ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-807/2022 от 01.08.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 августа 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Трофимовой Е.Н., при секретаре судебного заседания Востриковой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-807/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ВЕГА» (далее – ООО «ВЕГА»), действуя через представителя по доверенности ФИО5., обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

Номер изъят, площадью 32765, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады ГСМ, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 35 087 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 5189, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 5 620 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 1521 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 1 647 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 1303 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов: вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 1 411 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020г.;

Номер изъят, площадью 1002 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 1 085 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 1381 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 1 496 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 887 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 1 114 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 19226 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 23 694 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 10481 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 11 135 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 33775 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 31 180 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 2938 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 4 749 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 30670 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 32 844 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 15681 кв.м. категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 16 660 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 9332 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 10 107 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 1595 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 1 727 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 3127 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 3 387 000 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г.

В исковом заявлении административный истец указал, что является собственником вышеуказанных земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана на основании постановления Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп и составляет на 1 января 2020 г. земельного участка с кадастровым номером: Номер изъят – 57 435 734,4 руб., Номер изъят – 8 998 660,02 руб., Номер изъят – 2 648 380,41 руб., Номер изъят – 2 272 757,75 руб., Номер изъят – 1 751 005,02 руб., Номер изъят – 2 417 523,36 руб., Номер изъят – 1 546 998,96 руб., Номер изъят – 33 305 007,54 руб., Номер изъят – 18 358 205,17 руб., Номер изъят – 61 098 979,5 руб., Номер изъят – 5 148 609,96 руб., Номер изъят - 53 790 579,5 руб., Номер изъят – 27 186 620,13 руб., Номер изъят – 16 019 311,2 руб., Номер изъят – 2 747 291,8 руб., Номер изъят – 5 372 373,62 руб., что значительно превышает их рыночную стоимость, и нарушает права истца, поскольку влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, ООО «ВЕГА» представило отчет, выполненный оценщиком ООО «(данные изъяты)» ФИО6 от 10 июня 2022 г. №30/2022, которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят установлена в размере 35 087 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 5 620 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 647 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 411 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 085 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 496 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 114 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 23 694 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 11 135 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 31 180 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 4 749 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 32 844 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 16 660 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 10 107 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 727 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 3 387 000 руб.

Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании отчета №30/2022 по состоянию на 1 января 2020 г.

Представитель административного истца ФИО7 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административных ответчиков - Правительства Иркутской области и ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области представил отзыв на административное исковое заявление, где указал, что отчет об оценке от 10 июня 2022 г. №30/2022 представленный административным истцом, соответствует федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость земельных участков определена сравнительным подходом: Номер изъят установлена в размере 35 087 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 5 620 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 647 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 411 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 085 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 496 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 114 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 23 694 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 11 135 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 31 180 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 4 749 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 32 844 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 16 660 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 10 107 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 727 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 3 387 000 руб. в соответствии с действующим законодательством и федеральными стандартами оценки.

Представитель административного ответчика ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» представил отзыв на административное исковое заявление, где указал, что расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков и их рыночной стоимостью не может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.

В отзывах относительно исковых требований представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», также просили рассмотреть настоящее дело в их отсутствие, указав, что не оспаривают право административного истца на обращение в суд с данным административным иском.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в отзыве по настоящему административному делу указал, что просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации. В отзыве по настоящему административному делу указал, что расчеты рыночной стоимости земельных участков отражают их рыночную стоимость на дату её определения – 1 января 2020 г.

Суд, руководствуясь статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом. При расчете земельного налога применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические и юридические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункт 1 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке).

Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 9 октября 2017 г. № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 1 января 2020 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп.

Судом установлено, что ООО «ВЕГА» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

Номер изъят, площадью 32765, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады ГСМ, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ;

Номер изъят, площадью 5189, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят, площадью 1521 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят, площадью 1303 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов: вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят, площадью 1002 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят, площадью 1381 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят, площадью 887 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят, площадью 19226 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ,

Номер изъят, площадью 10481 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ,

Номер изъят, площадью 33775 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ,

Номер изъят, площадью 2938 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят площадью 30670 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ; Номер изъят, площадью 15681 кв.м. категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят, площадью 9332 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят, площадью 1595 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ;

Номер изъят, площадью 3127 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на кадастровый учет 8 апреля 2009 г.

Земельные участки с кадастровыми номерами: Номер изъятНомер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъятНомер изъят; Номер изъятНомер изъят; Номер изъят; Номер изъят поставлены на кадастровый учет Дата изъята

Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана на основании постановления Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп и составляет на 1 января 2020 г. земельного участка с кадастровым номером: Номер изъят - 57 435 734,4 руб., Номер изъят – 8 998 660,02 руб., Номер изъят - 2 648 380,41 руб., Номер изъят – 2 272 757,75 руб., Номер изъят – 1 751 005,02 руб., Номер изъят – 2 417 523,36 руб., Номер изъят – 1 546 998,96 руб., Номер изъят – 33 305 007,54 руб., Номер изъят – 18 358 205,17 руб., Номер изъят – 61 098 979,5 руб., Номер изъят – 5 148 609,96 руб., Номер изъят - 53 790 579,5 руб., Номер изъят – 27 186 620,13 руб., Номер изъят – 16 019 311,2 руб., Номер изъят – 2 747 291,8 руб., Номер изъят – 5 372 373,62 руб., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец, являясь собственником земельных участков, является в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 НК РФ).

Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей на момент подачи административного иска) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости данных земельных участков могут повлиять на права и обязанности ООО «ВЕГА» как налогоплательщика, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 января 2021 г., 14 января 2021 г.

С настоящим иском ООО «ВЕГА» обратилось в суд 20 июня 2022 г., то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке, выполненные оценщиком ООО «(данные изъяты)» ФИО8. от 10 июня 2022 г. №30/2022, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: Номер изъят установлена в размере 35 087 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 5 620 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 647 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 411 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 085 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 496 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 114 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 23 694 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 11 135 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 31 180 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 4 749 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 32 844 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 16 660 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 10 107 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 1 727 000 руб.; Номер изъят установлена в размере 3 387 000 руб.

В силу требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оценивая представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости объектов оценки, составленный оценщиком ООО «(данные изъяты)» ФИО9. суд находит достоверным, соответствующим требованиям, предъявляемым к отчетам законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Отчет содержит точное описание объектов исследования, с указанием их количественных, качественных характеристик с учетом их индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объектов, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода (метод сравнения продаж); корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объекта недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчетов об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиками методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.

Полномочия оценщика ФИО11 на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, ФИО10 является членом СРО «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», включена 9 июня 2018 г. в реестр, регистрационный номер Номер изъят. Статус данного оценщика действительный.

Кроме того, к отчету приложен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 31 мая 2021 г.

Ответственность оценщика ФИО12. застрахована ООО «Страховая компания «Гелиос» - страховой полис от 25 августа 2021 г. Период страхования с 25 августа 2021 г. по 24 августа 2022 г.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчет об оценке от 10 июня 2022 г. №30/2022 мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Данный отчет является полным, подробным и достоверным. Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, не выявлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанный отчет от 10 июня 2022 г. №30/2022 соответствует требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных вышеуказанным отчетом сведений о величине рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят, доказательств того, что рыночная стоимость указанных объектов оценки на дату оценки является иной, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено.

На основании изложенного, суд считает, что отчет от 10 июня 2022 г. № 30/2022 подтверждает рыночную стоимость данных земельных участков, определенную по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований ООО «ВЕГА» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.

В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ООО «ВЕГА» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости – 20 июня 2022 г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:

Номер изъят, площадью 32765, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады ГСМ, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , - в размере его рыночной стоимости равной 35 087 000 (тридцать пять миллионов восемьдесят семь тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 5189, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 5 620 000 (пять миллионов шестьсот двадцать тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 1521 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 1 647 000 (один миллион шестьсот сорок семь тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 1303 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов: вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 1 411 000 (один миллион четыреста одиннадцать тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 1002 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 1 085 000 (один миллион восемьдесят пять тысяч) руб., определенной по состоянию на 1января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 1381 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 1 496 000 (один миллион четыреста девяносто шесть тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020г.;

Номер изъят, площадью 887 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 1 114 000 (один миллион сто четырнадцать тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 19226 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 23 694 000 (двадцать три миллиона шестьсот девяносто четыре тысячи) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 10481 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 11 135 000 (одиннадцать миллионов сто тридцать пять тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 33775 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 31 180 000 (тридцать один миллион сто восемьдесят тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 2938 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: ,- в размере его рыночной стоимости равной 4 749 000 (четыре миллиона семьсот сорок девять тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 30670 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 32 844 000 (тридцать два миллиона восемьсот сорок четыре тысячи) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 15681 кв.м. категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 16 660 000 (шестнадцать миллионов шестьсот шестьдесят тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят площадью 9 332 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 10 107 000 (десять миллионов сто семь тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 1595 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 1 727 000 (один миллион семьсот двадцать семь тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.;

Номер изъят, площадью 3127 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости равной 3 387 000 (три миллиона триста восемьдесят семь тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020г.

Дата обращения ООО «ВЕГА» с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят, Номер изъятНомер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят в размере их рыночной стоимости – 20 июня 2022 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2022 г.

Председательствующий судья Е.Н. Трофимова