Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 ноября 2019 года г. Красногорск Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Вердияна Г.В., при секретаре Сорокине Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а – 812/2019 по административному исковому заявлению АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости у с т а н о в и л: АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040818:522, расположенного в городе Королёве <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости. Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что увеличивает налоговое бремя и, соответственно, нарушает её (истицы) право плательщика налога на имущество физических лиц. Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке <данные изъяты> от <данные изъяты>, составленного оценщиками ООО «Сенат-Оценка» ФИО1, по состоянию на <данные изъяты> в размере 574019940 рублей. В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенного в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости данного объекта на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и определения, в случае такого несоответствия, его действительной рыночной стоимости. В заключении эксперта рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена в размере отличном от размера рыночной стоимости, определенного в отчете об оценке. Представитель административного истца – ФИО2 в судебном заседании по-прежнему настаивала на требованиях своего доверителя и просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном в отчете об оценке, полагая данный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка. При этом представителем административного истца были представлены письменные замечания относительно оформления и методологии проведенной экспертизы, а именно: эксперт в качестве аналитического источника информации для определения корректировки на площадь и скидки на торг использует Справочник оценщика недвижимости 2014 под редакцией ФИО3, данные которого основаны на расчетах, произведенных по экономическим показателям крупных городов России, в отличии от справочника СРК-2014 под редакцией ФИО4, данные которого основаны на расчетах, в том числе, экономических показателей <данные изъяты>. От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в суд поступили письменные пояснения в соответствии с которыми, Министерство оставляет требования административного истца на усмотрение суда (т. 3 л.д. 81). Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей. При таких обстоятельствах суд полагает возможным, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело при имеющейся явке. Суд, выслушав представителя административного истца, допросив эксперта, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи. В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>), при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки. Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> № 361-ФЗ). В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>). В силу положений ст. 24.19 названного Федерального закона для вновь образованных земельных участков, а также для земельных участков, в отношении которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении качественных или количественных характеристик, влекущим за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости является дата внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Судом установлено, что АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040818:522, общей площадью 231180 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленную площадку, расположенного по адресу: <данные изъяты>ёв, <данные изъяты> (т.1 л.д. 12-14). Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу по состоянию на <данные изъяты> (дата формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке). Как следует из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, спорный земельный участок был образован после <данные изъяты>, сведения о нем внесены в Единый государственный реестра недвижимости <данные изъяты> (т.1. л.д. 12-14). При таких обстоятельствах, в силу вышеназванных положений ст. 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040818:522 является <данные изъяты>. Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>. Кадастровая стоимость указанного земельного участка, согласно указанному Распоряжению, составляет 881322890,10 рублей (т. 1 л.д. 11). Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>. Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость был оспорена административным истцом в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> (дата обращения в Комиссию – <данные изъяты>). Решением данной Комиссии от <данные изъяты> заявление АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отклонено (т.1 л.д. 15-17). Административным истцом, в подтверждение определения рыночной стоимости земельного участка представлен отчет об оценке <данные изъяты> от <данные изъяты>, составленный оценщиком ООО «Сенат-Оценка» ФИО1 Рыночная стоимость спорного земельного участка в данном отчете об оценке определена в размере 574019940 рублей. В силу положений ст. 3 Закона об «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В соответствии с положениями ст. 12 того Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Согласно заключению <данные изъяты>а-812/2019/Э от <данные изъяты> эксперта ООО «Первая оценочная компания» ФИО5, которому судом было поручено проведение данной экспертизы по проверке отчета об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины его рыночной стоимости. В соответствии с данным экспертным заключением рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040818:522 определена по состоянию на <данные изъяты> в размере 801501060 рублей (т. 3 л.д. 4-72). Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответ на поставленные судом вопросы. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного исследования, имеющим достаточный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на вывод эксперта о несоответствии отчета об оценке законодательству об оценочной деятельности и на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от <данные изъяты> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется, сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, и суд принимает его в качестве достоверного доказательства, устанавливающего действительную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости. Допрошенный в прошлом судебном заседании эксперт ФИО5 поддержал выводы своего заключения. Замечание административного истца относительного того, что эксперт в качестве аналитического источника информации для определения корректировки на площадь и скидки на торг использует Справочник оценщика недвижимости 2014 под редакцией ФИО3, данные которого основаны на расчетах, произведенных по экономическим показателям крупных городов России и не использует справочник СРК-2014 под редакцией ФИО4, данные которого основаны на расчетах, в том числе, экономических показателей <данные изъяты> суд оценивает критически, поскольку согласно п. 25 ФСО <данные изъяты> эксперт вправе самостоятельно определять метод (методы) оценки недвижимости в рамках каждого из выбранных подходов, основываясь на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. В данном случае суд находит использованную экспертом методологию соответствующей перечисленным принципам оценки. Достоверность примененных экспертом корректировок подтверждается приведенными в экспертном заключении копиями материалов из опубликованных в общем доступе аналитических изданий. Эксперта ФИО5 в судебном заседании с убедительной аргументацией своих довод опроверг замечания административного истца. Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта, свидетельствующих о том, что избранная им методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости представителем административного истца суду не представлено. Оценив заключение эксперта ФИО5 в совокупности с другими доказательствами с учетом требований ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере определенном в экспертном заключении, полагая данную стоимость наиболее вероятной ценой, по которой земельный участок мог быть отчужден на открытом рынке на дату кадастровой оценки. Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование, суд на основании имеющихся в материалах дела доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений административного истца относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Исходя из изложенного, административное исковое заявление АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» подлежит частичному удовлетворению. Руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: административное исковое заявление АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить частично. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040818:522, общей площадью 231180 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленную площадку, расположенного по адресу: <данные изъяты>ёв, <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 801501060 (восемьсот один миллион пятьсот одна тысяча шестьдесят) рублей. В удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в ином размере – отказать. Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> – <данные изъяты>. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Вердиян Г.В. |