитетом на заседании Правления от 17 декабря 2021 года (протокол № 30) при установлении единых тарифов на 2022-2026 годы на основании заключения специалиста Комитета по результатам экспертизы расчёта необходимой валовой выручки (НВВ) и единых тарифов на услугу регионального оператора (<данные изъяты>) в состав НВВ включены собственные расходы регионального оператора, включающие в себя расходы на сбор и транспортирование ТКО; расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО; расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров; расходы на уборку мест погрузки ТКО; расходы, связанные с предоставлением банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению. Расходы по захоронению ТКО в состава тарифа не включены. Согласно пункту 86 Методических указаний при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2022-2026 годы Комитетом приняты объёмы ТКО в размере, определённом территориальной схемой (приказ Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 10 февраля 2021 года № 32-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Чукотского автономного округа») (<данные изъяты>).

На заседании принято постановление Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/9 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Айсберг» на 2022-2026 годы».

Выписка из протокола заседания Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 30 направлена МУП «Айсберг» 22 декабря 2021 года (<данные изъяты>), постановление Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/9 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Айсберг» на 2022-2026 годы» направлено МУП «Айсберг» 21 декабря 2021 года сопроводительным письмом от 20 декабря 2021 года № 1470/11-05 (<данные изъяты>).

Указанное постановление направлено в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу письмом от 22 декабря 2021 года № 1518/11-05 (<данные изъяты>).

В силу пункта 2 статьи 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования, в редакции, действующей на момент принятия постановления Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/9, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.

Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).

Согласно пункту 7 Основ ценообразования размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

На основании подпункта «д» пункта 8 Правил № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагается копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.

Порядок утверждения производственной программы урегулирован Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424.

Согласно пунктам 1-3 Правил № 424 данные Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к содержанию производственных программ, процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией. Проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации.

С учётом того, что деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности (пункт 1 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ) для данного вида деятельности также должны разрабатываться и утверждаться производственные программы.

Согласно пункту 8 Правил № 424 регулируемая организация обязана направить проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы, согласно пункту 13 указанных Правил уполномоченный орган обязан утвердить производственную программу в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы, а согласно пункту 6 Правил № 484 предложение об установлении тарифов подаётся в срок до 1 сентября.

Пунктом 13 Правил № 484 предусмотрено, что в случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме предусмотренных пунктом 8 указанных Правил обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет заказным почтовым отправлением уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата.

Как установлено в судебном заседании, при установлении Комитетом единых тарифов на услугу регионального оператора МУП «Айсберг» на 2022-2026 годы производственная программа Предприятия в области обращения с твердыми коммунальными отходами не утверждалась, ранее утверждённая постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2016 года № 26-к/4 производственная программа МУП «Айсберг» в области обращения с ТКО утратила силу в связи с принятием кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по делу № 88а-6644/2020 и постановления Правления Комитета от 20 ноября 2020 года № 20-к/1.

Таким образом, единые тарифы на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО утверждены Комитетом на 2022-2026 годы при отсутствии у МУП «Айсберг» соответствующей производственной программы в области обращения с ТКО, что противоречит приведённым выше положениям Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования, Правил утверждения тарифов № 484 и Правил № 424.

При этом МУП «Айсберг» не заключало договоры со сторонними организациями, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Комитетом было допущено нарушение процедуры утверждения тарифов.

Положениями подпункта «в» пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта. Обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу о том, что Комитет неправомерно установил МУП «Айсберг» единые тарифы на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО на 2022-2026 годы в отсутствие представленного регулируемой организацией проекта производственной программы либо копии ранее утверждённой производственной программы.

Указанные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, вопреки доводам административного ответчика, являются существенными, влекущими признание его не действующим.

При этом суд находит несостоятельными доводы административного искового заявления прокурора в части того, что Комитет неправомерно установил единые тарифы на услугу регионального оператора МУП «Айсберг» при отсутствии в распоряжении юридического лица объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр размещения отходов, а также лицензии на регулируемые виды деятельности по обработке, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

На основании пункта 4 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 года № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила конкурсного отбора).

В соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 10 мая 2018 года №№ 215 и 216, заключенными между Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа и МУП «Айсберг» в соответствии с протоколами о результатах конкурсного отбора от 2 апреля 2018 года №№ 9/ТКО-2018 и 10/ТКО-2018, МУП «Айсберг» осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с ТКО в населённых пунктах, входящих в зоны его деятельности в отсутствие операторов по обращению с ТКО (<данные изъяты>).

Согласно пункту «б» пункта 19 Правил конкурсного отбора участник конкурсного отбора должен соответствовать обязательным требованиям, в том числе иметь действующую лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора.

Учитывая изложенное, отсутствие у юридического лица лицензии на осуществление отдельных видов деятельности по обращению с ТКО не препятствует ему иметь статус регионального оператора.

МУП «Айсберг» имеет лицензию от 19 августа 2016 года № 87 00044 на сбор отходов IV класса опасности и транспортирование отходов IV класса опасности (<данные изъяты>).

В соответствии с пунктом 4 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее – Территориальная схема) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При таких обстоятельствах региональный оператор не обязан иметь лицензии на все виды деятельности по обращению с ТКО, подлежащие лицензированию, поскольку он вправе привлекать к выполнению отдельных видов деятельности по обращению с ТКО иных лиц.

В связи с тем, что тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО является регулируемым и подлежит утверждению Комитетом, при этом в расчёт тарифа затраты на какой-либо вид деятельности, на осуществление которого у Предприятия отсутствует лицензия, не включены, отсутствие у МУП «Айсберг» лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности препятствием для установления единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО не является и не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления Комитета.

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Чукотского автономного округа, утверждённой приказом Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 10 февраля 2021 года № 32-од и действующей по состоянию на декабрь 2021 года на момент установления тарифов МУП «Айсберг» на 2022-2026 годы, в зонах деятельности МУП «Айсберг» имеются объекты размещения ТКО в с.п. Лаврентия, с.п. Лорино, с.п. Нешкан, с.п. Энурмино, с.п. Инчоун, с.п. Уэлен (приложение к территориальной схеме ТКО № А10.1. Объекты размещения ТКО, предлагаемые к использованию до 2023 года).

Поскольку Комитет не уполномочен проверять законность внесения объектов размещения ТКО в Территориальную схему, отсутствие у МУП «Айсберг» объектов размещения твердых коммунальных отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов либо в перечень объектов размещения отходов субъекта Российской Федерации, с учётом того, что расходы на размещение ТКО не учитывались при утверждении тарифов, не является основанием для отказа в утверждении Предприятию единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и также не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.

Так как судом установлено, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования процедуры его принятия, влекущие признание акта не действующим, суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления прокурора без исследования других обстоятельств по административному делу, в том числе содержания оспариваемого акта, в связи с тем, что содержание данного нормативного правового акта и расчёты тарифов прокурором не оспариваются.

Определяя момент, с которого оспариваемое постановление Комитета подлежит признанию недействующим, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание, что оспариваемое прокурором постановление Правления Комитета применялось до вынесения решения суда и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд приходит к выводу о том, что оно подлежит признанию недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

В связи с этим суд находит необходимым указать в резолютивной части решения на необходимость публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании – газете «Крайний Север».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора Чукотского автономного округа к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа удовлетворить.

Признать постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 17 декабря 2021 года № 29-к/9 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Айсберг» на 2022-2026 годы» не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии данного решения опубликовать в газете «Крайний Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Чукотского автономного округа.

Судья С.А. Принцев