Дело № 3а-806/2018 13 августа 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Гласнер Е.Н.
с участием прокурора областной прокуратуры Малышева Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 13 августа 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО2,
у с т а н о в и л:
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва от 05 июня 2018 года № 1936 выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва назначены на 09 сентября 2018 года.
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 04 мая 2008 года № 65/378-6 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва одномандатного избирательного округа № 10 возложены на Северодвинскую территориальную избирательную комиссию № 2.
Постановлением Северодвинской территориальной избирательной комиссии № 2 от 12 июля 2018 года № 74/348 ФИО2, выдвинутый избирательным объединением «Архангельское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
ФИО1, зарегистрированная 12 июля 2018 года кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по тому же избирательному округу, 07 августа 2018 года обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО2
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 в период времени с июня по июль 2018 года незаконно осуществлял предвыборную агитацию. Так, 29 июня 2018 года в зале заседаний Администрации города Северодвинска вручал 72 выпускникам школ подарки в виде мороженого, приобретенные за свой счет. Данные обстоятельства подтверждаются статьей, размещенной на сайте Совета депутатов Северодвинска в сети интернет. 11 июля 2018 года в детском саду «Сказка», который расположен в границах одномандатного избирательного округа № 10, ФИО2 за свой счет произвел обрезку тополей. Видео процесса обрезки деревьев находится в сети интернет. Указанные нарушения расцениваются как подкуп избирателей и в силу пункта «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются основанием для отмены регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии Архангельской области ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что права и обязанности кандидата в силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возникают с момента предоставления им документов в избирательную комиссию. ФИО2 сдал в Северодвинскую ТИК № 2 документы, необходимые для выдвижения и регистрации его кандидатом, 07 июля 2018 года. 12 июля 2018 года был зарегистрирован кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов. Присутствие ФИО2 на вручении медалей выпускникам школ Северодвинска 29 июня 2018 года и вручение им мороженого не является подкупом избирателей, т.к. на данном мероприятии не упоминались предстоящие выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов. Размещенное в сети интернет видео обрезки деревьев, в котором упоминается ФИО2, также не свидетельствует о подкупе им избирателей, поскольку никакой информации о выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов не содержит. Указанные мероприятия не являются предвыборной агитацией. Нарушений расходования средств избирательного фонда кандидата ФИО2 не обнаружено.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 Цурцумия А.С. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что административным истцом не доказано наличие оснований для отмены регистрации кандидата ФИО2 Подкупа избирателей не было, поскольку ФИО2 не осуществлял предвыборную агитацию во время указанных истцом мероприятий. Также ФИО2 не расходовал собственные средства на приобретение мороженого для детей, не организовывал и не оплачивал обрезку тополей. На вручении медалей выпускникам школ города Северодвинска ФИО2 присутствовал как действующий депутат городского Совета депутатов Северодвинска. Кем приобреталось мороженое ему неизвестно, передал мороженое детям по просьбе администрации. Во время обрезки тополей возле детского сада «Сказка» ФИО2 находился рядом, поскольку к нему, как к депутату городского Совета депутатов, по данному вопросу обратилась заведующая детским садом.
В судебное заседание административный ответчик ФИО2, представитель административного ответчика Северодвинской территориальной избирательной комиссии № 2 не явились.
Из отзыва Северодвинской ТИК № 2 следует, что ФИО2 представил в Северодвинскую ТИК № 2 заявление о согласии баллотироваться и необходимые документы 07 июля 2018 года. Действия, выполненные им до указанного срока, в том числе направленные на создание своего положительного имиджа, не могут считаться незаконной агитацией в силу того, что он не приобрел статуса кандидата. Кроме того, из статьи на сайте Совета депутатов Северодвинска следует, что ФИО2 позиционировался как депутат горсовета, а не как кандидат в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов. Действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, не могут расцениваться как предвыборная агитация.
Заслушав пояснения административного истца, представителей административных ответчиков избирательной комиссии Архангельской области, ФИО2, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 11 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Судом установлено, что постановлением Северодвинской территориальной избирательной комиссии № 2, выполняющей функции окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 10, от 12 июля 2018 года № 74/352 ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
Следовательно, ФИО1 вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В силу подпункта «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 43 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 170-22-ОЗ «О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов» (далее – Закон Архангельской области).
В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В силу пункта 2 статьи 33 данного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона Архангельской области решение о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции, собрании) избирательного объединения в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом соответствующей политической партии.
Избирательное объединение выдвигает список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. Избирательное объединение вправе выдвинуть в одномандатном избирательном округе одного кандидата. Кандидат может быть выдвинут только по одному одномандатному избирательному округу.
05 июля 2018 года уполномоченным представителем избирательного объединения «Архангельское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в избирательную комиссию Архангельской области представлены документы для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
06 июля 2018 года постановлением избирательной комиссии Архангельской области № 79/468-6 список был заверен, в одномандатном избирательном округе № 10 выдвинут ФИО2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Архангельской области после принятия избирательной комиссией области решения о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам кандидат, выдвинутый избирательным объединением в списке кандидатов по одномандатным избирательным округам, обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 5 - 7 статьи 24 настоящего закона. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе в срок, указанный в пункте 5 статьи 25 настоящего закона.
07 июля 2018 года кандидат ФИО2 сдал документы для выдвижения и регистрации.
Именно с этой даты ФИО2 приобрел статус кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:
подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;
совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;
позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;
относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.
Судом установлено, что торжественное мероприятие по вручению золотых медалей выпускникам школ города Северодвинска, на котором присутствовал депутат Городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» шестого созыва ФИО2, состоялось в зале заседаний городской администрации 29 июня 2018 года. ФИО2 вручил каждому выпускнику по мороженому.
При проведении указанного мероприятия ФИО2 еще не имел статуса кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва, никакой предвыборной агитации не осуществлял.
Как следует из фотографий, размещенных в сети интернет, 11 июля 2018 года ФИО2 присутствовал при обрезке тополей на территории детского сада «Сказка». При этом предвыборная агитация им не велась.
Из представленной суду административным истцом видеозаписи следует, что на территории гимназии № 14 города Северодвинска также была организована обрезка тополей. Ведущим упоминается ФИО2, как оказавший посильную помощь в этом мероприятии.
Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств расходования средств избирательного фонда кандидата ФИО2 или его собственных средств на осуществление данных мероприятий. Ответчик ФИО2 эти обстоятельства отрицает.
Кроме того, в судебном заседании ФИО1 не оспаривалось, что при проведении указанных мероприятий предстоящие выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва не упоминались, ФИО2 не позиционировался как кандидат в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, никакой предвыборной агитации ФИО2 не осуществлялось.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку судом не установлено фактов подкупа ФИО2 избирателей, влекущих отмену регистрации кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО2 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко