ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-802/2016 от 27.10.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-802/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Бегуновича В.Н.,

при секретаре Хайминой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«27» октября 2016 года

административное дело по иску ООО «Стандарт Сервис» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Стандарт Сервис» обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что ООО «Стандарт Сервис» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами расположенными по <адрес>.

Кадастровая стоимость земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляет, соответственно, 13876210,00 руб.,19596366,25 руб., 10723692,50 руб., 9117491,25 руб., 9181653,75 руб., 10315191,25 руб., 9188070,00 руб., 11692546,25 руб., 9113213,75 руб.

Рыночная стоимость данных земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО «Независимая оценка собственности» от 04.04.2016г., в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 13 ноября 2015 г. составляет, соответственно, 4 068 400 руб., 5 745 800 руб., 3 144 100 руб., 2 097 800 руб., 2 112 600 руб., 2 373 400 руб., 2 114 000 руб., 3 428 200 руб., 2 096 800 руб.

Истец полагает, что, поскольку кадастровая стоимость указанных земельных участков существенно выше их рыночной стоимости, уплата земельного налога в повышенном размере нарушает права и интересы истца как собственника земельных участков.

В связи с этим, ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Представитель административного истца Шляхтина Д.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Ответчики Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и заинтересованное лицо администрация г.Кемерово извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представителей не направили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из материалов дела, истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами расположенными по <адрес>, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).

Дата внесения номеров в государственный кадастр недвижимости - 13.11.2015 г.. Право собственности истца подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 23.11.2015 года.

Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 23.08.2016 г. и кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 25.07.2016 г. кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании Акта определения кадастровой стоимости от 13.11.2015 года в соответствии с п.2.4 Методических указаний (утв. Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 года №222) путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года №519, на площадь земельного участка в размере, соответственно, 13876210,00 руб.,19596366,25 руб., 10723692,50 руб., 9117491,25 руб., 9181653,75 руб., 10315191,25 руб., 9188070,00 руб., 11692546,25 руб., 9113213,75 руб. по состоянию на 13.11.2015 года.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности истца как собственников земельных участков и плательщика земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участков в соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административный истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости и просить установить ее в размере рыночной стоимости земельных участков.

Рыночная стоимость земельных участков определена отчетом ООО «Независимая оценка собственности» № 16/02/02 от 04.04.2016г. по состоянию на 13.11.2015 года и составляет для земельных участков: 4 068 400 руб., 5 745 800 руб., 3 144 100 руб., 2 097 800 руб., 2 112 600 руб., 2 373 400 руб., 2 114 000 руб., 3 428 200 руб., 2 096 800 руб., соответственно.

Согласно положительному экспертному заключению № 269/04/016 от 13.04.2016 г., НП СОО «СИБИРЬ», отчет № 16/02/02 от 04.04.2016г. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. В том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость объектов недвижимости, установленная оценщиком, подтверждена.

Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость земельных участков, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков, установлена Актом от 13.11.2015 года по состоянию на 13.11.2015 года. Отчет об определении рыночной стоимости был составлен по состоянию на 13.11.2015 года. После указанной даты, согласно материалам кадастрового дела, в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении качественных либо количественных характеристик земельных участков, влекущие изменение их кадастровой стоимости, не вносились.

Следовательно, представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 13.11.2015 года является относимым доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.

Поскольку административный истец просит определить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной на 13.11.2015 года, то есть на дату, которая соответствуют дате определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, суд приходит к выводу о необходимости определения рыночной стоимости по состоянию на 13.11.2015 года.

Оценивая допустимость представленного отчета, суд принимает во внимание, что отчет прошел экспертизу НП СОО «СИБИРЬ», получил положительное заключение. В соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отчет следует признать допустимым доказательством.

Суд приходит к выводу, что в представленном отчете содержится подробное описание проведенных оценщиком исследований, указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельных участков, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными. Выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Объект оценки в полной мере идентифицирован, отчет содержит результат оценки при применении доходного подхода методом капитализации земельной ренты, обоснование отказа от применения затратного и сравнительного подходов. Использованные аналоги объекта соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам. Имеются основания полагать, что оценщиком учтены все ценообразующие факторы, оказывающие влияние на выводы оценщика о рыночной стоимости объекта оценки. Отчет содержит сведения об источниках полученной информации. Представленные отчет и экспертное заключение содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Доводов, свидетельствующих о недостоверности выводов оценщика относительно величины установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованным лицом не приведено. Оснований сомневаться в достоверности установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков, как и оснований для назначения по делу судебной экспертизы, судом не установлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что предоставленные административным истцом отчет об оценке и положительное экспертное заключение соответствуют требованиями законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки. Отчет и положительное экспертное заключение следует признать допустимыми доказательствами.

При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость земельных участков, и положительному экспертному заключению.

Следовательно, представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков их рыночной стоимости. Указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, который несет обязанность оплачивать земельный налог, исчисленный из кадастровой стоимости земельных участков, т.е. в значительно большем размере. В связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области, о том, что данное учреждение не является надлежащим административным ответчиком по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку противоречат требованиям части 4 статьи 38, части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).

Удовлетворение требований не связано с выявлением нарушений в действиях административных ответчиков и не влечет для указанного лица каких-либо неблагоприятных последствий.

При таких обстоятельствах исковые требования ООО «Стандарт Сервис» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования ООО «Стандарт Сервис» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 6 488 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере 4 068 400 (четыре миллиона шестьдесят восемь тысяч четыреста) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 9 163 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере 5 745 800 (пять миллионов семьсот сорок пять тысяч восемьсот) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 5 014 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере 3 144 100 (три миллиона сто сорок четыре тысячи сто) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 4 263 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 097 800 (два миллиона девяносто семь тысяч восемьсот) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 4 293 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 112 600 (два миллиона сто двенадцать тысяч шестьсот) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 4 823 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 373 400 (два миллиона триста семьдесят три тысячи четыреста) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 4 296 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 114 000 (два миллиона сто четырнадцать тысяч) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 5 467 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере 3 428 200 (три миллиона четыреста двадцать восемь тысяч двести) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 4 261 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 096 800 (два миллиона девяносто шесть тысяч восемьсот) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 ноября 2015 года.

Дата обращения ООО «Стандарт Сервис» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 06.05.2016 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 31.10.2016 года.

Председательствующий: