ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-80/2022 от 29.08.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-80/2022

УИД19OS0000-01-2022-000089-60

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 августа 2022 года город Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Абрамовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Балахчиной ФИО о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Балахчина С.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 сентября 2020 г. по делу № 2-4067/2020 в разумный срок в размере 100 000 руб. В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, длительное время состоит на учете на предоставление жилья. Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 сентября 2020 г. на администрацию города Абакана возложена обязанность по предоставлению Балахчиной С.Л. жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда площадью не менее 20 кв.м. На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия возбуждено исполнительное производство. Срок исполнения судебного акта составил боле полутора лет, и, по мнению административного истца, не отвечает требованиям разумности и нарушает его права.

Определением судьи от 27 июля 2022 г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрация города Абакана и Бюджетно-финансовое управление администрации г. Абакана, в качестве заинтересованного лица - Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия.

В судебном заседании административный истец не присутствовала.

Представитель административных ответчиков муниципального администрации города Абакана, БФУ администрации г. Абакана Шестопалова И.А. возражала относительно удовлетворения требований, пояснив, что администрация города Абакана исполняет решения суда в пределах предоставленных субвенций, однако их недостаточно для исполнения решения суда в разумный срок; должником принимаются меры для своевременного исполнения судебных актов. Администрация г. Абакана не имеет ни финансовой, ни правовой возможности исполнить своевременно и в полном объеме все вступившие в законную силу решения суда о возложении обязанности предоставить жилые помещения детям-сиротам. Полагает, что заявленный размер компенсации является завышенным.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Черная Е.А. пояснила, что Министерство финансов Республики Хакасия ненадлежащий ответчик по настоящему делу, так как финансовым органом местного самоуправления в данном случае является Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана, а главным распорядителем бюджетных средств- администрация города Абакана. Выразила несогласие с заявленным административным истцом размером компенсации, полагая его чрезмерно завышенным и необоснованным.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия в судебное заседание не явился.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее–КАС РФ) административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ.

В силу части 1 статьи 10 КАС РФ, части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Из материалов дела видно, что решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 сентября 2020 г. на администрацию города Абакана возложена обязанность по предоставлению Балахчиной С.Л. жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда площадью не менее 20 кв.м. Решение вступило в законную силу 11 октября 2021 г.

30 октября 2020 г. исполнительный лист получен Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия.

2 ноября 2020 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия возбуждено исполнительное производство № 34710/20/19017-ИП в отношении должника администрации г. Абакана.

В пункте 55 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

С настоящим административным исковым заявлением Балахчина С.Л. обратилась в суд 22 июля 2022 г., т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Общий срок исполнения решения суда, которое на момент рассмотрения дела не окончено, подлежит исчислению с учетом приведенных в пункте 56.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 разъяснений, согласно которым судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.

Срок принудительного исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (30 октября 2020 г.) на день вынесения решения по настоящему административному делу (29 августа 2022 г.) составил 1 год 9 месяцев 30 дней (668 дней); общий срок исполнения решения суда со дня вступления в законную силу (11 октября 2020 г.) до дня вынесения решения по настоящему административному делу (29 августа 2022 г.) составил– 1 год 10 месяцев 18 дней (687 дней).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не может быть признан разумным. Доказательств того, что решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 сентября 2020 г. исполнено, в материалы дела не представлено; исполнительное производство не прекращалось и не приостанавливалось, исполнительный лист не возвращался взыскателю. Вина взыскателя в длительном неисполнении судебного акта отсутствует.

Как следует из материалов дела, в предоставленный 5-дневный срок решение суда исполнено не было, как не исполнено оно и по настоящее время.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем в соответствии с частью 1 статьи 105, статьей 112 Закона об исполнительном производстве выносилось постановление от 8 сентября 2021 г. с администрации г. Абакана о взыскании с должника исполнительского сбора.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника выносилось требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки, должник привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем в соответствии с частью 1 статьи 105, статьей 112 Закона об исполнительном производстве выносилось постановление от 21 декабря 2020 г. о взыскании с должника исполнительского сбора.

Определением Абаканского городского суда от 16 апреля 2021 г. должник освобожден от уплаты исполнительского сбора. При этом суд указал на отсутствие вины должника в неисполнении решения Абаканского городского суда от 3 сентября 2020 г. в связи с отсутствием финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 июня 2021 г. отменено постановление заместителя начальника межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия о привлечении администрации г. Абакана к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ от 11 марта 2021 г. с указанием на отсутствие вины администрации г. Абакана в неисполнении решения суда от 3 сентября 2020 г.

Доводы представителя администрации г. Абакана и Бюджетно-финансового управления администрации г. Абакана об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления противоречат положениям части 1 статьи 1 Закона о компенсации в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ и являются необоснованными.

Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу Балахчиной С.Л., суд исходит из того, что нарушение срока исполнения судебного акта является значительным, а в силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Длительное неисполнение судебного акта приводит к существенному нарушению прав административного истца на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным санитарным и техническим нормам.

В то же время, органами местного самоуправления муниципального образования г. Абакан принимаются меры по исполнению требований исполнительного документа.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

В пункте 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ установлено, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана является в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия и Уставом города Абакана уполномоченным органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования город Абакан по управлению средствами бюджета города Абакана, обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по исполнению бюджета города (пункт 1.1 Положения «О бюджетно-финансовом управлении администрации г. Абакана», утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 19 декабря 2006 г. № 333).

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта подлежит взысканию с муниципального образования город Абакан в лице Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

Учитывая приведенные обстоятельства, продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, исходя из принципов разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в пользу Балахчиной С.Л. в размере 40 000 руб.

Определяя размер компенсации, суд также исходит из того, что согласно положениям Федерального закона № 68-ФЗ данная компенсация является мерой ответственности государства в лице его органов и имеет целью возмещение неимущественного вреда фактом нарушения принятого на себя государством в лице органа государственной власти субъекта обязательства, установленного судом.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу Балахчиной С.Л. также подлежит взысканию уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Балахчиной ФИО о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования город Абакан Республики Хакасия в лице Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан в пользу Балахчиной ФИО компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 сентября 2020 г. в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Взыскать с муниципального образования город Абакан Республики Хакасия в лице бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан в пользу Балахчиной ФИО расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Взысканные денежные средства перечислить на счет Балахчиной ФИО по следующим реквизитам: №

Решение суда в части присуждения (взыскания) компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Обязанность по исполнению настоящего решения суда возлагается на Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Балахчиной ФИО отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.Л. Петрова

В окончательной форме решение изготовлено 2 сентября 2022 г.