ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-80/20 от 20.05.2020 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Ядело № 3а-80/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Мочаловой Н.В.,

при секретаре Булатовой Е.М.,

с участием прокурора Давыдовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 в лице представителя ФИО2 об оспаривании нормативно-правого акта в части,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 «Об утверждении размера коэффициента аренды, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Надым, представляемых в аренду без торгов» в редакции Решения Собрания депутатов муниципального образования город Надым (далее Собрание депутатов) от 22 октября 2019 года № 146 утверждены размеры коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования город Надым.

В приложении к Решению № 284 в редакции Решения № 146 пунктами 48-1 48-2, 48-3, 48-4, 48-5 для земельных участков, предназначенных для размещения зданий и сооружений дорожного сервиса (включает содержание видов разрешенного использования 4.9.1.1 - 4.9.1.4: заправка транспортных средств, обеспечение дорожного отдыха, автомобильные мойки, ремонт автомобилей), установлен коэффициент аренды (Ка) в размере 4.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 внесены изменения в в пункт 83 таблицы 1.4 приложения к Решению № 284, которыми по виду разрешенного использования земельного участка - ремонт автомобилей (код 4.9.1.4) установлен коэффициент аренды (Ка) в размере 7.

Решение № 284 официально опубликовано в печатном издании «Рабочий Надыма» от 26 декабря 2015 года, спецвыпуск № 326 (3033). Решение № 146 официально опубликовано в печатном издании «Рабочий Надыма» от 22 октября 2019 года, спецвыпуск № 221 (4375). Решение № 170 официально опубликовано в печатном издании «Рабочий Надыма» от 24 декабря 2019 года, спецвыпуск № 310 (4464).

Все решения размещены на официальном Интернет-сайте муниципального образования г. Надым-http://nadymregion.ru/nadym-raion/nadym/, вступили в законную силу c момента опубликования.

На момент подачи административного иска Решение № 284 действовало в редакции Решения № 170.

ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым от 24 декабря 2015 года № 284 в редакции Решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым от 22 октября 2019 года № 146, в части установления коэффициента аренды (Ка) на земельные участки, предназначенные для размещения зданий и сооружений дорожного сервиса в размере 4.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца увеличил размер исковых требования, просил признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда также Решение Собрания депутатов от 24 декабря 2019 года № 170 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования горд Надым от 24.12.2015 года № 284», которым по виду разрешенного использования земельного участка - ремонт автомобилей (код 4.9.1.4) установлен коэффициент аренды (Ка) в размере 7.

В обоснование указал, что административный истец является собственником нежилого 1-этажного здания - Автоцентр, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

26 декабря 2019 года между администрацией Надымского района и ФИО1 заключен договор аренды № 2019/274 земельного участка, общей площадью 3078 кв.м., из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования - ремонт автомобилей (код 4.9.1.4). В приложении № 2 к договору указан размер арендной платы в год, исходя из коэффициента аренды (Ка) -4. Ранее по договору аренды от 06 ноября 2008 года данный коэффициент составлял - 2.3.

С 1 января 2020 года после вступления в законную силу Решения № 170 администрация Надымского района рассчитывает арендную плату по договору аренды из коэффициента (Ка) - 7.

Применение коэффициентов 4 и 7 нарушает Постановление Правительства ЯНАО от 08 октября 2015 года № 953-П «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности ЯНАО, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов»(далее Постановление № 953-П), где согласно приложению № 1 к Порядку к земельным участкам для размещения ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания применяется коэффициент - 1.

Применение коэффициентов4и 7 не отвечает принципу экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, которые должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, что подтверждалось бы соответствующими расчетами, документами, содержащими многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документами, подтверждающих проведение расчетов величины установленного коэффициента, которые повышает размер арендной платы, однако таковых не представлено. Ставки аренды призваны обеспечить поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендатора.

Тем самым административными ответчиками допущено нарушение прав ФИО1, которое возможно устранить только путем судебного контроля за обоснованностью и законностью применения повышающих коэффициентов(Ка) к земельным участкам, предназначенным для размещения ремонтных мастерских для ремонта и обслуживания автомобилей, мастерских технического обслуживания и размещение магазинов сопутствующей торговли.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Собрания депутатов МО г. Надым и администрации МО Надымский район ФИО3 заявленные требования с учетом увеличения не признал, указал, что в соответствии с Уставом Собрание депутатов МО г. Надым является уполномоченным органом по принятию решения об установлении размера коэффициентов ставок арендной платы, что не противоречит Постановлению № 953-П.

22 октября 2019 года Собранием депутатов принято Решение № 146 о внесении изменений в приложение к Решению № 284 в части установления коэффициента аренды (Ка) на земельные участки, предназначенные для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов дорожного сервиса, размещения магазинов сопутствующей торговли в размере 4, установленного в п. 48-6 таблицы 1.4 приложения к Решению № 284, вид разрешенного использования - ремонт автомобилей (код 4.9.1.4). Экономическое обоснование решения являлось приложением к проекту нормативного правового акта. Решение № 146 официально опубликовано в официальном источнике опубликования - в газете «Рабочий Надыма» 22 октября 2019 года.

24 декабря 2019 года Собранием депутатов принято Решение № 170 о внесении изменений в приложение к Решению № 284 в части установления коэффициента аренды (Ка) - 7 в п. 83 таблицы 1.4 по виду разрешенного использования - ремонт автомобилей (код 4.9.1.4). Решение № 170 вступило в законную силу с 1 января 2020 года. Проекты Решений № 146 и № 170 направлялись в прокуратуру, возражений и замечаний не поступило. Решение № 146 действовало во времени с 22 октября 2019 года по 1 января 2020 года.

Коэффициенты 4 и 7 соответствуют финансово-экономическим реалиям и региональному и федеральному законодательству, приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции, порядок опубликования соблюден. В адмиснистративном иске необходимо отказать ввиду его необоснованности.

Представитель административных ответчиков также заявил ходатайство о назначении судебно-экономической экспертизы для разрешения вопросов, является ли экономически обоснованным значение коэффициента аренды в размере 7 на земельные участки для ремонта автомобилей с учетом требований Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 и Приказа Министерства экономического развития РФ от 29.12.2017 года № 710. В случае отрицательного ответа на указанный выше вопрос определить обоснованный размер оспариваемого коэффициента аренды.

В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административных ответчиков ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Прокурор Давыдова Л.А. в заключении полагала административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, в назначении судебно-экономической экспертизы необходимо отказать.

Заслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ суд автономного округа рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

С административными исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Часть 6 статьи 208 КАС РФ позволяет подать в суд такое административное исковое заявление в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на принявшие его орган, организацию либо должностное лицо (пункт 3 части 8, часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 24 декабря 2015 года № 284 утверждены размеры коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования г.Надым.

В приложении к Решению в таблице № 1.4 пунктом 48 для земельных участков, предназначенных для размещения зданий и сооружений дорожного сервиса: для размещения постоянных или временных гаражей в несколькими стояночными местами, стоянок, автозаправочных станций, размещения магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса, размещения автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей (код 4.9), установлен коэффициент аренды (Ка) в размере 4 (т.1 л.д.54).

Решением Собрания депутатов МО г. Надым от 22 октября 2019 года № 146 в Решение № 284 внесены изменения. Пункт 48 изложен в иной редакции и дополнены пункты 48-1, 48-2, 48-3, 48-4, 48-5:

Пункт 48 - служебные гаражи: размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого для осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 5.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе и депо - коэффициент аренды (Ка) 4;

Пункт 48-1 -объекты дорожного сервиса, размещение зданий и сооружений дорожного сервиса. Содержание данного вида разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4, коэффициент аренды (Ка) 4 (код 4.9.1);

Пункт 48-2 - заправка транспортных средств, размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве дорожного сервиса, коэффициент аренды (Ка) 4 (код 4.9.1.1);

Пункт 48-3- обеспечение дорожного отдыха: размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве дорожного сервиса, коэффициент аренды (Ка) 4 (код 4.9.1.2);

Пункт 48-4 - размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли, коэффициент аренды (Ка) 4 (код 4.9.1.3);

Пункт 48-5 - ремонт автомобилей; размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли, коэффициент аренды (Ка) 4 (код 4.9.1.4).

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 внесены изменения в приложение к Решению № 284 в части установления коэффициента аренды (Ка) в размере 7 в пункте 83 таблица 1.4 приложения к Решению № 284 вид разрешенного использования земельного участка - ремонт автомобилей (код 4.9.1.4) (том 2 л.д.23-28).

Упомянутые муниципальные правовые акт опубликованы в печатном средстве массовой информации «Рабочий Надыма» № 326 (3033) от 26 декабря 2015 года, № 221 (4375) от 22 октября 2019 года, № 310 (4464) от 24 декабря 2019 года, размещены на официальном сайте администрации и в сети «Интернет», вступили в силу со дня опубликования.

Оспариваемые муниципальные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.

Поскольку упомянутым уполномоченным органом по принятию оспариваемым нормативно-правовых актов является Собрание депутатов на основании Федерального закона № 131-ФЗ и Устава МО г. Надым, администрация Надымского района административным ответчиком по делу не является.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2009 года № 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей (далее Постановление № 582).

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации принципы, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Постановлением Правительства ЯНАО от 08.10.2015 года № 953-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов (далее Порядок, Постановление № 953-П).

Пунктом 2 Постановления № 953-П рекомендовано представительным органам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе до 30 декабря 2015 года обеспечить утверждение коэффициентов аренды (Ка) в соответствии с пунктом 2.3 Порядка.

В пункте 2.3 Порядка указано, что в отношении земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, размер коэффициента аренды (Ка) определяется в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется представительным органом городского поселения - в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.В случае непринятия представительным органом муниципального образования в автономном округе такого решения коэффициент аренды (Ка) признается равным 1.

Согласно приложению № 1 к Порядку определеныкоэффициенты аренды на земельные участки с категорией земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа и расположенные на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (Таблица 1.3, столбец 5, раздел 79, к земельным участкам на территории Надыма предназначенным для размещения дорожного сервиса с кодами 4.9.1.1-4.9.1.4 применяется коэффициент 1).

Во исполнение пункта 2 Постановления№ 953-П оспариваемым Решением № 284(в редакции Решения № 146) был утвержден размер коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования г. Надым для размещения зданий и сооружений дорожного сервиса, составляющий 4. Решением № 170 внесены изменения в Решение № 284 в части установления коэффициента арендной платы (Ка) - 7по виду разрешенного использования земельного участка - ремонт автомобилей.

Административный истец ФИО1 является собственником нежилого 1-этажного здания - Автоцентр, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 27).

26 декабря 2019 года между администрацией Надымского района и ФИО1 заключен договор аренды № 2019/274 земельного участка, общей площадью 3078 кв.м., из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером , видом разрешенного использования - ремонт автомобилей (код 4.9.1.4). (л.д.42-50).

Земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования - ремонт автомобилей (код 4.9.1.4), расположенный по адресу: <адрес>, стр. 3, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В п. 3.5 договора аренды указано, что размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке без дополнительного соглашения к договору.

В приложении № 2 к договору указан размер арендной платы в год, расчет которой производится, исходя из коэффициента аренды (Ка) - 4.

При этом в сноске к данному приложению к договору аренды указано, что размер арендной платыустановлен в соответствии с Постановлением Правительства ЯНАО от 08.10.2015 года № 953-П и Решением Собрания депутатов № 284.

Таким образом, установлением оспариваемых коэффициентов арендной платы затрагиваются законные права и интересы административного истца, обязанного уплачивать арендную плату по договору аренды за пользование земельным участком, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, с учетом установленных оспариваемыми Решениями на соответствующий период времени коэффициентов аренды (Ка).

Одним из принципов определения арендной платы постановление Правительства РФ № 582 называет принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом поселения, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года № 424-0, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности необходимо обеспечить эффект и внос использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Соблюдение административным ответчиком принципа экономической обоснованности в данном случае должно быть доказано путем предоставления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины установленного коэффициента, который повышает общий размер арендной платы для арендаторов соответствующих земельных участков.

Соответственно, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Судом при подготовке к судебному разбирательству у Собрания депутатов были запрошены документы, в том числе финансово-экономическое обоснование по определению коэффициентов аренды.

Административным ответчиком в подтверждение экономической обоснованности установленного коэффициента арендной платы представлено «финансово-экономическое обоснование к проекту Решения Собрания депутатов МО г. Надым «О внесении изменений в Решение № 284», где указано следующее (относится к Решению № 146), где указано следующее.

Предлагается установить значение коэффициентов аренды (Ка) по вновь добавленным видам разрешенного использования в соответствии с уже действующими коэффициентами аренды, утвержденными Решением № 284, с целью сохранения прежних значений арендной платы за земельные участки, соблюдая принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета арендной платы и принцип запрета необоснованных предпочтений. Коэффициенты аренды приведены в таблице. Реализация положений проекта не потребует дополнительных средств из муниципального бюджета (т. 2 л.д. 10-15).

В пояснительной записке к проекту указано, что основной целью его является приведение муниципального правого акта в соответствие с законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа в целях упорядочивания земельно-имущественных отношений в муниципальном образовании (т. 2 л.д. 8).

К проекту Решения № 170 также представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому проект направлен на установление новых Ка в связи с утверждением новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. При подготовке проекта учтены положения о федеральном бюджете на 2020 год, где утвержден уровень инфляции не превышающий 3 %. Учтены: рынок недвижимости, экономико-географическое положение Надымского района, анализ арендной платы, применяемые коэффициенты аренды по видам разрешенного использования, дифференциация земельных участков по видам разрешенного использования, обеспеченность поступлений в бюджет арендных платежей, многофакторный анализ доходности участка при определении кадастровой стоимости земельных участков, местоположение земельных участков, экологические природные условия, а также экономические факторы, влияющие на уровень доходности земельного участка с сохранением баланса интересов арендатора и арендодателя, сложившихся взаимоотношений по ранее заключенным договорам аренды.

Также указано, что разработанные коэффициенты аренды к экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевают соблюдение принципа экономической обоснованности, а изменение ставок и коэффициентов вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов. При расчете учитывался также бюджетный интерес - ставки арендной платы призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении справедливого баланса интересов (т. 2 л.д. 91-96).

Вместе с тем содержание представленного обоснования не позволяет сделать вывод о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, поскольку в нём не приведено никаких расчетов, свидетельствующих о проведении многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков и всех факторов, не имеется какого-либо анализа доходности указанного вида разрешенного использования земельных участков с учетом интересов арендаторов земельных участков. В обоснованиях изложены общие цели и задачи декларационного характера, и вообще не содержится никаких упоминаний относительно размера рассматриваемой ставки, нет конкретных ссылок на соответствующие расчеты, как нет и самих расчетов, что не позволяет сделать вывод о соблюдении принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемых Решений.

При этом упоминание в обоснованиях об увеличении арендной платы в целях пополнения местного бюджета противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Иные доказательства надлежащего экономического обоснования оспариваемых коэффициентов (Ка) в размере 4 и 7 суду не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 в редакции Решения Собрания депутатов от 22 октября 2019 года № 146 в части установления коэффициента аренды для земельных участков, предназначенных для размещения зданий и сооружений дорожного сервиса, в размере 4, и в редакции Решения Собрания депутатов от 24 декабря 2019 года № 170 в части установления коэффициента аренды в размере 7 по виду разрешенного использования земельного участка - ремонт автомобилей противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, и подлежат признанию недействующим.

Несмотря на то, что с 1.01.2020 года действует коэффициент аренды в размере 7 в связи с принятием Решения № 170, до указанной даты коэффициент аренды в размере 4 по Решению № 146 применялся к административному истцу при исчислении арендной платы по договору аренды от 26 декабря 2019 года № 2019/274.

Таким образом, утрата нормативным правовым актом его силы (Решения № 146) не влечет отказ в удовлетворении этой части требований, поскольку установлено применение утратившего силу нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов (ч. 11 ст. 213 КАС РФ).

Поскольку оспариваемые нормативные акты применялись и права граждан и организаций были реализованы, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемые положения подлежат признанию недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.

Разрешая ходатайство о назначении судебно-экономической экспертизы, суд полагает, что оснований, предусмотренных ст. 77 КАС РФ, не установлено, поскольку в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний в области экономики, у суда не возникло, экономические обоснования не содержат ни простых, ни сложных экономических расчетов, требующих разъяснений от узкопрофильных специалистов.

Кроме того, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности правовых актов, а орган, принявший такие акты, обязан доказать их соответствие нормативно-правовым актам, имеющим большую силу, при их принятии, а не в последующем.

В силу требований ст. 215 КАС РФ суд разрешает вопрос о судебных издержках. Согласно ст. 103 и ст. 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления, подлежит взысканию с административного ответчика по правилам ст. 111 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО1 в лице представителя ФИО2 об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 в редакции Решения Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 22 октября 2019 года № 146 в части установления коэффициента аренды для земельных участков, предназначенных для размещения зданий и сооружений дорожного сервиса, в размере 4.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 в редакции Решения Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 в части установления коэффициента аренды в размере 7 по виду разрешенного использования земельного участка - ремонт автомобилей.

Возложить на Собрание депутатов муниципального образования город Надым Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Взыскать с Собрания депутатов муниципального образования город Надым Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу ФИО1 госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Судья (подпись) Н.В.Мочалова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2020 года.