ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-817/2022 от 18.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-817/2022

52OS000001-2022-000489-72

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 18 августа 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Усова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алборовой ФИО8 о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год,

УСТАНОВИЛ:

25 ноября 2019 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «город ФИО2» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

19 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «город ФИО2» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

Алборова А.Г. (далее также - административный истец) обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.

Как указала административный истец, объект недвижимости - нежилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, в соответствии с данными кадастрового учета и документами технического учета объектов недвижимости, указанное помещение не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Указывает, что спорное нежилое помещение используется ею для размещения нотариальной конторы нотариуса г.о.з. Нижнего Новгорода Алборовой А.Г. В законодательстве о нотариате не предусматривается осуществление нотариальной деятельности в офисе.

Приказом ГУ Министерства юстиции по Нижегородской области от 31.08.2018 №445, местом осуществления нотариальной деятельности нотариуса Алборовой А.Г. определено нежилое помещение, расположенное по адресу: [адрес].

Считает, что спорное помещение, в котором расположена нотариальная контора, имеет самостоятельный статус и не подлежит отождествлению с определением офиса, в понимании ст.378.2 Налогового кодекса РФ, что не позволяет отнести данный объект недвижимости к объектам недвижимого имуществ, поименованным в ч.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, у административного ответчика не было оснований включать данное помещение в оспариваемые Перечни.

Административным ответчиком представлен отзыв по административному исковому заявлению Алборовой А.Г., в котором, ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывается, что спорный объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], обоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020, 2021 годы.

Согласно сведениям ЕГРН, спорный объект имеет следующие характеристики: наименование: «нежилое помещение», назначение: «нежилое помещение», площадью 77 кв.м., этаж - 1.

Данное помещение находится в здании с кадастровым номером [номер], которое имеет назначение: «многоквартирный дом», Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], вид разрешенного использования: «под многоквартирный дом».

Как следует из Акта обследования, проводимого на 20.05.2019, что спорное помещение фактически используется для:

- размещения офисов; нотариуса Алборовой А.Г.

Указывает, что доводы административного истца о нотариальной деятельности, как не отнесенной к предпринимательской и не преследующей цели извлечения прибыли, не могут иметь значения при отнесении спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при указанных выше обстоятельствах, поскольку ст.378.2 Налогового кодекса РФ, не ставит в зависимость отнесение объекта от указанных административным истцом признаков, т.к. собственником помещения является физическое лицо.

В соответствии со ст.22 закона о нотариате за совершение действий, указанных в ч.1 настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующий размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. За совершение действий, для которых законодательством России не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в ч.4 статьи настоящих Основ, взымают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст.22.1 настоящих Основ. Деятельность нотариусов не является благотворительной и безвозмездной, а нотариальная контора (офис) используется в административных и деловых целях, что является достаточным основанием для включения спорного объекта в Перечни.

Таким образом, помещение с кадастровым номером [номер] включено в оспариваемые Перечни на основании информации, полученной в результате мероприятий, перечисленных в п.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Необходимые мероприятия проведены в строгом соответствии с региональными правилами. При наличии вышеуказанных сведений об использовании объекта Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, обоснованно включило спорный объект в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2021 годы.

Просит в удовлетворении административных исковых требований Алборовой А.Г. отказать в полном объеме (л.д.37-39).

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Усов М.С. указал, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления, т.к. спорный объект не соответствует критериям, изложенным в ст.378.2 Налогового кодекса РФ и в связи с этим подлежит исключению из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 годы.

Административный истец, представитель административного ответчика, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

От административного истца представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.70-71).

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года №169 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:

для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (пункт 2.2);

Из материалов дела следует, что Алборовой А.Г. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: помещение, общей площадью 77 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-135564956 от 04.08.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.84-84 оборот).

Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]», соответственно Перечней на 2020, 2021.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Алборова А.Г. является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-3611645/19 от 25.11.2019, №326-13-631667/2020 от 19.11.2020, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривалась.

Проверив приказы №326-13-3611645/19 от 25.11.2019, №326-13-631667/2020 от 19.11.2020, в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], общей площадью 77 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение: нежилое, наименование: помещение, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-135564956 от 04.08.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.84-84 оборот).

Указанное нежилое помещение расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером [номер], назначение и наименование: «многоквартирный дом», общей площадью 3101,8 кв.м., этажность - 5, в том числе подземных - 1 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-135507401 от 04.08.2022 (л.д.93-94).

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеет вид разрешенного использования «под многоквартирный дом» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-133541292 от 05.08.2022 - л.д.98-98 оборот).

Указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предполагает размещение на нем зданий административно-делового, коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытовых или офисных помещений.

КП НО «Нижтехинвентаризация-БТИ Нижегородской области» представлен технический паспорт на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: [адрес], который составлен по состоянию на 20.10.2006, содержит сведения об объекте (нежилом помещении, площадью 77 кв.м.).

Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав помещения входят подпомещения следующего назначения:

- коридор, кабинет(4), туалет (2) (л.д.80 оборот).

Также в материалы дела представлен инвентаризационный план, составленный 11.10.2004, согласно которому во встроенном помещении №1, площадью 77 кв.м., расположенном по адресу: [адрес], расположены: коридор, кабинет (4), туалет (2) (л.д.91).

Административным ответчиком представлен Акт обследования спорного помещения от 20.05.2019, в котором в п.1 «Сведения об объекте капитального строительства (помещение) указано: «фактическое назначение: для размещения офисов, нотариус Алборова ФИО9 (л.д.44). Вместе с тем указанный акт не может быть признан допустимым доказательством, поскольку содержит фотофиксацию внешней части здания, в котором размещено спорное помещение, доказательств обследования самого помещения не представлено (л.д.44-45).

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом Алборова А.Г. является собственником объекта недвижимости: нежилого встроенного помещения №1, общей площадью 77 кв.м., с кадастровым номером: [номер], расположенного по адресу: [адрес]; помещение расположено на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером [номер] и находится на земельном участке с кадастровым номером [номер] и видом разрешенного использования: под многоквартирный дом.

Из материалов дела также следует, что Алборова А.Г. имеет лицензию на право нотариальной деятельности, выданную Министерством юстиции Российской Федерации. Лицензия зарегистрирована в Государственном реестре [номер] от 15.05.2003 (л.д.23).

В материалах дела имеется копия Договора купли-продажи [номер] от 12.04.2017, заключенного между Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [адрес] (Продавец) и нотариусом города областного значения Нижнего Новгорода Алборовой А.Г. (Покупатель) о покупке муниципального имущества - нежилого встроенного помещения №1, площадью 77 кв.м. кадастровый номер [номер], расположенного по адресу: [адрес] (л.д.20-21).

Согласно приказу [номер] от 31.08.2018 «Об изменении места совершения нотариальных действий нотариуса Алборовой А.Г.», приказано внести изменения в Приказ ГУ Минюста России по Нижегородской области от 05.12.2013 №265 «О наделении Алборовой А.Г. полномочиями нотариуса, занимающегося частной практикой в городе областного значения Нижнем Новгороде», изложив п.2 в следующей редакции: «Утвердить нотариусу, занимающемуся частной практикой в городе областного значения Нижнем Новгороде Алборовой А.Г., место совершения нотариальных действий: [адрес] (л.д.22).

В соответствии со ст.11.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет преимущественное право на возмездное приобретение помещения из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариально оформленных документов).

Данное положение исключает возможность приобретения помещения в иных целях, вне связи с осуществлением нотариальной деятельности. При этом законом непосредственно оговорено существенное условие обременения приватизируемого объекта обязанностью его использования в соответствии с целями, указанными в части второй ст.11.1 Основ, в течение пяти лет с момента приватизации.

Требования по содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц, утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.12.2019 (протокол [номер]), устанавливают, что количество кабинетов и иных помещений в нотариальной конторе, их функциональное назначение, расположение и размер определяются нотариусом самостоятельно с учетом следующих факторов: кабинет, в котором нотариусом ведется прием, должен быть изолированным от других помещений нотариальной конторы и обеспечивать сохранение тайны совершения нотариального действия, а также быть оборудован средствами видеофиксации; работники нотариальной конторы должны быть обеспечены оборудованными рабочими местами; в помещении нотариальной конторы должны иметься: телефонная связь, доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационным правовым системам, оргтехника, необходимая мебель.

Кроме того, в нотариальной конторе необходимо наличие помещения для ожидания приема.

Аналогичные требования к нотариальной конторе устанавливались Требованиями к организации нотариального обслуживания нотариусами, занимающимися частной практикой, утвержденными решением Правления Федеральной нотариальной палаты протокол от 12.11.2012 [номер]): количество иных помещений в нотариальной конторе, их функциональное назначение, расположение и размер определяются нотариусом самостоятельно с учетом следующих факторов: кабинет, в котором ведется нотариусом прием, должен иметь необходимое освещение, быть изолированным от других помещений нотариальной конторы и обеспечивающим сохранение тайны совершения нотариального действия нотариусом, а также должен быть оборудован необходимой мебелью; помещение (холл) для ожидания приема должно быть комфортным для лиц, ожидающих прием, в том числе для инвалидов, иметь достаточную площадь, необходимое освещение, оборудовано соответствующей мебелью, необходимой для посетителей.

В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в отзыве на административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах суд полагает, что правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 годы, не имелось.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], исходя из егоназначения, разрешенного использования, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен этот объект, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 г. №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения в Перечень на 2020, год пункта <данные изъяты> раздела «[адрес]»; от 19 ноября 2020 г. №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в Перечень на 2021 год пункта <данные изъяты> раздела «[адрес]», приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №140-З.

В связи с чем, административное исковое заявление Алборовой А.Г. подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлась плательщиком налога на имущество физических лиц в 2020 году, является таковым и в 2021 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год, на 2021 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Следовательно, пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-3611645/19 от 25.11.2019; пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021, подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-631667/2020 от 19.11.2020.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Алборовой ФИО10 удовлетворить.

Признать недействующим пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019г. №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», со дня принятия.

Признать недействующим пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», со дня принятия.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

Решение в окончательной форме принято 30 августа 2022 года.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева