РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 14 мая 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-800/2021 по административному исковому заявлению ООО «РН-Транспорт» об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, у с т а н о в и л : Общество с ограниченной ответственностью «РН-Транспорт» (далее ООО «РН-Транспорт», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит с учетом уточнений признать уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 15 января 2021 года № 81-111 об отказе в принятии к рассмотрению Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости незаконным, обязать Комиссию устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления от 31 декабря 2020 года № 52-804 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. В обоснование своих требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Самарская область, пгт. Суходол, ул. Гарина –Михайловского д.31. Общество 31.12.2020 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, установленной по состоянию на 01.01.2013 с приложением всех необходимых документов. Однако, в рассмотрении заявления ООО «РН-Транспорт» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области отказано, в связи с тем, что приложенная к заявлению доверенность не содержит полномочий на подачу заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области. Административный истец считает данное решение незаконным, так как законодательство Российской Федерации не содержит требований о содержании в доверенности, выданной представляемым лицом, специально оговоренного право заявителя на подписание заявления о пересмотре кадастровой стоимости и предъявления его в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Административные ответчики Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о явке извещены надлежащим образом. Письменных пояснений, возражений суду не предоставили. Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Неявка в судебное заседание административных ответчиков, не препятствует рассмотрению дела, поскольку обязанность суда, предусмотренная ст.45 и 226 КАС РФ об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, исполнена. При таких обстоятельствах суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ООО «РН-Транспорт» подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости является досудебным порядком урегулирования спора. С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22). В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период). Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами. Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"). Частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 66361 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается постановлением администрации с.п. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области № 94 от 30.11.2020, договором аренды № № от 30.11.2020. В соответствии с Приложением к договору аренды расчет арендной платы осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. № 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. По состоянию на 01.01.2013г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 34 507 720 рублей. 31.12.2020 г. административный истец обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области (далее- Комиссия) о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, определенной по состоянию на 01.01.2013, приложив к заявлению следующие документы: выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 28.12.2020 № №, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 28.12.2020 № № в форме электронного документа, копию доверенности № № от 08.10.2020, копии выписок их ЕГРН на объекты недвижимости, находящиеся в собственности ООО «РН-Транспорт», копию постановления администрации с.п. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области № 94 от 30.11.2020, копию проекта договора аренды земельных участков № от 30.11.2020, копию соглашения о расторжении договора № №, выписку из ЕГРЮЛ (вх. № 52-804 от 31.12.2020). Уведомлением Комиссии № 81-111 от 15 января 2021 в принятии заявления было отказано, в связи с тем, что заявление от имени ООО «РН-Транспорт» филиал в г. Отрадный подано неуполномоченным лицом, так как в приложенной доверенности от 08.10.2020 отсутствуют полномочия ФИО2 по обращению в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №. Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости», комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). На основании приказа Росреестра от 06.02.2012 года №П/48 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в составе 4 человек. Приказом Росреестра от 07.08.2014 года № П/371 в состав Комиссии внесены изменения, численный состав остался прежним. Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263 (далее - Порядок), Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением среди прочего отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. В соответствии с пунктом 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь Комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 названного Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя (пункт 15 Порядка). Перечень оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, а полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными, а именно: секретарь обязан проверить лишь наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. То есть указанный Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, так как указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка). Таким образом, несоответствие представленных документов по их содержанию предъявляемым к ним требованиям может является основанием для отклонения Комиссией заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии. В данном случае ООО «РН-Транспорт» направило заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в Комиссию с приложением к нему копий документов, предусмотренных Федеральным законом №135-ФЗ и Порядком, а секретарь Комиссии, приняв, по сути, решение об отказе в принятии заявления по мотивам ненадлежащего оформления документов (доверенности № РНТ/ГО/200/20 от 08.10.2020), вышел за рамки имеющихся у данного должностного лица полномочий, определенных пунктом 15 Порядка. Административный иск подан в течение трех месяцев со дня получения заявителем копии решения и таким образом, установленный п. 1 ст. 219 КАС РФ срок оспаривания решения комиссии, не нарушен. Часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Аналогичные обязанности установлены положениями части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым доказывание обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Однако, доказательств, свидетельствующих о непредставлении заявителем документов, подтверждающих полномочия, на что указывается в уведомлении Комиссии, соответствующих требований законодательства административными ответчиками суду не представлено. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что уведомление Комиссии по заявлению ООО «РН-Транспорт» нельзя признать законным и обоснованным. Суд полагает, что указанные выше действия Комиссии нарушают права и законные интересы общества на экономически обоснованный размер арендной платы, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости, своевременный пересмотр в установленном законодательством административном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения заявленных ООО «РН-Транспорт» административных исковых требований. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «РН-Транспорт» удовлетворить. Признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 15 января 2021 года № 81-111/2021 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «РН-Транспорт», поданного 31 декабря 2020 года, о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 мая 2021 года. Судья: Т.Е. Лёшина РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (резолютивная часть) Самара 14 мая 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-800/2021 по административному исковому заявлению ООО «РН-Транспорт» об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, р е ш и л : Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «РН-Транспорт» удовлетворить. Признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 15 января 2021 года № 81-111/2021 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «РН-Транспорт», поданного 31 декабря 2020 года, о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: Т.Е. Лёшина |