РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В.,
при секретаре Тимашковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-814/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к правительству Тульской области и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратилась в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к правительству Тульской области и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, в котором просила установить кадастровую стоимость 20 принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, расположенных <адрес> в размере их рыночной стоимости.
В обоснование административного иска административный истец указал, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2016, утвержденные постановлением правительства Тульской области от 11.11.2016 № 515, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в размере 235,2 руб. завышены, чем нарушаются права административного истца, как собственника указанных объектов недвижимого имущества при реализации налоговых обязательств, поскольку на него возложена обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
В подтверждение доводов о завышении стоимости земельных участков административный истец сослался на отчет <...> от 07.09.2017 № 71-2968, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2016 составляет:
- земельного участка с кадастровым № – 6 800 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 13 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 45 200 рублей.
Определением суда от 18.09.2017 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
В судебное заседание административный истец ФИО1, представитель административного истца по доверенности – ФИО2, а так же представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились.
О дате, времени и месте слушания по делу извещались своевременно и надлежащим образом.
Административный истец ФИО1 и представитель административного истца по доверенности ФИО2 в письменных заявлениях просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в письменном ходатайстве указал, что не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) и просил разрешить их на усмотрение суда и в отсутствие представителя Управления.
Представитель административного ответчика - правительства Тульской области в адресованном суду ходатайстве указал, что правительство Тульской области не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию и просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством и в отсутствие представителя правительства.
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области указал, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются, в связи с чем, просил вынести решение на усмотрение суда и в отсутствие представителя Учреждения.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования г.Тула в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, учитывая наличие доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Пунктами 3 и 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 г. № 388), установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости методом массовой оценки, под которой понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
В силу требований главы III.1 закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. результаты определения кадастровой стоимости, отраженные в соответствующем отчете, подлежат утверждению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, затем внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 7,8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», после чего обязательны к применению для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
В свою очередь, согласно ч.2 ст. 3 закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Поскольку, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ и абзаца 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость, суд приходит к выводу, что законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, а также возможность определения кадастровой стоимости исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в том случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности лиц, владеющих объектом недвижимости.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в силу требований части 5 статьи 247 и части 1 статьи 248 КАС РФ лежит на административном истце.
Платность использования земли в Российской Федерации относится к одному из принципов земельного законодательства (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог. При этом независимо от формы внесения платы отправной величиной, из которой производятся расчеты, является кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база для расчета земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 указанной статьи кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Законом Тульской области от 11.06.2014 № 2133-ЗТО «Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в Закон Тульской области «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Тульской области» муниципальные образования рабочий поселок Ленинский Ленинского района, рабочий поселок Плеханово Ленинского района, Рождественское Ленинского района, Медвенское Ленинского района, Шатское Ленинского района, Ильинское Ленинского района, Иншинское Ленинского района, Федоровское Ленинского района, Хрущевское Ленинского района, Обидимское Ленинского района были объединены с муниципальным образованием город Тула.
Решением Тульской городской Думы от 13.07.2005 № 68/1311 (ред. от 25.02.2016) «О земельном налоге» на территории муниципального образования город Тула был установлен и введен в действие земельный налог, порядок определения налоговой базы по которому устанавливается статьями 390 - 392 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения спора по существу судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Административный истец ФИО1 является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 680 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование : для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью – 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, Разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 4520 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Указанное обстоятельство объективно подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, представленными в материалы дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки, кадастровая стоимость которых составляет предмет спора по настоящему административному делу, являются объектом налогообложения по земельному налогу, исчисляемому исходя из их кадастровой стоимости, следовательно, результатами определения кадастровой стоимости затронуты права административного истца, как налогоплательщика, а значит, он обладает правовой заинтересованностью в установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере рыночной.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12).
Постановлением правительства Тульской области от 11.11.2016 года № 515 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Тульской области»(вместе с "Кадастровой стоимостью земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тульской области (за исключением земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений), учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года", "Кадастровой стоимостью земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года", "Средним уровнем кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель садоводческих, огороднических и дачных объединений) по муниципальным районам (городским округам) Тульской области по состоянию на 1 января 2016 года", "Средним уровнем кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам (городским округам) Тульской области по состоянию на 1 января 2016 года") утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2016 г. кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности административному истцу установлена в следующих размерах:
№ п/п | Кадастровый номер объекта недвижимости | Кадастровая стоимость руб. | |||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ | |||||
№ |
Указанная кадастровая стоимость земельных участков внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный кадастр недвижимости 20.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 10.03.2017.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков ФИО1 обратилась в <...>
В соответствии с отчетом <...> от 07.09.2017 № 71-2968, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2016 составляет:
- земельного участка с кадастровым № – 6 800 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 13 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 45 200 рублей.
Как следует из указанного отчета, при определении рыночной стоимости земельного участка оценщиком ФИО4 был применен сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, ввиду значительной разницы между кадастровой и рыночной стоимостью принадлежащих административному истцу земельных участков, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда, по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО5
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта от 24.10.2017 отчет <...> № 71-2968 от 07.09.2017 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартам оценочной деятельности.
По мнению эксперта, рыночная стоимость подлежащих оценке земельных участков составляет:
- земельного участка с кадастровым № – 75753 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № –165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 165857 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 144779 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 503287 рублей.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО5 не подтвердил выводы проведенной им судебной оценочной экспертизы, ввиду допущенных ошибок при расчетах рыночной стоимости земельных участков.
В связи с этим, учитывая показания эксперта в судебном заседании и наличие явных ошибок в расчетах, приведших к искажению рыночной стоимости земельных участков, допущенных в заключении эксперта от 24.10.2017, суд не находит оснований для признания достоверным доказательством проведенной экспертом ФИО5 судебной оценочной экспертизы.
Представителем административного истца перед судом было заявлено ходатайство о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, производство которой было поручено эксперту ФИО7
Согласно выводов проведенной повторной судебной оценочной экспертизы от 12.12.2017 № 160-э отчет <...> № 71-2968 от 07.09.2017 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартам оценочной деятельности.
По мнению эксперта, в инспектируемом им отчете представлены все разделы, предусмотренные законодательством об оценочной деятельности, оценщик использовал сравнительный подход, который является корректным и обоснованным с точки зрения достаточности и достоверности. Однако, экспертом выявлены нарушения, как формального характера, так и влияющие на стоимость объекта оценки. Так, в нарушение ФСО-3 п.11 информация, предоставленная заказчиком не подписана уполномоченным лицом и не заверена в установленном порядке; аналоги №1, 3, 4, подобранные оценщиком и объекты оценки принадлежат к разным группам разрешенного использования, однако в п. 15.1.5 в выводах на стр. 78 указано, что корректировка не требуется. При этом оценщик ссылается на консультации со специалистами агентств недвижимости г.Тулы, не указывая контактное лицо, ответственное за предоставленную информацию, а также на результаты исследования в источнике ФИО3 «Справочник оценщика недвижимости» том 3, 2014, стр. 231, не несущей существенной информации для оценки стоимости объектов оценки. Таким образом, по мнению эксперта, аналоги, подобранные оценщиком и объекты оценки не сопоставимы по ценообразующему фактору «разрешенное использование».
Поскольку указанные выше недостатки отчета по мнению эксперта повлияли на итоговую рыночную стоимость земельных участков, установленную оценщиком и эксперт не смог ее подтвердить, им был произведен собственный расчет рыночной стоимости объектов оценки с использованием метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода с использованием следующих корректировок к объектам-аналогам: имущественные права, условия финансирования сделки, условия продажи, условия рынка, местоположение, размер, разрешенное использование, возможность подключения коммуникаций.
Для сравнения экспертом были отобраны три объекта–аналога, наиболее сопоставимых с объектом оценки, к которым введены соответствующие корректировки.
По мнению эксперта, рыночная стоимость объектов оценки составляет:
- земельного участка с кадастровым № – 48 280 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 105000 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 92300 рублей;
- земельного участка с кадастровым № – 296000 рублей.
В соответствии с п.8 ст.82 КАС РФ заключение эксперта, не является исключительными средством доказывания, и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.
Оценивая заключение повторной судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом ФИО7 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд учитывает, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования, стаж работы эксперта в области оценки составляет более 18 лет, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, так как эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта ФИО7 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, устанавливающим рыночную стоимость земельных участков, определенную по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Составленное заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст.4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Эксперт ФИО7, проводивший судебную оценочную экспертизу, является членом саморегулируемой организации оценщиков и его ответственность застрахована, то есть указанные требования Закона соблюдены.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Как следует из Постановления правительства Тульской области от 11.11.2016 года № 515 кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков определена по состоянию на 01.01.2016.
На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных объектов в заключении эксперта ФИО7, выводы которого признаны судом обоснованными.
О несогласии с указанным заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости объектов недвижимости стороны к суду не обращались; обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков, определенная заключением судебной экспертизы, не соответствует сложившемуся рынку цен на сходные объекты недвижимости на дату установления их кадастровой стоимости, судом при рассмотрении дела по существу не добыто.
При этом, имеющиеся в материалах дела отчет <...> № 71-2968 от 07.09.2017 и заключение эксперта ФИО5 от 24.10.2017 суд не может отнести к достоверным доказательствам, поскольку согласно выводам судебной оценочной экспертизы, признанной судом допустимым и достоверным доказательством по делу, отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и выполнен с нарушениями, а допрошенный судом эксперт ФИО5, не подтвердил выводов проведенной им судебной экспертизы в связи с допущенной при вычислениях технической ошибкой.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в заключении эксперта ФИО7 от 12.12.2017, рыночная стоимость земельных участков значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости и оспариваемой кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административного истца как налогоплательщика.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость указанных выше принадлежащих административному истцу земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта ФИО7 от 12.12.2017 № 160-э-2017, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Поскольку абзацем пятым ст. 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату обращения административного истца в суд - 14 сентября 2017 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости (абз. 5 ст. 24.20 закона «Об оценочной деятельности»).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к правительству Тульской области и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 680 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 48 280 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование : для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью – 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земел Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость ь: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, Разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 105 000 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 92 300 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью 4520 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - 296060 руб.
В целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, датой подачи ФИО1 заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка является день обращения указанного лица в суд – 14 сентября 2017 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий