РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Самара 23 июля 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д., с участием представителя административного истца – Милкиной А.Х., представителя заинтересованного лица ГБУ СО "ЦКО" – Лаврищевой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-806/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Спутник» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, У С Т А Н О В И Л: общество с ограниченной ответственностью ПКФ «Спутник» (далее – ООО ПКФ «Спутник», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участок с кадастровыми номерами №, № равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере установленном отчетом об оценке. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является арендатором вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества как плательщика арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости участка. С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке. В судебном заседании представитель административного истца Милкина А.Х., действующая на основании доверенности, заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость земельных участков на основании экспертного заключения. Представитель заинтересованного лица ГБУ СО "ЦКО" – Лаврищева Н.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила установить кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с результатами судебной экспертизы, доводы, изложенные в письменным отзыве поддержала. Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованных лиц – администрации муниципального района Кинельский Самарской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменных пояснениях ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области удовлетворение заявленных требований оставляет на усмотрение суда. Иные лица письменных пояснений, возражений суду не предоставили. В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования ООО ПКФ «Спутник» подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего. В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость. Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о следующих земельных участках: - земельном участке с кадастровым номером №, площадью 302 838 +/- 4815 кв.м., категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для целей недропользования, расположенного по адресу: <адрес>; - земельном участке с кадастровым номером №, площадью 150 005 +/- 3389 кв.м., категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для добычи глинистого сырья, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН об объектах недвижимости от 16.11.2020. Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 № 797 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Самарской области" составляет: - для земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23.07.2019 - 81 817 742,46 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 -40 669 355,6 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.05.2021 года, пояснениями ФФГБУ «ФКП Росреерста» по Самарской области от 22.04.2021. Вышеуказанные земельные участки принадлежит на праве аренды ООО ПКФ «Спутник», что подтверждается договором аренды земельного участка № № от 30.05.2014, договором аренды земельного участка № № от 03.07.2014. Условиями вышеуказанных договоров предусмотрено исчисление арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Административный истец, являясь арендатором земельных участков и оплачивая арендную плату исходя из кадастровой стоимости, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости. С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22). Частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным. Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства. В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика. В обоснование рыночной стоимости земельного участка обществом представлен отчет об оценке от 25.05.2021 № №, подготовленный ООО «Регион», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23.07.2019 составляет 9 430 423 рубля; земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 – 5 507 078 рублей. В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство заинтересованного лица – Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» о назначении судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости земельного участка. Из экспертного заключения, подготовленного ООО «Логика» № № следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23.07.2019 - 13 913 703,00 рубля; земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 – 7 870 510,00 рублей. Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что оно базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы. Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельных участков, описание качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности. Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Эксперт верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относится объекты оценки. Экспертом дана характеристика объектов оценки с учетом локальных особенностей их расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на их стоимость, в связи с чем сделано обоснованное заключение об использовании сравнительного подхода к оценке указанных земельных участков. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки, со ссылками на методическую литературу, обосновывающими размер введенных корректировок. В заключении представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты экспертизы, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости производственно-складского назначения, к которому относятся объекты оценки, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость объектов оценки. Данная информация подтверждена и проверяема, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации. Содержащиеся в заключении сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости земельных участков. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует. Возражений относительно выводов судебной экспертизы сторонами по делу не заявлено, административные исковые требования уточнены в соответствии с результатами судебной экспертизы. Таким образом, суд полагает установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы, удовлетворив уточненные административные исковые требования. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Из материалов дела следует, что датой обращения общества с заявлением в суд является 05.04.2021, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Административный иск общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Спутник» удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 302 838 кв.м., категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для целей недропользования, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 23.07.2019 в размере 13 913 703,00 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 150 005 кв.м., категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для добычи глинистого сырья, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> по состоянию на 01.01.2019 в размере 7 870 510,00 рублей. Датой подачи ООО ПКФ «Спутник» заявления в суд считать 05.04.2021. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.07.2021. Судья Т.Е. Лёшина РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (резолютивная часть) г. Самара 23 июля 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д., с участием представителя административного истца – Милкиной А.Х., представителя заинтересованного лица ГБУ СО "ЦКО" – Лаврищевой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-806/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Спутник» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ: Административный иск общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Спутник» удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 302 838 кв.м., категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для целей недропользования, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 23.07.2019 в размере 13 913 703,00 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 150 005 кв.м., категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для добычи глинистого сырья, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> по состоянию на 01.01.2019 в размере 7 870 510,00 рублей. Датой подачи ООО ПКФ «Спутник» заявления в суд считать 05.04.2021. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Т.Е. Лёшина |