ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-80/2021 от 06.09.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-80/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 г. г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,

при секретаре Андриановской А.И.

с участием прокурора Заболоцкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Бобеску Ляны Антоновны о признании недействующим приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11 января 2021 года № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 года»,

установил:

приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 года № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области», опубликованном 03 ноября 2020 г. в официальном источнике «Рабочий путь» № 204, а также на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2020, установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов Смоленской области.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11 января 2021 года № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 года» (далее – Приказ), опубликованном в официальном источнике «Смоленская газета», N 3, 20.01.2021 г. и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.01.2021, определено при расчете платы за услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 г. по 31.10.2020 г. применять норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов в размере 1,2 куб.м/год с 1 кв.м общей площади, утвержденный приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23.10.2020 г. № 0384/0103.

Индивидуальный предприниматель Бобеску Л.А. обратилась в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11 января 2021 года № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 года».

Заявление мотивировано тем, что административный истец, осуществляла в период с 01.01.2019 г. по 23.10.2020 г. хозяйственную деятельность на территории г. Смоленска, в результате которой образовывались твердые коммунальные отходы (далее ТКО), за вывоз и утилизацию которых осуществляется плата, рассчитываемая на основании норматива образования ТКО для промтоварных магазинов. Решением Смоленского областного суда от 26.11.2020 г. приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов с 01 января 2019 г. признан недействующим. Административный ответчик ошибки при расчете норматива накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов за период с 01.01.2019 г. по 20.11.2020 г. не исправил, норматив накопления ТКО с учетом выявленных в ходе судебного разбирательства недостатков, не пересчитал, 11.01.2021 г. издал приказ № 0002/0103 «О признании недействующим приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 г.». При этом приказом Департамента от 23 октября 2020 года № 0384/0103 с 01 ноября 2020 г. установлены новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области, а оспариваемым Приказом от 11.01.2021 г. определено нормативы накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов применять с 01.01.2019 г. Считает, что административный ответчик допустил незаконное придание обратной силы приказу Департамента от 23 октября 2020 г. № 0384/0103, в котором определено, что нормативы накопления ТКО вступают в силу с 01.11.2020 г., тем самым оспариваемый Приказ противоречит статьям 1,2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, административный ответчик вышел за пределы своих полномочий, установив правила расчета платы за услуги регионального оператора, указав на необходимость применения при таких расчетах с 01.01.2019 г. норматива накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов, установленного с 01.11.2020 г. Помимо этого нормативы накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов на территории Смоленской области явно и значительно превышают нормативы накопления ТКО по аналогичным объектам в соседних со Смоленской областью регионах.

Считает, что Приказ подлежит признанию недействующим с момента его издания, поскольку в Арбитражном суде Костромской области рассматривается дело по иску АО «Спецавтохозяйство» о взыскании с административного истца с 01 января 2019 г. задолженности, рассчитанной с применением спорного норматива.

Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее – Департамент) в письменных возражениях просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку оспариваемый Приказ принят органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, уполномоченным утверждать нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Приказом Департамента от 23.10.2020 г. № 0384/0103 установлены новые нормативы накопления ТКО на территории Смоленской области с 01.11.2020 г. Решением Смоленского областного суда от 26.11.2020 г. прежние нормативы накопления ТКО для промтоварных магазинов с 01.01.2019 г. признаны недействующими, что привело к возникновению пробела в правовом регулировании с 01.01.2019 г. до 31.10.2020 г. Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» установлено, что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений, соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим. В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума № 63, если иное не установлено законом или иным правовым актом и не вытекает из существа отношений, разъяснения, содержащиеся в настоящем постановлении, также подлежат применению при рассмотрении споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта. которым установлена цена на эти услуги или нормативы потребления коммунальных услуг.

Таким образом, Департамент с целью восполнения пробела в правовом регулировании правоотношений между региональным оператором по обращению с ТКО и неопределенным кругом лиц, относящихся к категории промтоварных магазинов, принял заменяющий нормативный правовой акт после вступления решения суда в законную силу. Региональный оператор по обращению с ТКО не требует с потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО доплаты в соответствующей части в связи с применением норматива накопления в размере большем, чем был установлен ранее. Расчет размера платы за оказанную коммунальную услугу и взыскание задолженности в период с 01.01.2019 г. по 31.10.2020 г. производится в меньшем размере, исходя из норматива накопления 1,19 кв.м в год, что соответствует разъяснениям приведенным в пункте 7 постановления Пленума № 63.

Доводы административного истца о несоответствии объема образуемых ТКО на момент утверждения приказа Департамента от 24.04.2017 г. № 281-1/0103 «Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» объему ТКО, образуемых при проведении замеров для установления нормативов по приказу Департамента от 23.10.2020 г. № 0384/0103 являются ошибочными в силу того, что замеры производились Департаментом в период 3-х сезонов 2019 г. и 1-го сезона 2020 г., то есть в тот период, на который распространено действие норматива накопления ТКО 1,2 куб.м/год на 1 кв.м общей площади промтоварных магазинов.

В судебном заседании административный истец индивидуальный предприниматель Бобеску Л.А. заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддержала.

Представитель Департамента Петрова К.И. возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Смоленской областной прокуратуры Заболоцкой И.В., полагавшей административный иск неподлежащим удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 24.10 ФЗ Закона «Об отходах производства и потребления» нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона Смоленской области от 23.03.2017 г. № 28-з «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» и пунктом 3.56.8. Положения о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 г. № 427, Департамент утверждает норматив накопления твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов дела и установлено судом приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» были установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов Смоленской области.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 года № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области», опубликованном 03 ноября 2020 г. в официальном источнике «Рабочий путь» № 204, а также на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2020, установлены новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов Смоленской области.

Пунктом 2 данного Приказа признан утратившим силу приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103.

Этим же приказом определено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области подлежат применению с 01 ноября 2020 года (пункт 3 Приказа).

Решением Смоленского областного суда от 26 ноября 2020 г., вступившим в законную силу, признан недействующим приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 года № 281-1/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов с 01 января 2019 года.

Во исполнение указанного выше решения Смоленского областного суда от 26 ноября 2020 г. Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии 11 января 2021 г. издан приказ N 0002/0103, которым признан недействующим приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28.04.2017 г. N 281-1/0103 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 г.

В связи с тем, что приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11.01.2021 г. N 0002/0103 был признан недействующим приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28.04.2017 N 281-1/0103 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 г., приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11 января 2021 года № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 года», определено при расчете платы за услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 г. по 31.10.2020 г. применять норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов в размере 1,2 куб.м/год с 1 кв.м общей площади, утвержденный приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23.10.2020 г. № 0384/0103.

Согласно пункту 7 статьи 1 Закона Смоленской области от 07 мая 2002 г. № 48-з «О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов» датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах «Смоленская газета», «Рабочий путь», «Смоленские новости», в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», «Вестник Смоленской областной Думы» или дата его первого размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru).

Приказ Департамента от 11 января 2021 года № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 года» был опубликован в официальном источнике «Смоленская газета», N 3, 20.01.2021 г. и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.01.2021 г.

Таким образом, Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ принят уполномоченным органом, в установленной форме и официально опубликован.

В соответствии с частью 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 178 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Оспаривая Приказ Департамента от 11 января 2021 г. № 0003/0103, административный истец также указывает на неправильность определения нормативов накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов, утвержденных приказом Департамента от 23 октября 2020 г. № 0383/0103, поскольку расчеты данных нормативов были произведены по показателям, примененным для расчетов нормативов установленных в 2017 г. и которые различны от исходных данных 2020 г. Кроме того, данные нормативы накопления ТКО явно и значительно превышают нормативы накопления ТКО по аналогичным объектам, действующим в других, в том числе, соседних со Смоленской областью регионах и расчет норматива накопления ТКО по научным данным значительно ниже установленного норматива накопления ТКО.

Вместе с тем, административным истцом приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 года № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области», которым установлены новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов Смоленской области, включая нормативы накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов, с которыми не согласен административный истец, последним не оспаривается. Требования о признании частично недействующим приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 года № 0384/0103 административным истцом не заявлены.

При таком положении, с учетом вышеприведенных норм права. Смоленский областной суд не проверяет законность положений приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 года № 0384/0103, которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для промтоварных магазинов.

В силу пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, кроме иных обстоятельств, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, проверке законности и соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежит только приказ Департамента от 11 января 2021 г. № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 г.».

Оспариваемым Приказом нормативы накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов не устанавливались. Данным приказом от 11.01.2021 г. № 0003/0103 определена лишь дата, с которой подлежит применению норматив ТКО в отношении промтоварных магазинов.

Следовательно, поскольку оспариваемым Приказом норматив накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов не устанавливался и административным истцом не оспаривается приказ Департамента от 23 октября 2020 года № 0384/0103, которым установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении указанной категории, правильность и порядок определения данного норматива накопления ТКО в соответствии с положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269, которым утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр, которым утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, судом проверяться не могут.

В обоснование незаконности приказа Департамента от 11.01.2021 г. № 0003/0103 административный истец ссылается на то, что административный ответчик вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных пунктом 3.56.5 Положения о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, и установил правила расчета платы за услуги регионального оператора.

Согласно содержанию пункта 1 оспариваемого Приказа в нем указано, что при расчете платы за услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 по 31.10.2020 применять норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов в размере 1,2 куб.м/год с 1 кв.м общей площади, утвержденный приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23.10.2020 г. № 0384/0103

Анализируя оспариваемые положения нормативного правового акта, исходя из буквального толкования пункта 1 данного Приказа, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым Приказом порядок либо правила расчетов платы за услугу регионального оператора по обращению с ТКО не устанавливались. В Приказе указано лишь на необходимость в период с 01.01.2019 г. по 31.10.2020 г. применять норматив накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов, утвержденный приказом Департамента от 23.10.2020 г. № 0384/0103. Данное решение обусловлено тем, что решением Смоленского областного суда от 26 ноября 2020 г. норматив накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 г. был признан недействующим и в период времени с 01.01.2019 г. до принятия новых нормативов накопления ТКО – 31.10.2020 г. правоотношения, связанные с применением нормативов накопления ТКО, остались неурегулированными.

Таким образом, поскольку оспариваемый Приказ принят с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующим органом в силу его компетенции, закрепленной в вышеприведенных нормативных правовых актах, и в связи с принятием указанного решения суда, Департамент принял оспариваемый нормативный правовой акт в рамках предоставленных ему полномочий.

Административный истец в заявлении указывает на то, что административный ответчик, применив оспариваемым нормативным правовым актом норматив накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 г., придал обратную силу приказу Департамента от 23 октября 2020 г. № 0384/0103, в котором определено, что нормативы накопления ТКО вступают в силу с 01.11.2020 г., тем самым оспариваемый Приказ противоречит статьям 1,2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данный довод не может быть принят во внимание ввиду следующего.

Нормативный правовой акт, принимаемый органом регулирования в целях замены акта, признанного судом недействующим, не придает нормативам обратную силу. Принятие такого акта, согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера нормативов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.

Иное означало бы возможность сохранения для взаиморасчетов за истекший период действия экономически необоснованных нормативов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и их контрагентов, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере обращения отходов производства и потребления.

Суждения административного истца о том, что нормативы накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов явно и значительно превышают нормативы накопления ТКО по аналогичным объектам, действующим в других, в том числе, соседних со Смоленской областью регионах и расчет норматива накопления ТКО по научным данным значительно ниже установленного норматива накопления ТКО, не имеют правового значения для дела и судом не учитываются, поскольку оспариваемым нормативным правовым актом нормативы накопления ТКО не устанавливались и не утверждались и данные суждения не содержат в себе сведений о несоответствии оспариваемого Приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на соответствие которым суду необходимо проверить оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого Приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушения прав и законных интересов административного истца, оспариваемым нормативным правовым актом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Бобеску Ляны Антоновны о признании недействующим приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11 января 2021 года № 0003/0103 «О применении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов с 01.01.2019 года» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 08 сентября 2021 года.

Судья: А.Л. Штейнле