Дело № 3а-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Пермь 4 февраля 2021г.
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике Никулиной Е.В.
с участием прокурора Поносова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект-77» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства о признании недействующим пункта 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29 октября 2020 г. № СЭД-24-03-01-ПР-1 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края и о признании утратившим силу приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29 июля 2020 № СЭД-24-02-50-ПР-61 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края»,
у с т а н о в и л:
пунктом 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29 октября 2020 № СЭД-24-03-01-ПР-1 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края и о признании утратившим силу приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29 июля 2020 № СЭД-24-02-50-ПР-61 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края в размере 8,9кг\год и 0,0065 куб.м.\год из расчета 1 кв. метр общей площади.
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.permkrai.ru, 02.11.2020 и в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 45, том 2, 09.11.2020.
Ассоциация содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», товарищество собственников жилья «Комсомольский проспект-77» обратились в Пермский краевой суд с административным иском о признании недействующим пункта 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29.10.2020г. № СЭД-24-03-01-ПР-1.
В обоснование требований административные истцы указали на несоответствие нормативного правового акта положениям ч.1 ст.157 ЖК Российской Федерации, пунктам 2,3,4 ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктам 8,10,11 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, поскольку допущена неполнота исследования норм накопления ТКО, нарушены требования к количеству объектов и проживающих на контрольных участках, правило о проведении замеров в течение 7 дней на выбранных контрольных участках, не исключено смешивание отходов объектов различных категорий.
В судебном заседании представитель административных истцов - Степанов В.В. административный иск поддерживает.
Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края – Жоголь Н.Ф. административный иск не признает. Показала, что нарушений закона при утверждении норматива не допущено.
Представитель заинтересованного лица Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» - Букреева Ю.А. позицию административного ответчика поддерживает.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Заслушав стороны, заключение прокурора Поносова А.В. полагавшего, что имеются правовые основания для удовлетворения требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что пунктом 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства от 29 октября 2020 г. № СЭД-24-03-01-ПР-1 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края и о признании утратившим силу приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29 июля 2020 №СЭД-24-02-50-ПР-61 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края» установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов многоквартирные дома в размере 8,9кг\год и 0,0065 куб.м.\год из расчета 1 кв. метр общей площади.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998г.№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьей 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Указом губернатора Пермского края от 17 октября 2018г. № 99 «Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края» было образовано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
Этим же указом Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края переданы функции Региональной службы по тарифам Пермского края в сфере управления жилищным фондом Пермского края в части капитального ремонта, мониторинга управления и технического состояния, формирования комфортной городской среды, коммунальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг, электроснабжения, развития газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 630-п утверждено Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края. Установлено, что Министерство является правопреемником Региональной службы по тарифам Пермского края в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, оспариваемый приказ от 29 октября 2020 № СЭД-24-03-01-ПР-1 принят уполномоченным исполнительным органом, в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).
Исходя из положений статьи 1 Закона об отходах производства и потребления, норматив образования отходов - это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1) (далее по тексту – Правила № 269).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов (пункт 4 Правил №269).
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6 Правил № 269).
В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов (пункт 7 Правил № 269). На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8 Правил № 269).
В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9 Правил № 269).
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11 Правил № 269).
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12 Правил № 269).
Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается, соответственно, в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил № 269). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил № 269).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил № 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с которыми рекомендуемые сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь (пункт 9). В целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разровнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов (пункт 11). Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера (пункт 12).
Из объяснений участников процесса и представленных в материалы дела документов следует, что размер нормативов накопления твердых коммунальных отходов, указанных в оспариваемом нормативном правовом акте, определен на основании представленных ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» отчетов по выполнению работ по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, разработанных в соответствии с государственным контрактом от 15 июля 2017 года № 2017/209/СЭД-3501-33-99 на выполнение работ по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (заказчик) и ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (подрядчик) (далее по тексту – контракт).
Проанализировав положения Правил № 269 суд приходит к выводу о том, что его требования административным ответчиком в ходе проведения исследования по определению норм накопления ТКО для категории «Многоквартирные дома» не соблюдены.
В соответствии с п.11 Правил № 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
В рассматриваемом случае, из представленных отчетов по выполнению работ по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края следует, что для категории объектов «многоквартирные дома» по сезонному исследованию норм накопления твердых коммунальных отходов за летний период в городе Перми (первый этап выполнения работ) исследования проводились по 4 контрольным участкам (комплекс ПГТУ, ЖК «Цветы Прикамья», ТСЖ «Желябова 16», ТСЖ «Ш. Космонавтов, 141»). С осеннего периода добавились контрольные участки – ТСЖ «Куйбышева, 97а» и ТСЖ «Пушкина, 84».
Таким образом, данные за летний период исследования являются неполными, следовательно, в нарушении п.11 Правил № 269 замеры объема и массы ТКО по четырем временам года на протяжении 7 дней без перерыва на всех выбранных контрольных участках не проведены.
Вопреки позиции административного ответчика суд считает, что изменение (добавление) контрольных участков в период осуществления замеров является нарушением порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренного Правилами № 269, поскольку замеры объема и массы твердых коммунальных отходов по четырем временам года на протяжении 7 дней без перерыва на всех выбранных контрольных участках не могут считаться проведенными, в нарушении пункта 11 Правил, поскольку отсутствуют необходимые замеры на двух контрольных участках ТСЖ «Куйбышева, 97а» и ТСЖ «Пушкина, 84» в летний период.
Доводы представителя ответчика об обоснованности введения двух дополнительных участков в целях увеличения исследуемой выборки для повышения статистической достоверности результатов исследования также не могут быть признаны судом состоятельными.
Кроме того, по трем контрольным участкам в г.Перми ( МЖФ № 4, 5,6) замеры проведены не 7 дней, а 10 либо 12 дней, что также указывает на нарушение п.11 Правил № 269. Приведенное обстоятельство повлияло на расчет среднесуточного норматива за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, поскольку при расчете данного значения, согласно формуле, указанной в п.15 Правил № 269, используется составляющая продолжительность проведения замеров отходов суток равная -7, а не в ином большем значении.
При оценке указанной позиции административного ответчика необходимо также учесть, что согласно отчетам по выполнению работ по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, осуществление замеров более семи дней было обусловлено периодичностью вывоза отходов. Вместе с тем, такой подход не может быть признан согласующимся с п.11 Правил №269, которым установлено, что замеры осуществляются независимо от периодичности вывоза мусора. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренный Правилами, направлен на установление действительного объема отхода, соответственно отступление от его положений не будет отвечать основным принципам экономического регулирования в области обращения с отходами.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 13 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-145 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно- коммунального хозяйства благоустройства Пермского края» внесены изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденные приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 г. № СЭД-46-04-02-97, которым изменены в том числе расчетные единицы для многоквартирных домов с «1 кв.м. общей площади» на «1 проживающий», данные изменения вступили в силу с 1 января 2020 года.
Согласно пункту 13 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года № 269 норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Порядок определения среднесуточных нормативов, среднесезонных суточных нормативов определен в пунктах 15-22 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года № 269, которыми определено, что нормативы определяются на одну расчетную единицу.
Поскольку для категории объектов «Многоквартирные дома» оспариваемым Приказом был установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края на «1 кв.м. общей площади», то соответственно для его расчета необходимо было использовать сведения об общей площади помещений, находящихся на контрольных участках, по которым осуществлялись замеры.
Между тем, в данном случае в отчетной документации отсутствует достоверная информация об общей площади объектов (домовладений), по которым производились расчеты нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Судом установлено и фактически не оспаривается лицами, участвующими в деле, что по многоквартирному дому по адресу: г. Пермь, ул. Дедюкина,8 использована общая площадь жилых помещений - 73404 кв.м., что противоречит данным технического паспорта на многоквартирный дом, представленного суду, согласно которому общая площадь жилых помещений составляет - 7304,6 кв.м.
Пунктом 8 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016г. №269 установлено, что на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Из заключения ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» следует, что контрольные участки МЖФ №3 (ТСЖ «Желябова,16), МФЖ №4 (ТСЖ «ш.Космонавтов,141), МЖФ №5 ( ТСЖ «Куйбышева,97а), МЖФ №6 (ТСЖ «Пушкина,84) включают в себя лишь по одному объекту категории Домовладения, тогда как соблюдая требование п.8 Правил определения норм ТКО № 269 следовало включать в контрольные участки не менее трех многоквартирных домов.
Позицию административного ответчика о том, что требование о 3 объектах каждой категории распространяется на общее количество объектов в муниципальном образовании как основанную на неверном толковании положений п.8 Правил № 269 верной признать нельзя. Сведений об отсутствии на выбранных участках необходимого количества объектов для проведения замеров в материалы дела не представлены.
При рассмотрении дела административным ответчиком не опровергнуты доводы и представленные административными истцами доказательства в подтверждение факта нарушения пункта 10 Правил № 269 о недопустимости при проведении замеров смешение отходов объектов различных категорий.
Допущенные нарушения повлекли неверный расчет итогового показателя, рассчитываемого посредством последовательного использования формул, указанных в пунктах 15-22 Правил № 269.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что позиция административного истца о несоблюдении численного охвата населения на контрольных участках подтверждения не нашла. Из буквального анализа пункта 7 Правил № 269 следует, что его положениями установлена минимальная общая численность населения поселения или городского округа, необходимая для замеров на всех участках, по отношению к общей численности населения данного муниципального образования, а не минимальная численность на каждом участке. Согласно отчетной документации о выполненной работе ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» замеры производились на 6 контрольных участках в многоквартирном жилом фонде и 2 контрольных участках в индивидуальном жилищном фонде, фактический охват составил 5739 человека, при требуемом охвате 5240 человек от численности населения города Перми 1048000 человек (1048 000 х 0,5%). В связи с использованием при утверждении норматива расчетной единицы «1 кв. метр общей площади», количество проживающих на контрольных участках, как верно отмечено представителем административного ответчика, влияет только на суммарный охват численности населения, выраженный в процентном отношении к общей численности муниципального образования.
Таким образом, на основе анализа установленных по делу обстоятельств и положений закона, суд приходит к выводу о том, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденные пунктом 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29 октября 2020 года № СЭД-24-03-01-ПР-1 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края и о признании утратившим силу приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29 июля 2020 № СЭД-24-02-50-ПР-61 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края», определены в нарушение пунктов 7 - 14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269, в соответствии с которыми необходимо проводить соответствующие замеры в определенном порядке по каждой категории объектов, поэтому оспариваемое постановление в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края подлежит признанию недействующим, как не соответствующее нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
ТСЖ «Комсомольский пропект-77» осуществляет управление многоквартирным домом, приобретает у регионального оператора коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем допущенные нарушения при принятии оспариваемого нормативного правового акта влекут нарушение прав административного истца.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект-77», ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29 октября 2020 г. № СЭД-24-03-01-ПР-1 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края и о признании утратившим силу приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29 июля 2020 № СЭД-24-02-50-ПР-61 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края».
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http//www/pravo.gov/ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись