к делу № 3а-83/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 19 » марта 2018 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе :
председательствующего судьи : Бендюк А.К.
при секретаре судебного заседания : Шиловой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседаниидело в порядке упрощенного письменного производства по административному исковому заявлению ООО «Одиссея» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере равной их рыночной стоимости
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Одиссея» обратилось в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости :
-земельного участка, с кадастровым номером <...> площадью 48156 кв.м, с видом разрешенного использования «размещение базы отдыха», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> равной его рыночной стоимости в размере 65970 000 рублей,
-нежилого здания, с кадастровым номером <...>, площадью 64,3 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, его рыночной стоимости в размере 746100 рублей,
-нежилого здания, с кадастровым номером <...> площадью 195,4 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 1852200 рублей,
-нежилого здания, с кадастровым номером <...> площадью 819, 9 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 10861800 рублей,
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным отчета о рыночной стоимости земельного участка от 09 октября 2017 года <...>.01-04-НИ выполненного ООО «А-КОСТА», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6634, составляет 65970000 рублей.
Согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости от <...><...>.01-01-НИ выполненного ООО «А-КОСТА», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 10861800 рублей.
Согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости от <...><...>.01-02-НИ выполненного ООО «А-КОСТА», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 746100 рублей.
Согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости от <...><...>.01-03-НИ выполненного ООО «А-КОСТА», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 1852200 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость объектов недвижимости:
-с кадастровым номером <...>составляет 101297109,12 рублей
-с кадастровым номером <...> составляет 2024022,54 рублей,
-с кадастровым номером <...> составляет 6150762,12 рублей,
-с кадастровым номером <...>, составляет 25808648,22 рублей,
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, являются неверными и нарушают его права.
ООО «Одиссея», является арендатором земельного участка, в отношении которого заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера арендной платы.
Административный истец, является собственником объектов недвижимости, нежилых зданий, в отношении которых заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость объектов ведет к увеличению размера имущественного налога.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...><...>, заявление ООО «Одиссея», о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов отклонено, поскольку установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том что :
-в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...> от 09.10.2017г. №<...>.01-01-НИ отказ от использования сравнительного подхода в расчете стоимости объектов оценки нарушает положения п.22 ФСО <...> и ст.14 Федерального закона от 29.07.1998г. <...>-Ф3;
-при отсутствии достаточного количества аналогов оценщик не расширил территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с Местоположением оцениваемого объекта. Оценщик отказался от использования сравнительного подхода к оценке объекта оценки на основании того, что в <...> обнаружены объекты-аналоги несопоставимые с объектом оценки по основным ценообразующим факторам и не исследовал другие населенные пункты, схожие по экономическим характеристикам с местоположением объекта оценки (п.11 «б» ФСО <...>); расчет физического износа отдельных конструктивных элементов не обоснован (п. 13 ФСО <...>).
-в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...> от 09.10.2017г. №<...>.01-02-НИ отказ от использования сравнительного подхода в расчете стоимости объектов оценки нарушает положения п.22 ФСО <...> и ст. 14 Федерального закона от <...><...>-Ф3;
-при отсутствии достаточного количества аналогов оценщик не расширил территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта. Оценщик отказался от использования сравнительного подхода к оценке объекта оценки на основании того, что в <...> обнаружены объекты-аналоги несопоставимые с объектом оценки по основным ценообразующим факторам и не исследовал другие населенные пункты, схожие по экономическим характеристикам с местоположением объекта оценки (п.11 «б» ФСО <...>.); расчет физического износа отдельных конструктивных элементов не обоснован (п. 13 ФСО <...>).
-в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...> от 09.10.2017г. №<...>.01-03-НИ отказ от использования сравнительного подхода в расчете стоимости объектов оценки нарушает положения п.22 ФСО <...> и ст.14 Федерального закона от 29.07.1998г. <...>-Ф3; при отсутствии достаточного количества аналогов оценщик не расширил территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта. Оценщик отказался от использования сравнительного подхода к оценке объекта оценки на основании того, что в <...> обнаружены объекты-аналоги несопоставимые с объектом оценки по основным ценообразующим факторам и не исследовал другие населенные пункты, схожие по экономическим характеристикам с местоположением объекта оценки (п.11 «б» ФСО <...>);
-расчет физического износа отдельных конструктивных элементов не обоснован (п. 13 ФСО <...>), в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...> от <...> №<...>.01-04-НИ отказ от использования доходного подхода в расчете стоимости объекта оценки нарушает положения п.23 ФСО <...> и ст.14 Федерального закона от 29.07.1998г. <...>-Ф3, так как земельный участок застроен;отсутствует анализ рынка доходности объекта оценки (п. 11 «в», «г», «д» ФСО <...>);
-информация, использованная в таблице 22 на стр.34 отчета, при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не обеспечена свободным доступом, копии соответствующих материалов к отчету об оценке не приложены (п.11 ФСО <...>).
Ранее на заседании комиссии <...> было рассмотрено заявление ООО «Одиссея» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> и принято решение <...> отклонить заявление.
В судебное заседание, представитель административного истца ООО «Одиссея» действующий на основании доверенности < Ф.И.О. >3 не явилась, представив заявление об уточнении административных исковых требований, просит суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере определенной на основании заключения судебной оценочной экспертизы, рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства. Представитель административного ответчика ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края; представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, представитель заинтересованного лица Администрации МО <...> в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, хотя были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
В силу ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ООО «Одиссея» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равной их рыночной стоимости
В силу ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, <...> между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к.Анапа и ООО «Одиссея» заключен договор аренды земельного участка, с кадастровым номером <...> площадью 48156 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>. Расчет арендной платы произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В силу п.1,5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п.2 и 3 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ <...> от <...>.
Согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>,составляет 101 297 109,12 рублей.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
ООО «Одиссея» на праве собственности, принадлежат объекты :
-нежилое здание, с кадастровым номером <...> площадью 64,3 кв.м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> за <...>-<...>
-нежилое здание, с кадастровым номером <...> площадью 195,4 кв.м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> за <...>-<...>
-нежилое здание, с кадастровым номером <...> площадью 819, 9 кв.м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> за <...>-<...>
В соответствии со ст.402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до <...> единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 статьи 402 НК РФ.
Согласно, данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости объектов недвижимости :
-с кадастровым номером <...>, составляет 2024022,54 рублей,
-с кадастровым номером <...> составляет 6150762,12 рублей,
-с кадастровым номером <...>, составляет 25808648,22 рублей,
В силу ст.24.18 Федеральный закон от <...><...> - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости земельного участка от <...><...>.01-04-НИ выполненного ООО «А-КОСТА», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет 65970000 рублей.
Согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости от <...><...>.01-01-НИ выполненного ООО «А-КОСТА», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, составляет 10861800 рублей.
Согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости от <...><...>.01-02-НИ выполненного ООО «А-КОСТА», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 746100 рублей.
Согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости от <...><...>.01-03-НИ выполненного ООО «А-КОСТА», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 1852200 рублей.
В силу положений Закона об оценочной деятельности от <...><...>–ФЗ, а также пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от <...><...>, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, соответствия его положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также по проверке положительного экспертного заключения на отчет об оценке.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...><...>, установлено, что отчеты не соответствуют требованиям ст.11 ФЗ от <...><...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. В связи с чем, указанные отчеты не может служить достоверным подтверждением рыночной стоимости оцениваемых объектов.
В соответствии со ст.77 КАС РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, объектов недвижимости вызывают сомнения в достоверности установленной рыночной стоимости, кроме того решением комиссии по рассмотрению споров, признаны несоответствующим требованиям оценочной деятельности, определением Краснодарского краевого суда от <...> по делу была назначена оценочная экспертиза для установления рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно заключения эксперта <...>/ДПО от <...> ООО «Департамент профессиональной оценки», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 48156 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, составляет 98304000 рублей.
Рыночная стоимость нежилого здания, с кадастровым номером <...> площадью 64,3 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, составляет 1387000 рублей.
Рыночная стоимость нежилого здания, с кадастровым номером <...> площадью 195,4 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, составляет 4135000 рублей.
Рыночная стоимость нежилого здания, с кадастровым номером <...>, площадью 819,9 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, составляет 19978000 рублей.
В соответствии со ст.83 КАС РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).
Определением Краснодарского краевого суда от <...> по делу была назначена повторная судебная экспертиза для установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>. Производство, которой поручено ООО «Краснодарский центр Кадастра Оценки и Экспертизы».
Согласно заключения эксперта <...> от <...> ООО «Краснодарский центр Кадастра Оценки и Экспертизы», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 48156 кв.м, с видом разрешенного использования «размещение базы отдыха», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, составляет 86063 100 рублей.
В силу ст.62, ч.8ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ, в совокупности с другими доказательствами по делу.
Суд, проанализировав заключения судебных экспертиз, установил, что экспертные заключения подготовлены лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствуют требованиям Закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки.
Заключения экспертов отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, являются надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки. Сами заключения экспертиз содержат подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертном вопросы. У суда нет оснований сомневаться в компетенции экспертов проводивших данные экспертизы. Информация, использованная экспертами при проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, удовлетворяет требованиям закона. Выводы экспертов не опровергнуты.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая в заключении эксперта <...>/ДПО от <...> и <...> от <...> рыночная стоимость объектов недвижимости, является достоверной.
В соответствии со ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером <...>, ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если не установлено иное.
В силу ст. 389 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).
В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец также ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости, с кадастровыми номерами <...> ведет к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - <...>.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости:
-с кадастровым номером <...> является <...>,
-с кадастровым номером <...>, является 1387000 рублей.
-с кадастровым номером <...> является 4135000 рублей.
-с кадастровым номером <...> является 19978000 рублей.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
ООО «Одиссея» обращалось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю, <...>.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от <...> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Лицо должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах. Суд неоднократно вызывал в судебное заседание представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края; администрации.
В судебное заседание представители, извещенные надлежащим образом, не являлись о причинах не явки не сообщали, ходатайств об отложении слушания дела не представляли. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, суд удовлетворяет административные исковые требования ООО «Одиссея» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости.
В силу ч.11 ст.49 КАС РФ эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения.
Директором ООО «Департамент профессиональной оценки», в суд подано ходатайство о взыскании с ООО «Одиссея» расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы, в размере 50000 рублей.
Согласно ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании п.1 ст.106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым, взыскать с административного истца в пользу экспертной организации, стоимость проведения судебной экспертизы в полном объеме.
Руководствуясь ст.20, 175, 177, 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ООО «Одиссея» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 48156 кв.м, с видом разрешенного использования «размещение базы отдыха», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, в размере 86063100 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, нежилого здания, с кадастровым номером <...>, площадью 64,3 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, в размере 1387000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, нежилого здания, с кадастровым номером <...>, площадью 195,4 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, в размере 4135000 рублей
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, нежилого здания, с кадастровым номером <...>, площадью 819, 9 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>,в размере 19978000 рублей
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, считать, <...>.
Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Взыскать с ООО «Одиссея», в пользу ООО «Департамент профессиональной оценки», юридический адресу: 350002 <...>, офис 3 оплату за проведение экспертизы в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.К. Бендюк