ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-816/20 от 16.03.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 16 марта 2020 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Самарцевой А.В.,

представителя административного истца – Михеевой Е.М., представителя административного ответчика Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-816/2020 по административному исковому заявлению Томиной Л.Ю. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Томина Л.Ю. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:

- пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033;

- пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 (далее также Перечни).

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является офисным, в нем не располагаются торговые объекты, объекты бытового обслуживания или общественного питания, расположено на земельном участке для ИЖС и используется для личного пользования как баня. Включение здания в Перечни нарушает ее права и законные интересы, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Михеева Е.М., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что нежилое здание включено в Перечни на 2016 и 2020 г.г. на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, как здание бани, которое по своему наименованию соответствует критериям объектов бытового обслуживания, предусмотренным п.4 ст. 378.2 НК РФ.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Самарцевой А.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

- от 30 ноября 2015 года № об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год;

- от 07 октября 2019 года № , которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год.

Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

В указанные Перечни на 2016 и 2020 г.г. включено нежилое здание с кадастровым номером , площадью 298, 7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что собственником нежилого здания является Томина Л.Ю., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.01.2020 г.

В соответствии с позицией административного ответчика нежилое здание включено в Перечни на основании п.п. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ, как объект бытового обслуживания, имеющий наименование - баня.

13.11.2019 г. Томина Л.Ю. обратилась в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении объекта капитального строительства из Перечней на 2016, 2017, 2018, 2019г.

15.01.2020 г. заявитель уведомлен, что по результатам осмотра здания, проведенного 23.12.2019г. государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы», министерством принято решение об определении вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером как нежилого здания бани, предназначенного для личного использования. Вместе с тем, в исключении здания из Перечня объектов на 2016 год отказано со ссылкой на п. 4, 14 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016г. № 402.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером , имеет назначение: «Нежилое здание» и наименование «Баня», данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.

Согласно технической документации – экспликации к техническому паспорту на объект недвижимости, здание бани включает подвал, где расположены подсобное помещение и лестничная клетка; помещения 1 этажа: бассейн, предбанник, парная, подсобное помещение, санузел, коридор, котельная, лестничная клетка, гараж.

Судом установлено, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание включено в Перечень по его наименованию «Баня».

Мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером на момент формирования и утверждения Перечней на 2016 и 2020 г.г. административным ответчиком не проводилось.

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ N 1471 от 10.05.2016 г. утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), которая включает в себя услуги, предоставляемые банями.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.04.2014 г. № 420-ст «Об утверждении межгосударственного стандарта» с 01.01.2016 г. введен в действие ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия».

В силу п. 3.1 названного ГОСТа услуги бань и душевых: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей потребителя.

В соответствии со статьей 346.27 НК РФ бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

По смыслу действующего законодательства бытовым обслуживанием населения является размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки).

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что здание бани расположено на земельном участке по тому же адресу с кадастровым номером (единое землепользование) с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», о чем представлена выписка из ЕГРН от 20.02.2020г.

На этом же участке расположен, принадлежащий на праве собственности Томиной Л.Ю. индивидуальный жилой дом, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 28.02.2020г.

По результатам проведенного по обращению административного истца осмотра нежилого здания уполномоченной организацией ГБУ СО «Центр размещения рекламы» составлен акт от 23.12.2019 г.

Как видно из акта, фактическое использование здания определено: жилая комната, гардеробная, комната отдыха и приема пищи, сауна, бассейн, сан.узлы, гараж, котельная, коридоры, лестницы. На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует, возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц не установлена.

Какие либо сведения, позволяющие определить фактическое использование нежилого здания как объекта бытового обслуживания, в акте отсутствуют.

Таким образом, при отсутствии доказательств размещения в принадлежащем административному истцу здании бани объекта бытового обслуживания в целях оказания платных услуг физическим лицам, учитывая, что баня, наряду с жилым домом, расположена в границах принадлежащего истцу земельного участка «под индивидуальное жилищное строительство», суд приходит к выводу, что объект капитального строительства с кадастровым номером не соответствует критериям объектов недвижимости в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах отсутствовали правовые и фактические основания для включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в Перечни объектов недвижимого имущества на 2016 и 2020 г.г., в связи с чем суд полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Томиной Л.Ю., возлагая на неё обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Несмотря на истечение срока действия Перечня объектов на 2016 г., он продолжает затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется право налогового органа на взимание недоимки по налогу на имущество физического лица.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.

На основании изложенного, заявленные Томиной Л.Ю. требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Томиной Л.Ю. удовлетворить.

Признать недействующими со дня их принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.03.2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

г. Самара 16 марта 2020 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Самарцевой А.В.,

представителя административного истца – Михеевой Е.М., представителя административного ответчика Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-816/2020 по административному исковому заявлению Томиной Л.Ю. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

Руководствуясь статьями 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Томиной Л.Ю. удовлетворить.

Признать недействующими со дня их принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: О.А. Калинникова