ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-816/2021 от 23.11.2021 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-816/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2021 года гор. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе

председательствующего судьи Першиной С.В.

с участием прокурора Териной Н.Н.

при секретаре Гриценко О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-816/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35 к Правительству Московской области о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Московской области от 16.10.2019 № 754/36 «Об утверждении документации по планировке территории для строительства путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске Московской области»,

у с т а н о в и л:

Правительством Московской области 16.10.2019 принято постановление № 754/36 «Об утверждении документации по планировке территории для строительства путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске Московской области».

Путепровод на 0.820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске планируется как элемент улично-дорожной сети, состоящего из автомобильных дорог регионального значения ул. Опалиха, ул. Новая Московская, ул. Мира и планируемой автомобильной дороги регионального значения «подъезд к мкр. Опалиха»

Строительство и реконструкция объектов дорожно- транспортной инфраструктуры на территории Московской области осуществляется на основании схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 и государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области № 782/39 от 25.10.2016.

Административные истцы проживают на изменяемой территории микрорайона Опалиха, являются собственниками земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, изменяемых и изымаемых данным проектом, а также являются собственниками земельных участков, прилегающих к предполагаемому месту размещения путепровода.

В обоснование заявленных требований, уточненных в ходе судебного разбирательства, указывают, что оспариваемый нормативный правовой акт принят не уполномоченным лицом; полагая, что проект планировки и межевания не относится к линейным объектам регионального значения, он должен был быть утвержден органом местного самоуправления, а не Правительством Московской области. Кроме того, оспариваемое постановление принято с нарушением процедуры – без согласования с Главой городского округа Красногорск Московской области в нарушение п. 12.7 ст. 45 ГрК РФ; без проведения публичных слушаний в нарушение ч.5 ст. 46 ГрК РФ. Административные истцы также указывают, что автомобильные дороги общей сети категорий I- III следует проектировать в обход городских и сельских поселений в соответствии со СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89». Полагают, что постановление № 754/36 от 16.10.2019 не соответствует схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, генеральному плану г.о. Красногорск и правилам землепользования и застройки г.о. Красногорск. Кроме того, оспариваемым постановлением утвержден проект межевания, который не содержит указание линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; постановление принято без указания на изымаемые земельные участки, в связи с чем в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков не уведомлены надлежащим образом об их предстоящем изъятии для государственных и муниципальных нужд.

Административный ответчик Правительство Московской области представил письменные возражения на административное исковое заявление, в котором указал, что оспариваемое постановление в силу части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации- Правительства Московской области. Довод административных истцов о необходимости проведения публичных слушаний в отношении проекта планировки территории является ошибочным, поскольку статья 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит требований об обязательном проведении публичных слушаний при подготовке проекта планировки территории с целью реконструкции автомобильной дороги регионального назначения. Документы, подтверждающие предварительное согласование оспариваемого постановления с Главой городского округа Красногорск Московской области, представлены в материалы дела. Вопреки доводам административных истцов, документация по планировке территории для строительства путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорск Московской области подготовлена в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области и ей не противоречит. Исходя из того, что оспариваемый проект планировки территории утвержден органом государственной власти субъекта РФ, следовательно, в системе нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности он занимает положение выше, чем генеральный план и правила землепользования и застройки, утвержденные представительным органом местного самоуправления, в связи с чем проект планировки территории как нормативный правовой акт большей юридической силы не подлежит проверке на его соответствие актам Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области. Кроме того, вопреки доводам административных истцов, оспариваемый проект планировки содержит перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейного объекта, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных нужд в таблице «образуемые земельные участки»; сведения об изменяемых земельных участках приведены в таблице «изменяемые земельные участки». Указывает, что сама по себе документация по планировке территории не является решением уполномоченного органа об изъятии земельных участков. Указание в проекте планировки и межевания территории сведений о земельных участках, которые будут отнесены к территориям общего пользования и подлежат изъятию, является требованием градостроительного законодательства (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ) в целях исключения правовой неопределенности судьбы данных участков, защиты прав и законных интересов их правообладателей.

Таким образом, оспариваемый проект планировки и межевания территории соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям статей 42,43 Градостроительного кодекса РФ.

От заинтересованных лиц Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, администрации г.о. Красногорск Московской области поступили письменные отзывы на иск, в котором просят в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что оспариваемый нормативный правой акт принят уполномоченным лицом, с соблюдением процедуры принятия, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО36 (по доверенности), административный истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивали, поддержав заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО37 по доверенности иск административных истцов не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ФИО38 по доверенности также просил отказать в удовлетворении исковых требований административного истца.

Представитель заинтересованного лица администрации г.о. Красногорск Московской области ФИО39 по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области ФИО40 по доверенности поддержала доводы письменного отзыва об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административный истец ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>

административный истец ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>

административный истец ФИО3 и административный истец ФИО4 являются сособственниками жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>;

административный истец ФИО5 является собственником 1/5 доли квартиры № 8 с кадастровым номером <данные изъяты> в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты> указанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>

административный истец ФИО6 является собственником квартиры с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты>; указанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>;

административный истец ФИО9 является собственником, а административный истец ФИО8- членом семьи собственника квартиры № 1 с кадастровым номером <данные изъяты> в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>

административный истец ФИО1 является собственником квартиры № 4 с кадастровым номером <данные изъяты> в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>; административный истец ФИО10 является собственником, а административный истец ФИО11- членом семьи собственника квартиры № 5 с кадастровым номером <данные изъяты> в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>

административный истец ФИО12 является собственником ? доли; административный истец ФИО13- членом семьи собственника квартиры № 2 с кадастровым номером <данные изъяты> в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>; указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>;

административный истец ФИО14 является собственником квартиры № 5 с кадастровым номером <данные изъяты> в многоквартирном жилом доме, распложенном по адресу: <данные изъяты>;

административный истец ФИО15 является собственником квартиры, а административный истец ФИО16- членом семьи собственника квартиры № 3 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>;

административный истец ФИО17 является собственником, а административный истец ФИО18 – членом семьи собственника жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>; указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>;

административный истец ФИО19 является собственником жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>;

административный истец ФИО20 является собственником 2/3 доли жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020520:1126, расположенных по адресу: <данные изъяты>

административный истец ФИО21 является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>

административный истец ФИО22 является собственником, а административный истец ФИО41 – членом семьи собственника жилого дома и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>

административный ситец ФИО24 является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>

административный истец ФИО25 и административный истец ФИО25 являются сособственниками, а административный истец ФИО26 и административный истец ФИО27- членами семьи собственников жилого дома <данные изъяты> и земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>;

административный истец ФИО28 является собственником, а административные истцы ФИО29, ФИО30 и ФИО31- членами семьи собственника жилого дома и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>;

административный истец ФИО32 является собственником, а административные истцы ФИО33, ФИО34 – членами семьи собственника жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>;

административный истец ФИО35 является собственником жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что проживают на изменяемой территории микрорайона Опалиха, являются собственниками земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, изменяемых и изымаемых данным проектом, а также являются собственниками земельных участков, прилегающих к предполагаемому месту размещения путепровода.

Проект планировки территории для реконструкции линейного объекта регионального значения- строительства путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске Московской области утвержден постановлением Правительства Московской области № 754/36 «Об утверждении документации по планировке территории для строительства путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске Московской области» 16.10.2019.

Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http:/www.mosreg.ru, 11.11.2019; в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 240, 20.12.2019; в Информационном вестнике Правительства Московской области, № 3, 18.02.2020.

Оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт принят в целях регулирования правоотношений, возникающих в связи с размещением путепровода как элемента улично-дорожной сети, в процессе проведения которого часть земельных участков административных истцов отнесены к образуемым, изменяемым и предполагаемым к изъятию земельным участкам, а часть земельных участков административных истцов прилегает к предполагаемому месту размещения путепровода.

Таким образом, административные истцы, как субъекты правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным иском о признании его недействующим.

Правоотношения в сфере градостроительной деятельности на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ), Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее- ГрК РФ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится, как следует из содержания подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, в том числе утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования.

Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено также статьями 6, 7, 8 ГрК РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Московской области от 2 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения в случаях, предусмотренных градостроительным кодексом, отнесено к полномочиям Правительства Московской области.

В силу статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в том числе в случае если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (части 1, 2).

В соответствии со статьей 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1).

Статьей 45 ГрК РФ предусмотрен порядок утверждения проекта планировки территории.

На основании статьи 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к областям, в том числе объектов транспорта (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов РФ, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименование муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 07.03.2007 N 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется в составе следующих схем: схемы территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития; схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе к области транспорта (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В силу частей 1, 3, 11 статьи 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.

Уполномоченным органом по принятию решений о подготовке и обеспечению подготовки документации по планировке территории для размещения (реконструкции) объектов капитального строительства областного значения в Московской области является Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (пункт 13 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 689/35).

Соответствующее решение было принято Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области в форме распоряжения от 17.05.2019 № 28РВ-207 «О подготовке документации по планировке территории для строительства путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха, г. Красногорск, мкр. Опалиха».

В соответствии с частью 8 статьи 17.1 Закона Московской области от 07.03.2007 N 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» документация по планировке территории, подготовленная в целях размещения объекта регионального значения до ее утверждения подлежит согласованию с заинтересованными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области.

На заседании Градостроительного совета Московской области от 02.10.2019 принято решение о согласовании документации по планировке территории для строительства путепровода на 0,820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске Московской области.

Процедуры согласования проекта с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления соблюдены.В материалы дела представлено письмо Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 24.09.2019 № 23Исх-13729 о согласовании документации по планировке территории. Также представлено письмо за подписью заместителя Главы администрации г.о. Красногорск Московской области ФИО42, направленное 27.09.2017 в адрес заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области о согласовании документации по планировке территории. В соответствии с распоряжением главы г.о. Красногорск от 20.02.2019 № 110 «О распределении обязанностей между главой городского округа Красногорск и заместителями главы администрации городского округа Красногорск» и пунктами 2.6, 2.7 должностной инструкции заместителя главы администрации г.о. Красногорск ФИО42 организует работу по подготовке и утверждению документов территориального планирования городского округа, по утверждению подготовленной на основании документов территориального планирования городского округа документации по планировке территории, а также осуществляет рассмотрение и согласование всех видов градостроительной документации.

В соответствии с установленным Градостроительным кодексом РФ порядком подготовки документации по планировки территории уполномоченный орган на принятие решения об ее утверждение определяется в зависимости от: значения объекта (федеральное, региональное, местное), в целях размещения которого разрабатывается такая документация; планируемого размещения объекта относительно границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; источника финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Порядок отнесения полномочий на принятие решения об утверждение документации по планировке территории установлен в отношении уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации частями 3, 3.1 и 4.2статьи 45 ГрК РФ, согласно которым уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение, в том числе объектов регионального значения, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации.

Как следует из Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 26.10.2005 № 5/155-П), Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.

В соответствии с названным Законом Московской области Правительство Московской области утверждает документацию по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, определяет ее состав и содержание.

Указанная правовая позиция также находит свое подтверждение в письме Минстроя России от 11.08.2017 № 28588-ХМ/08, в котором представлен уровень утверждения документации по планировке территории.

Таким образом, Правительство Московской области является надлежащим исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным полномочиями, в том числе по принятию решений об утверждении документации по планировке территории.

Вопреки доводам административного истца, проект планировки территории, утвержденный постановлением Правительства Московской области № 754/36 от 16.10.2019 (уполномоченным оранном субъекта Российской Федерации) не подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, поскольку в соответствии с ч.5 ст. 46 ГрК РФ обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежат проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа. Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории, проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в надлежащей форме, уполномоченным органом, в пределах своей компетенции, согласование проекта с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления соблюдены.

Проект планировки территории для строительства путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорск Московской области, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 16.10.2019 № 754/36 был выполнен на основании схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 и государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно- транспортного комплекса на 2017- 2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области № №782/39 от 25.10.2016.

Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, предусмотрено размещение путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске Московской области.

Целью территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, равно как и целью развития транспортных инфраструктур Московской области, является создание современной, отвечающей требованиям роста качества жизни населения и роста экономики транспортной системы Московской области, обеспечивающей перспективные объемы внутренних и внешних (транзитных) пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта.

Согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области системной задачей развития транспортных инфраструктур Московской области является преобразование радиальной системы автомобильных дорог в Московской области в современную трехуровневую сетевую структуру автомобильных дорог с дифференциацией автомобильных дорог по условиям проезда по ним и доступа на них транспортных средств.

Строительство путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха обеспечивает создание сетевой структуры автомобильных дорог регионального значения. Планируемое строительство путепровода указано в материалах по обоснованию Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области в «Перечне планируемых путепроводов, которые предусмотрены на месте существующих переездов на автомобильных дорогах регионального значения», таблица 2.3.10.Номер 22043 «<данные изъяты>

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Поскольку документация по планировке территории для строительства путепровода на 0,820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске Московской области утверждена органом государственной власти субъекта РФ, следовательно, в системе нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности занимает положение выше, чем генеральный план и правила землепользования и застройки, утвержденные представительным органом местного самоуправления, в связи с чем проект планировки территории как нормативный правовой акт большей юридической силы не подлежит проверке на его соответствие актам Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области.

Сама по себе природа нормативно-правового регулирования документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования и документации по планировки территории для размещения линейного объекта регионального значения различна.

Генеральный план городского округа Красногорск Московской области утвержден решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26.12.2019 № 273/23.

Как следует из части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются, в числе прочего автомобильные дороги местного значения.

Путепровод 0,820 км автодороги ул. Опалиха является объектом регионального значения. Вместе с тем указанный путепровод отражен в информационных целях на карте генерального плана городского округа Красногорск Московской области как планируемый объект транспортной инфраструктуры регионального значения.

Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Красногорск Московской области утверждены решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30.11.2017 № 322/20 (в ред. от 28.05.2020 № 357/28).

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствие с пунктом 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

К линейным объектам транспортной инфраструктуры относятся автомобильные дороги (пункт 10.1, статьи 1 ГрК РФ, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).

Проектируемый участок автомобильной дороги располагается на территории <данные изъяты>.

На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта основной транспортной связью микрорайона Опалиха с другими населенными пунктами, в том числе с Москвой, является Волоколамское шоссе. Сообщение между частями микрорайона Опалиха осуществляется через регулируемый железнодорожный переезд, имеющий по одной полосе движения в каждую сторону. Для разработки проекта планировки разработчиком проекта было проведено транспортное обследование улично-дорожной сети в районе размещения планируемого путепровода и замеры интенсивности движения легкового, грузового и общественного транспорта. Результаты расчетов существующей интенсивности движения автотранспортных средств и уровня загрузки, приведенные в составе материалов по обоснованию документации по планировки территории, показали, что автомобильные дороги на рассматриваемом участке работают в свободном режиме. Кроме того, был сделан расчет перспективной интенсивности движения транспорта на указанных автомобильных дорогах. Полученные в результате данных расчетов результаты показали, что строительство путепровода на 0,820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске необходимо в связи с тем, что в условиях текущей и перспективной интенсивности движения транспорта, а также в связи с вводом в эксплуатацию МЦД-2 существующие связи не обеспечат требуемый уровень удобства и безопасности между частями микрорайона Опалиха.

После строительства путепровода пешеходная доступность, в целях повышения уровня безопасности граждан будет организована через пешеходный переход в разных уровнях (конкорс на платформе Опалиха). Расстояние от существующего перехода до платформы Опалиха менее 350 м. Также в проектной документации для повышения комфорта жителей предусматривается строительство магистральных улиц районного значения.

Проектом планировки территории определена конфигурация и граница зоны планируемого размещения объекта в соответствии с требованиями градостроительных и технических регламентов с учетом выбора варианта прохождения трассы объекта с применением оптимальных конструктивных решений, максимального сохранения существующей застройки и минимального изъятия земельных участков.

Федеральный закон от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 5 определяет, что автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Московской области утверждён постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 № 653/26 (редакция, действующая на дату утверждения оспариваемого акта, от 03.04.2019).

В указанный перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения входит:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Путепровод на 0,820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске планируется как элемент улично-дорожной сети, состоящего из автомобильных дорог регионального значения <данные изъяты> и планируемой автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к мкр. Опалиха».

Довод административных истцов о несоответствии оспариваемого проекта планировки территории «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N820), «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N1034/пр) отклоняется судом за необоснованностью.

Численность населения г. Красногорска Московской области составляет около 175 000 человек. В соответствии с таблицей 4.1 СП 42.13330.2016 город относится к большим городам.Категории улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1 СП 42.13330.2016; расчетные параметры улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов следует принимать по таблице 11.2.В соответствии с положениями СП 42.13330.2016 путепровод на 0.820 км автодороги ул. Опалиха принят как магистральная улица, районного значения, транспортно-пешеходная.

Указанный истцом в дополнительных письменных объяснениях «СП 34.13330.2021 Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*» устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования, расположенные вне границ населенных пунктов, в связи с чем не подлежит применению в рассматриваемом случае.

В соответствии с п. 11.11 СП 42.13330.2016 расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных сооружений, обеспечивающих требования СП 51.13330 - не менее 25 м.Выделяемые Сводом правил в составе улично-дорожной сети улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы имеют разные юридические характеристики. Магистральные дороги и магистральные улицы не являются тождественными категориями.

Нормативное предписание, содержащееся в пункте 11.6 Свода правил, применяется при проектировании и строительстве магистральных дорог.

Между тем проектом планировки территории предусмотрено строительство автомобильной дороги регионального значения с категорией - магистральная транспортно-пешеходная улица.

Общие требования о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории порядок внесения в нее изменений и ее отмены установлены статьей 45 Градостроительного кодекса РФ.

Положение о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 №564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов».

Проект планировки территории подготавливается для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно подпункту а пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта планировки территории включает в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).

Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).

Оспариваемый проект планировки, вопреки доводу административных истцов, содержит перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, предназначенных деля размещения линейного объекта которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных нужд в таблице «Образуемые земельные участки»; сведения об изменяемых земельных участках приведены в таблице «Изменяемые земельные участки».

Границы образуемых и изменяемых земельных участков, а также условные номера образуемых земельных участков и номера поворотных точек их границ отображены на графическом материале «Чертеж межевания территории».

Земельные участки с кадастровыми номерами полностью <данные изъяты>, частично <данные изъяты> расположены в границах зон планируемого размещения линейного объекта и включены в перечень «Изменяемые земельные участки».

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г.N387-О, от 15 июля 2010 г.N931-О-О и от 25 февраля 2016 г.N242-О).

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрены случаи принудительного изъятия у собственника имущества.

Статья 49 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе для размещения автомобильных дорог регионального значения (п. 2).

Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 6-П, от 15.10.2012 № 21-П).

Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, на которой планируется строительство, реконструкция объекта регионального значения. При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым, в частности, относится механизм компенсации причиненного ущерба.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий градостроительные документы определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, и призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Сама по себе документация по планировке территории не является решением уполномоченного органа об изъятии земельных участков. Указание же в проекте планировки и межевания территории сведений о земельных участках, которые будут отнесены к территориям общего пользования и подлежат изъятию, является требованием градостроительного законодательства (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ) в целях исключения правовой неопределенность судьбы данных земельных участков, защиты прав и законных интересов их правообладателей.

Таким образом, оспариваемым постановлением обеспечиваются не только публичные интересы Московской области, направленные на удовлетворение потребностей жителей региона в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры, но граждан-собственников объектов недвижимости, подлежащей изъятию для государственных нужд, чьи права гарантируются положениями гражданского и земельного законодательства, регулирующих вопросы изъятия земельных участков.

Доказательств, свидетельствующих о том, что реконструкция линейного объекта регионального значения возможна без прохождения по объектам недвижимости судом не добыто.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для установления границ зон планируемого размещения объектов капительного строительства. Следовательно, сам по себе проект планировки территории не является проектом строительства линейного объекта, а устанавливает лишь зону, в пределах которой возможно разместить данный объект в соответствии с проектной документацией. К указанным выводам Верховный суд Российской Федерации пришел в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам от 21.11.2018 № 5-АПГ18-93.

Оспариваемой документацией по планировки территории определена зона планируемого размещения путепровода и установлены красные линии.

Деятельность по подготовке и утверждению проекта планировки территории регламентируется статьями 41-46 главы 5 ГрК РФ. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки на проектной документации применительно к строящимся и реконструируемым объектам капитального строительства и их частям (статья 48 ГрК РФ). Это деятельность ведется после подготовки проекта планировки территории.

Проектная документация по объекту капитального строительства подготовлена ООО «ВТМ дорпроект» по заказу ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства». По проектной документации получено положительное заключение ГАУ МО «Московская областная государственная экспертиза».

Таким образом, точное положение путепровода, конструктивных элементов путепровода, их вид и габариты определяются проектом строительства.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, с соблюдением требовании законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а его содержание соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является ясным, недвусмысленным, не порождает правовой неопределенности в сфере регулируемых правоотношений.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти Московской области в пределах предоставленных полномочий и не противоречат действующему законодательству, прав и свобод административных истцов не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 177,178,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35 к Правительству Московской области о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Московской области от 16.10.2019 № 754/36 «Об утверждении документации по планировке территории для строительства путепровода на 0.820 км автодороги ул. Опалиха в городе Красногорске Московской области».

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Першина

Мотивированное решение изготовлено 7.12.2021