Дело № 3а-809/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 июня 2021 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Леновской К.И.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Захарова Е.В.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 об оспаривании в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п, от 28 ноября 2019 года № 874-п, от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Пермского края постановлениями
- от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 756-п),
- от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 874-п),
- от 28 ноября 2019 года №896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 896-п),
утвердило согласно таблицы 1 приложения Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019, 2020, 2021 годы соответственно, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
Постановление № 756-п опубликовано 3 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 47 часть 2, а также размещено 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.
Постановление № 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02 декабря 2019 года и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 48, том 2, 9 декабря 2019 года, вступило в силу с 1 января 2020 года.
Постановление № 896-п опубликовано 7 декабря 2020 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 указанных постановлений Правительства Пермского края определены на 2019, 2020, 2021 годы перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложениям к Постановлениям.
Под пунктом 4087 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 5807 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п, пунктом 2172 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 896-п включен объект недвижимости: 1-этажное кирпичное здание склада с теплым пристроем, назначение: нежилое, площадью 1167,5 кв.м, с кадастровым номером **270, расположенный по адресу: ****.
Под пунктом 3541 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 3728 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п, пунктом 2187 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 896-п включен объект недвижимости: двухэтажное кирпичное административное здание (лит.В), площадью 1209 кв.м, с кадастровым номером **459, расположенный по адресу: ****.
Под пунктом 6217 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п, пунктом 2188 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 896-п включен объект недвижимости: двухэтажное кирпичное административное здание склада (лит.Д), площадью 823 кв.м, с кадастровым номером **461, расположенный по адресу: ****.
ФИО3, являясь собственником указанных объектов недвижимости до 18 февраля 2021 года, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3541, 4087 Перечня на 2019 год, пунктов 3728, 5807, 6217 Перечня на 2020 год, пунктов 2172, 2187, 2188 Перечня на 2021 год, полагая, что данные объекты недвижимости не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2 в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Полагает, что сведения Единого государственного реестра недвижимости в части взаимосвязи объектов недвижимости с земельным участком с видом разрешенного использования, «под 1-этажное здание проходной (лит.А), 1-этажное здание котельной (лит.Е), 1-этажное здание склада (лит.Б), 2-этажное административное здание (лит.В) и 2-этажное здание склада (лит.Д)», который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, являются достаточным основанием для включения зданий в соответствующие Перечни.
Заинтересованное лицо А. извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился.
Заслушав пояснения представителей, исследовав материалы административного дела, изучив письменные возражения, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края, полагавшего требования административного истца, подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлениями Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п, от 28 ноября 2019 года № 874-п, от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» были утверждены сформированные Министерством перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы. В пунктах 3541, 4087 Перечня на 2019 год, пунктах 3728, 5807, 6217 Перечня на 2020 год, пунктах 2172, 2187, 2188 Перечня на 2021 год включены здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности.
Постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п, от 28 ноября 2019 года № 874-п, от 25 ноября 2020 года № 896-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции (опубликованы на официальном сайте), что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».
Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривается административным истцом.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи административно-деловым центром или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов – 29 ноября 2018 года, 28 ноября 2019 года, 25 ноября 2020 года), спорные объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, имели привязку к земельному участку с кадастровым номером **6, с видом разрешенного использования «под 1-этажное здание проходной (лит.А), 1-этажное здание котельной (лит.Е), 1-этажное здание склада (лит.Б), 2-этажное административное здание (лит.В) и 2-этажное здание склада (лит.Д)».
Именно вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **6, на котором расположены объекты недвижимости, явился основанием для включения объектов в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы, что подтверждено письменными возражениями стороны административного ответчика.
Между тем, вид разрешенного использования «под 1-этажное здание проходной (лит.А), 1-этажное здание котельной (лит.Е), 1-этажное здание склада (лит.Б), 2-этажное административное здание (лит.В) и 2-этажное здание склада (лит.Д)» не позволяет однозначно полагать, что на таком земельном участке возможно расположение объектов недвижимости поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанный вид разрешенного использования не является четко определенным. Названный вид разрешенного использования не совпадает с кодами 3.3 «Бытовое обслуживание», 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))», 4.6 «Общественное питание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, следовательно, не соответствует необходимым критериям, установленным нормами Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющими отнести объекты недвижимости с кадастровыми номерами **270, **459, **461 к административно-деловому центру.
Таким образом, однозначным основанием для включения в Перечни спорных объектов вид разрешенного использования земельного участка являться не может, поскольку не предусматривает возможность эксплуатации административно-деловых (торговых) центров либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрены признаки здания, которое может быть признано предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, к которым относится наличие помещений, не менее 20 процентов общей площади, в соответствии со сведениями технического учета, предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Исходя из содержания технического паспорта здания с кадастровым номером **270, расположенного по адресу: ****, в здании находятся помещения со следующими назначениями: «склад, помещение кладовщика».
Содержание технического паспорта здания с кадастровым номером **459, расположенного по адресу: ****, свидетельствует о наличии помещений в здании: «хозяйственный склад, склад, комната электрика, туалет, коридор, комната кладовщика, гараж, слесарная мастерская, кабинет, подсобное помещение, умывальник, мастерская, люкс, торговый отдел, шкаф, касса, бухгалтерия, тамбур, красный уголок».
Исходя из содержания технического паспорта здания с кадастровым номером **461, расположенного по адресу: ****, в здании находятся помещения со следующими назначениями: «склад, комната кладовщика».
При этом перечисленные помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания либо бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Помещения, поименованные в технических паспортах зданий, не свидетельствуют о наличии помещений не менее 20 процентов от общей площади этих зданий, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания либо бытового обслуживания.
Таким образом, ввиду отсутствия технических документов, подтверждающих возможность отнесения спорных объектов к административно-деловому центру или торговому центру по вышеназванным признакам, данные объекты могли быть включены в оспариваемые Перечни на основании их фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов.
Осмотр спорных объектов по установлению обстоятельств фактического использования до принятия Перечней на 2019, 2020, 2021 годы в установленном порядке не проводился, что не оспаривает в судебном заседании представитель Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами **270, **461, **459 в оспариваемые Перечни включены быть не могли, поскольку данные объекты не расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривал бы размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также для использования в целях делового, административного и коммерческого назначения указанные объекты недвижимости не предназначены и фактически в этих целях не используются.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и исключения спорных объектов недвижимости из Перечней на 2019 год, 2020 год, 2021 год.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия постановлений.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункты 4087, 3541 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать не действующими со дня принятия пункты 5807, 6217, 3728 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать не действующими со дня принятия пункты 2172, 2188, 2187 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 11 июня 2021 года.
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья /подпись/