РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2019 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ткачук М.А.,
при секретаре Матрозе Л.Ю.,
с участием представителя административного истца Первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Шергиной Н.С.,
представителей административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А. и Хороших Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-80/2019 по административному исковому заявлению Первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании недействующими отдельных положений Лесохозяйственного регламента Илимского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр,
У С Т А Н О В И Л :
Первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением от 15 апреля 2019 года в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр, в части включения в эксплуатационные леса в таблице 3 главы 1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов» защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский» в кварталах: №№ 103ч, 134ч, 135-149, 150ч, 151ч, 165ч, 166ч, 167-178, 179ч, 180ч, 194ч, 165ч, 196-207, 208ч, 209ч, 222-234, 235ч, 236ч Воробьевской дачи, Воробьевского участкового лесничества, Илимского лесничества.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на территории Илимского лесничества располагается особо охраняемая природная территория государственного природного заказника областного значения «Эдучанский», который был учрежден решением Иркутского облисполкома от 03 июля 1963 года № 269.
Решением исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 16 февраля 1981 года № 92 на территории Эдучанского государственного заказника по охране речного бобра в Усть-Илимском районе создан комплексный заказник областного значения «Эдучанский».
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 августа 2016 года № 522-пп утверждено положение о заказнике «Эдучанский». Постановлением Правительства Иркутской области от 28 августа 2013 года № 318-пп утверждены границы заказника. Постановлением Правительства Иркутской области от 18 октября 2017 года № 668-пп в границах заказника установлена зона с особыми условиями использования территорий. В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах территории заказника «Эдучанский» как зоны с особыми условиями использования территории и присвоен реестровый номер 38.17.2.107.
Общая площадь государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский» согласно кадастровому делу № 94 составляет 45 641,65 га.
В ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что леса в границах Илимского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные. Лесные участки в границах заказника регионального значения «Эдучанский» в кварталах №№ 103ч, 134ч, 135-149, 150ч, 151ч, 165ч, 166ч, 167-178, 179ч, 180ч, 194ч, 165ч, 196-207, 208ч, 209ч, 222-234, 235ч, 236ч Воробьевской дачи, Воробьевского участкового лесничества, Илимского лесничества отнесены к эксплуатационным лесам. К защитным лесам отнесено 3934,7 га или 8,6% от общей площади лесов на особо охраняемой природной территории. К эксплуатационным лесам отнесено более 90% всех лесов заказника «Эдучанский».
Прокурор полагает, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав заказника, к эксплуатационным лесам противоречит положениям федерального закона, а именно статьям 6, 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Защитные леса в соответствии с частью 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов в числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации к их числу относятся и леса, расположенные на территориях государственных природных заказников.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения (не как у защитных лесов): они подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 главы 2 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Эдучанский», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 августа 2016 года № 522-пп, целью создания заказника «Эдучанский» является сохранение на его территории уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их геологического фонда.
Согласно статье 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников.
В результате неправомерного отнесения оспариваемым лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав заказника «Эдучанский», к эксплуатационным лесам, на территории заказника фактически допустимо осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий.
В силу требований статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, поскольку устанавливает виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Поскольку при принятии оспариваемого нормативного правового акта не были учтены требования федерального и регионального законодательства, в результате чего защитные леса в границах заказника «Эдучанский» отнесены к эксплуатационным лесам, Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр, должен быть признан недействующим в оспариваемой части, поскольку он принят с превышением полномочий, определенных статьями 83 и 87 Лесного кодекса Российской Федерации.
В административном исковом заявлении от 3 июня 2019 года, которое принято к производству Иркутского областного суда определением от 4 июня 2019 года, Первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр, в части включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в определенных постановлением Правительства Иркутской области от 28 августа 2013 года № 318-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 7 ноября 2012 года № 629-пп» границах государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский»:
- в таблице 3 главы 1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных, резервных лесов» в кварталах №№ 103ч, 134ч-143ч, 144-149, 150ч, 151ч, 174ч-177ч, 178, 179, 180ч, 194ч, 195ч, 196-205, 206ч-209ч, 222-234, 235ч, 236ч Воробьевской дачи, Воробьевского участкового лесничества, Илимского лесничества,
- в приложении № 10 «карте-схеме распределения лесов Илимского лесничества Иркутской области по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, заказников, территорий традиционного природопользования коренных и малочисленных народов» в кварталах №№ 103ч, 134ч-143ч, 144-149, 150ч, 151ч, 166ч, 167-173, 174ч-177ч, 178, 179, 180ч, 194ч, 195ч, 196-205, 206ч-209ч, 222-234, 235ч, 236ч.
Административные исковые требования конкретизированы в соответствии не только с текстовой, но и с графической частью Лесохозяйственного регламента, а также с описанием границ, содержащемся в постановлении Правительства Иркутской области от 7 ноября 2012 года № 629-пп, в редакции от 28 августа 2013 года № 318-пп. Основания заявленных требований прокурором не изменялись.
В судебном заседании 4-5 июня 2019 года прокурор, участвующий в деле, Шергина Н.С., поддержала административные исковые требования, настаивала на их удовлетворении в соответствии с административным исковым заявлением от 3 июня 2019 года.
В судебном заседании представители административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А. и Хороших Е.А. административные исковые требования не признали, указав, что приказами Рослесхоза от 16 сентября 2009 года № 372, от 12 ноября 2009 года № 485, от 28 декабря 2009 года № 546 леса, включенные в состав заказника «Эдучанский», были отнесены к эксплуатационным лесам, поэтому в таком качестве они были включены в оспариваемый Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества, поскольку органу государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений не предоставлены полномочия по определению категории лесов в границах лесного фонда. Приказом Рослесхоза от 23 апреля 2019 года № 556 «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлении их границ» внесены изменения в приказы от 16 сентября 2009 года № 372, от 12 ноября 2009 года № 485, от 28 декабря 2009 года № 546. В соответствии с актом Территориального управления министерства по Илимскому лесничеству от 27 апреля 2019 года внесены изменения в лесной реестр относительно лесов, расположенных в границах заказника «Эдучанский», они отнесены к защитным лесам. В настоящее время подготовлена документация для разработки нового лесохозяйственного регламента и направлена в министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Иркутской области, в связи с чем заявлено о прекращении производства по административному делу.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства Сухих А.С., в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие. В возражениях на административное исковое заявление указал, что административному ответчику необходимо срочно довести начатую в 2017 году работу по отнесению лесов, на которых расположены особо охраняемые природные территории регионального значения, к категории защитных лесов с целью последующего внесения изменений в лесохозяйственные регламенты. Просил привлечь к участию в деле ФГБУ «Рослесинфорг» филиал «Прибайкаллеспроект», которым разработан оспариваемый регламент, а также назначить экспертизу для подтверждения либо опровержения факта заготовки древесины в заказнике «Эдучанский».
Определением Иркутского областного суда от 4 июня 2019 года в удовлетворении заявленных ходатайств отказано, поскольку ФГБУ «Рослесинфорг», согласно Уставу, находится в ведении Рослесхоза и принимал участие в разработке оспариваемого нормативного правового акта на основании сведений, предоставленных как Рослесхозом, так и Министерством лесного комплекса Иркутской области, а вопросы законности заготовки древесины на конкретном лесном участке не являются предметом иска, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля.
Представитель заинтересованного лица АО «Группа Илим» Соляник И.Е. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие и принять решение в соответствии с действующим законодательством, направил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что лесные участки, указанные в заявлении прокурора, были переданы АО «Группа Илим» по договору аренды от 23 декабря 2008 года № 91-12-10/08 для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, заготовка древесины осуществляется на основании проектов освоения лесов и лесной декларации.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 главы 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 года № 155-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории области.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, его заместитель и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в областной суд.
Распоряжением Генеральной прокуратуры России от 13 июня 2018 года № 360/7р «О территориальном разграничении компетенции прокуроров субъектов Российской Федерации и природоохранных прокуроров (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации)» определено, что полномочия Байкальского межрегионального природоохранного прокурора в пределах компетенции распространяются на территории Аларского, Балаганского, Баяндаевского, Боханского, Братского, Заларинского, Зиминского, Иркутского, Куйтунского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Нукутского, Ольхонского, Осинского, Слюдянского, Тулунского, Усольского, Усть-Илимского, Усть-Удинского, Черемховского, Шелеховского, Эхирит-Булагатского муниципальных районов, городского округа Ангарский, городов Братска, Зимы, Иркутска, Саянска, Свирска, Тулуна, Усолье-Сибирского, Усть-Илимска, Черемхово Иркутской области, Тункинского и Окинского районов Республики Бурятия, а также города и районы Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, расположенные на Байкальской природной территории, определенной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р «О границах Байкальской природной территории» и статьей 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал».
Следовательно, первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора, учитывая, что данная прокуратура относится к прокуратуре на уровне субъекта Российской Федерации, вправе обратиться в Иркутский областной суд с данным административным иском, поскольку его компетенция распространяется на территорию Усть-Илимского района, в который входит Илимское лесничество.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Компетенция прокурора на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов определена в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, административное исковое заявление первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора по настоящему делу подлежит рассмотрению и разрешению по существу Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Проверяя полномочия Министерства лесного комплекса Иркутской области на утверждение лесохозяйственного регламента, суд исходит из следующего.
Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (подпункт 18 пункта 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28 июня 2012 года № 183-уг, в редакции указа от 22 марта 2016 года № 59-уг).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 года № 155-пп, к функциям министерства относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
Статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 в редакции Федерального закона от 04 июня 2018 № 148-ФЗ).
Таким образом, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, к числу которых относится государственный природный заказник регионального значения «Эдучанский», относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в части включения в него лесных участков, расположенных на землях государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский», принят с превышением предоставленных федеральным законодательством Министерству лесного комплекса Иркутской области полномочий.
В силу требований к содержанию лесохозяйственного регламента, предусмотренных статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказ, утверждающий лесохозяйственный регламент, является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности любых (не определенных индивидуально) граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, поскольку устанавливает виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на определенной территории, затрагивает права, свободы и обязанности любого лица, подпадающего под действие этого режима (в связи с нахождением на территории лесничества или осуществлением отдельных видов экономической и иной деятельности).
В связи с этим, на лесохозяйственные регламенты распространяются положения части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Обязательность официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина (включая права объединений граждан) предусмотрена также пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 1 статьи 22 Устава Иркутской области, частью 2 статьи 53 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области». Официальное опубликование для всеобщего сведения правового акта Иркутской области осуществляется посредством одновременного помещения текста правового акта, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области (часть 2 статьи 22 Устава Иркутской области, статья 54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»).
Оспариваемый Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества был официально опубликован для всеобщего сведения в газете «Областная», которая является официальным средством массовой информации, в которой публикуются нормативные правовые акты органов государственной власти Иркутской области (Закон Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ), от 24 декабря 2018 года № 144 (1901) и от 11 января 2019 года № 1, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17 октября 2018 года и на официальном сайте Министерства лесного комплекса Иркутской области http://irkobl.ru/sites/alh/dokuments/reglament/.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах:
устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Видовой заказник «Эдучанский» был учрежден для охраны речных бобров сроком на пять лет решением исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 03 июля 1963 года № 269.
Решением исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 16 февраля 1981 года № 92 на территории Эдучанского государственного заказника по охране речного бобра в Усть-Илимском районе создан комплексный заказник областного значения сроком на десять лет.
Решением исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 17 июня 1982 года № 305 утверждено Положение о комплексном государственном охотничьем заказнике областного значения «Эдучанский».
Постановлением Губернатора Иркутской области от 09 октября 2007 года № 459-п «О сроке действия государственных природных заказников областного значения» государственный природный заказник «Эдучанский» был признан постоянно действующим с сохранением границ и режима охраны. Данное постановление опубликовано в разделе «Официальная информация» в газете «Областная» 15 октября 2007 года № 118 (240).
Действие указанного постановления было распространено на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области путем издания постановления Губернатора Иркутской области от 05 марта 2008 года № 67-п, которое опубликовано в газете «Областная» 21 марта 2008 года № 28 (303).
Указом Губернатора Иркутской области от 20 июля 2015 года № 175-уг в постановление Губернатора Иркутской области от 5 марта 2008 года N 67-п «О распространении действия постановления Губернатора Иркутской области от 9 октября 2007 года N 459-п на всю территорию Иркутской области и внесении в него изменений» внесены следующие изменения: в наименовании исключены слова «и внесении в него изменений», а также отмене пункт 2, предусматривающий исключение «Озерного» заказника в Нижнеилимском районе. Указ опубликован в газете «Областная» 07 августа 2015 года № 87 (1403).
Постановлением Правительства Иркутской области от 07 ноября 2012 года № 629-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 28 августа 2013 года № 318-пп, «О государственных природных заказниках Иркутской области» были утверждены уточненное описание границ, каталог координат, ведомость длин участков границ и карта государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский». Указанные нормативные правовые акты опубликованы в газетах «Областная» 19 ноября 2012 года № 129 (1004) и 16 сентября 2013 года № 103 (1124).
Указанные обстоятельства установлены как при рассмотрении данного административного дела, так и вступившим в законную силу решением Иркутского областного суда от 22 января 2016 года, оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 66-АПГ16-5.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 августа 2016 года № 522-пп утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Эдучанский», в соответствии с пунктом 4 которого территория, границы и режим его особой охраны учитываются при разработке документов стратегического планирования Иркутской области, схемы территориального планирования муниципального образования «Усть-Илимский район Иркутской области», генеральных планов, лесохозяйственных регламентов лесничества, проектов освоения лесов.
Постановлением Правительства Иркутской области от 18 октября 2017 года № 668-пп в границах территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Эдучанский» установлена зона с особыми условиями использования территории.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие сведения, с указанием типов зон: территория особо охраняемого природного объекта и охранная зона особо охраняемого природного объекта, с присвоением реестровых номеров 38:17-6.110, дата присвоения 20 февраля 2018 года и 38:17-6.112, дата присвоения 18 декабря 2017 года.
Судом установлено, что Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества был разработан филиалом «Прибайкаллеспроект» ФГБУ «Рослесинфорг» по заказу Министерства лесного комплекса Иркутской области и утвержден приказом данного министерства от 11 октября 2018 года № 78-мпр.
В данном регламенте приведена характеристика существующих особо охраняемых природных территорий, в том числе указано, что заказник «Эдучанский» расположен на землях лесного фонда в лесных кварталах (частях кварталов) №№ 103ч, 134ч, 135-149, 150ч, 151ч, 165ч, 166ч, 167-178, 179ч, 180ч, 194ч, 195ч, 196-207, 208ч, 209ч, 222-234, 235ч, 236ч Воробьевской дачи Воробьевского участкового лесничества Илимского лесничества (л.д.20 том 1).
В таблице 3 главы 1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных, резервных лесов» в эксплуатационные леса включены защитные леса, расположенные в границах государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский», в кварталах №№ 103ч, 134ч-143ч, 144-149, 150ч, 151ч, 174ч-177ч, 178, 179, 180ч, 194ч, 195ч, 196-205, 206ч-209ч, 222-234, 235ч, 236ч Воробьевской дачи Воробьевского участкового лесничества Илимского лесничества.
Судом также установлено, что в приложении № 10 к оспариваемому нормативному правовому акту «карте-схеме распределения лесов Илимского лесничества Иркутской области по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, заказников, территорий традиционного природопользования коренных и малочисленных народов» вся территория Илимского лесничества обозначена белым цветом, то есть согласно условным обозначения относится к эксплуатационным лесам.
В судебном заседании административный истец и административный ответчик пояснили, что на эксплуатационные леса были наложены границы государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский», что позволило отнести практически всю территорию заказника к эксплуатационным лесам, за исключением территории, прилегающей к водному объекту, обозначенному голубым цветом, где расположены нерестоохранные полосы лесов, находящиеся, в том числе и в границах указанного заказника.
В связи с этим, прокурором административные исковые требования были конкретизированы в соответствии не только с текстовой, но и с графической частью Лесохозяйственного регламента, а также с описанием его границ, содержащимся в постановлении Правительства Иркутской области от 7 ноября 2012 года № 629-пп, в редакции от 28 августа 2013 года № 318-пп, и было предъявлено административное исковое заявление 3 июня 2019 года, в котором исключены части кварталов, расположенные по нерестоохранным полосам лесов, а также исключена часть квартала 165, поскольку она не входит в границы данного заказника, что подтверждается описанием его границ в указанном постановлении, где он не поименован, а граница заказника проходит по геологическому профилю через лесные кварталы № 194-195, 166 на автодорогу п.Эдучанка – п.Бардаминск в лесном квартале № 166 Воробьевской дачи Воробьевского участкового лесничества Илимского лесничества (л.д.46-49 том 1).
Таким образом, в приложении № 10 к оспариваемому нормативному правовому акту в эксплуатационные леса также включены защитные леса в границах государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский», расположенные в кварталах №№ 103ч, 134ч-143ч, 144-149, 150ч, 151ч, 166ч, 167-173, 174ч-177ч, 178, 179, 180ч, 194ч, 195ч, 196-205, 206ч-209ч, 222-234, 235ч, 236ч.
Принимая во внимание, что в соответствии с Положением о комплексном государственном охотничьем заказнике областного значения «Эдучанский», утвержденным решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 17 июня 1982 года № 305, а также согласно Положению о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Эдучанский», утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29 августа 2016 года № 522-пп, целью создания заказника является сохранение и воспроизводство на его территории уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, суд приходит к выводу о несоответствии целей освоения, предусмотренных для эксплуатационных лесов, целям создания заказника.
Из содержания оспариваемого Лесохозяйственного регламента Илимского лесничества (л.д.23-24 том 1) также следует, что основанием деления лесов по целевому назначению являлся приказ Рослесхоза от 16 сентября 2009 года № 372 «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ».
Между тем, решением Иркутского областного суда от 22 января 2016 года, оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 66-АПГ16-5, был признан недействующим аналогичный Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества, утвержденный распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 11 января 2011 года № 16-ра, в котором также имелась ссылка на данный приказ Рослесхоза. Суд первой инстанции в своем решении указал, что Федеральным законом не предусмотрено отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, а подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, и на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Таким образом, вступившим в законную силу решением суда данный способ регулирования, как отнесение к эксплуатационным лесам защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский», был признан порочным. Акт аналогичного содержания уже был признан недействующим, а в нормативном правовом акте, который оспаривается в данном административном деле, опять применены те же формальные основания для включения защитных лесов в эксплуатационные леса, что свидетельствует о механическом применении нормы и использовании регуляторной функции закона без всяких улучшений. Оспариваемым нормативным правовым актом по формальным основаниям вновь установлены блага и возможность использования защитных лесов в качестве эксплуатационных, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента Илимского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр, должны быть признаны недействующими ввиду их несоответствия требованиям федерального законодательства.
Статья 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентирует основания прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта. К ним относятся основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1-3, 5 и 6 части 1 статьи 194 указанного кодекса, а также утрата силы, отмена или изменение данного акта.
Административным ответчиком заявлено о прекращении производства по административному делу ввиду того, что приказом Рослесхоза от 23 апреля 2019 года № 556 «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлении их границ» внесены изменения в приказы от 16 сентября 2009 года № 372, от 12 ноября 2009 года № 485, от 28 декабря 2009 года № 546. В соответствии с актом Территориального управления министерства по Илимскому лесничеству от 27 апреля 2019 года внесены изменения в лесной реестр относительно лесов, расположенных в границах заказника «Эдучанский», они отнесены к защитным лесам. В настоящее время подготовлена документация для разработки нового лесохозяйственного регламента и направлена в министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Иркутской области, в связи с чем заявлено о прекращении производства по административному делу.
Заинтересованным лицом Федеральным агентством лесного хозяйства также представлены документы, подтверждающие данные обстоятельства (как указанные приказы, так и соответствующая переписка).
В соответствии с положениями части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт не утратил силу, не отменен и не изменен, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в период его применения были нарушены права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
То есть, по общему правилу нормативный правовой акт признается недействующим со дня его принятия.
Прокурором заявлены требования о признании оспариваемого Лесохозяйственного регламента недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку он применялся и на основании него были реализованы права АО «Группа Илим», так как лесной участок в пределах особо охраняемой природной территории был предоставлен по договору аренды от 23 декабря 2008 года указанному лицу.
Эти обстоятельства подтверждаются представленными АО «Группа Илим» документами: договором аренды лесного участка от 23 декабря 2008 года № 91-12-10/08, распоряжением Администрации Иркутской области от 29 августа 2008 года № 264-ре, приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 22 декабря 2008 года, Концепцией инвестиционного проекта в области освоения лесов по Иркутской области и Красноярскому краю, приказом Минпромторга России от 9 октября 2008 года № 190.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемая часть нормативного правового акта признается недействующей, суд принимает во внимание то обстоятельство, что оспаривается Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества, который вошел в противоречие с Лесным кодексом Российской Федерации с момента его принятия.
Более того, учитывая значимость лесов для последующих поколений, аналогичный Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества был признан недействующим со дня его принятия решением Иркутского областного суда от 22 января 2016 года, которое оставлено без изменения Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 66-АПГ16-5.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что в силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и должны использоваться в соответствии с основными принципами, установленными статьей 1 данного кодекса, что не было соблюдено при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что он должен быть признан недействующим в оспариваемой части со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Лесохозяйственный регламент Илимского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр, в части включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в определенных постановлением Правительства Иркутской области от 28 августа 2013 года № 318-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 7 ноября 2012 года № 629-пп» границах государственного природного заказника регионального значения «Эдучанский»:
- в таблице 3 главы 1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных, резервных лесов» в кварталах №№ 103ч, 134ч-143ч, 144-149, 150ч, 151ч, 174ч-177ч, 178, 179, 180ч, 194ч, 195ч, 196-205, 206ч-209ч, 222-234, 235ч, 236ч Воробьевской дачи, Воробьевского участкового лесничества, Илимского лесничества,
- в приложении № 10 «карте-схеме распределения лесов Илимского лесничества Иркутской области по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, заказников, территорий традиционного природопользования коренных и малочисленных народов» в кварталах №№ 103ч, 134ч-143ч, 144-149, 150ч, 151ч, 166ч, 167-173, 174ч-177ч, 178, 179, 180ч, 194ч, 195ч, 196-205, 206ч-209ч, 222-234, 235ч, 236ч.
Резолютивная часть решения подлежит публикации в газете «Областная» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья М.А. Ткачук
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2019 года.
Судья М.А. Ткачук