ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-818/2022 от 29.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

КОПИЯ

Дело №3а-818/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 29 августа 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,

с участием представителя административного истца – ФИО6, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области 12 ноября 2018 года, 25 ноября 2019 года, 19 ноября 2020 года, 25 ноября 2021 года изданы приказы № Сл-326-25615/18, № 326-13-369863/19, № 326-13-631667/20, № 326-13-703523/21 «Об определении перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год». В пункты 90, 70, 67, 79, раздела «Шатковский муниципальный район» Перечней на 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год соответственно в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект недвижимости – здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], принадлежащее ФИО9 на праве собственности.

Вместе с тем, объект недвижимости с кадастровым номером [номер], по мнению административного истца, не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем оснований для включения его в Перечни у министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отсутствовали.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6, действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в письменном отзыве на иск указало, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры их принятия и опубликования. Объект недвижимости с кадастровым номером [номер] обоснованно включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год, поскольку удовлетворяет требования ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем просит отказать в удовлетворении требований ФИО10

Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, каких-либо ходатайств не заявил. На основании ч.5 ст. 213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации ( ст. ст. 14, 372 НК РФ).

Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п. 1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном ст. 378 и ст. 378.1 настоящего Кодекса.

На основании п.п. 1, 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 1 ст. 403 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

На территории Нижегородской области в соответствии с п.1 ст. 1.1 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров(комплексов) и помещения в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета(инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

ФИО11 является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми приказами министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области и вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением на основании ч. 1 ст. 208 КАС РФ.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Пунктом 1 ст. 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации п.п. 7, 9 ст. 378.2 НК РФ», с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Нижегородской области от 30.07.2018 года N 557 "О внесении изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года N 61" предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, назначено министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 № 183, которым предусмотрено, в числе прочего, издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти.

Судом установлено, что 12 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Также 25 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Указанные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с пп.3 п.7 ст. 378.2 НК РФ. Они изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в разделе «город Нижний Новгород», содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 90, кадастровый номер здания: [номер] адрес объекта: [адрес].

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в разделе «город Нижний Новгород», содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 70, кадастровый номер здания: 52:50:008:0007:1669; адрес объекта: ФИО1[адрес], р.[адрес].

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в разделе «город Нижний Новгород», содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 67, кадастровый номер здания: [номер]; адрес объекта: ФИО1[адрес], р.[адрес].

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», в разделе «город Нижний Новгород», содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 79, кадастровый номер здания: [номер]; адрес объекта: ФИО1[адрес], р.[адрес].

Судом установлено, что в Перечни объектов недвижимого имущества на 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год включен объект, принадлежащий ФИО12 на праве собственности.

Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером [номер] имеет следующие характеристики: назначение – нежилое, наименование – здание столовой на 110 посадочных мест, площадь – 761,6 кв.м., адрес объекта: ФИО1[адрес], р.[адрес], расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер] категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для промышленной застройки.

Согласно данным технического паспорта, изготовленного ГУП Нижегородской области «Нижтехинвентаризация» по состоянию на 16.10.2003 г., объект имеет следующие характеристики: вид объекта учета –нежилое здание столовой на 110 посадочных мест, назначение – общественное питание. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану в здании расположены помещения: помещения обслуживания посетителей, помещения мойки посуды, коридоры, душевая, помещения хранения продуктов, склад хранения тары, холодильные камеры, торговый зал, коридоры, тамбуры, вспомогательные помещения, кабинеты.

В ходе судебного заседания представитель административного истца пояснил, что здание столовой не используется ФИО13 для размещения в нем объектов торговли, общественного питания, а является частью комплекса производственных помещений, принадлежащих заводу, находится на огороженной охраняемой территории завода с пропускной системой доступа, и использовалось для питания сотрудников предприятия. В настоящее время здание столовой переведено как неиспользуемый объект на консервацию. Указанные обстоятельства подтверждены документами о характере производственной деятельности административного истца: учредительными документами ФИО14, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, лицензиями и договорами поставки, приказами, актами, заключениями экспертов по результатам специальной оценки условий труда, оборотно-сальдовыми ведомостями, Положением о службе ВОХР завода, фотоматериалами.

Согласно под. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

По состоянию на дату принятия Перечня на 2019 год абз. 2 под. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ излагался в следующей редакции: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По состоянию на дату принятия Перечня на 2019 год абз. 2 под. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ излагался в следующей редакции: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 данной статьи в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По состоянию на дату принятия Перечня на 2019 год абз. 3 п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ излагался в следующей редакции: «здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Частью 9 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Таким образом, исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения здания в Перечень законным, административный ответчик в силу прямого указания ст. 213 КАС РФ должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения указанных объектов недвижимости.

Суд полагает, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что оспариваемые по настоящему административному делу в части приказы приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно положениями ст. 378.2 НК РФ. Вместе с тем, административным истцом представлены в суд доказательства, подтверждающие, что в оспариваемых им частях приказы противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом суд исходит из следующего.

Вопреки доводам административного ответчика, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] общей площадью 83 650 кв.м. ( на котором расположено(в том числе) и спорное здание), с видом разрешенного использования «для промышленной застройки», - не предназначен для размещения объектов общественного питания, а само по себе наименование «Здание столовой на 110 посадочных мест» не является основанием для отнесения его к объектам общественного питания.

Согласно ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения»(далее – ГОСТ-31985-2013) общественное питание(индустрия питания) – это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания(предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный дли изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров( в том числе продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В соответствии с п. 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания – это результат деятельности предприятий общественного питания(юридических лиц). Из п. 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания(юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

В силу п.3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы(люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно п. 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

В данном случае административным ответчиком не учтено, что административный истец является промышленным предприятием, здание столовой на 110 посадочных мест, отнесенное к объектам общественного питания, не используется в целях самостоятельного извлечения прибыли, а предназначено для улучшения условий труда работников завода и носит социальный характер.

Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п.п. 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 года № 635 (в ред. от 30.11.2019 года, по состоянию на дату принятия Перечней на 2021 год и 2022 год) в целях формирования Перечней подлежат выявлению:

- объекты недвижимого имущества, которые предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и здания, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абз. 2 п. 3 настоящего Порядка, используются:

- сведения Единого государственного реестра недвижимости;

- документы технического учета (инвентаризации).

Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество (п. 5 Порядка).

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абз. 3 п. 3 настоящего Порядка, используются:

- акты обследования объектов недвижимого имущества;

- решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 6 Порядка).

На основании представленных Учреждением или полученных уполномоченным органом данных об объектах недвижимого имущества, указанных в абз. 3 п. 3 настоящего Порядка, уполномоченный орган определяет вид фактического использования указанных объектов недвижимости и включает их в Перечень (п. 8 Порядка).

Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области не представлены доказательства принятия мер по определению вида фактического использования спорного нежилого помещения на момент включения его в Перечни на 2021 год и 2022 год, акт обследования фактического использования нежилого помещения.

Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств использования спорного здания в целях оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности и для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отнесения спорного здания к административно-деловому или торговому комплексу (центру) исходя из признаков, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах суд находит, что оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год, не имелось, поскольку он не обладает признаками административно-делового центра либо торгового центра (комплекса)

Оспариваемые административным истцом нормы противоречат федеральному законодательству, поскольку отнести указанное в иске нежилое здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни техническая документация, ни фактическое использование нежилого помещения.

При таких обстоятельствах, в соответствии с приведенным выше положением п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ исковые требования ФИО15 подлежат удовлетворению.

Определяя даты, с которых суд считает необходимым признать недействующими оспариваемые в части приказы, суд принимает во внимание, что сами приказы определяют Перечни объектов недвижимого имущества на 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год, в оспариваемых частях затрагивают интересы непосредственно административного истца, имеют ограниченный срок действия, в связи с чем суд находит возможным признать данные приказы в оспариваемых частях недействующими со дня их принятия.

Согласно под. 2 и 3 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктами 2.2 оспариваемых приказов предусмотрено их размещение на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет». Поэтому суд полагает необходимым указать в резолютивной части настоящего судебного решение на обязанность административного ответчика в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Также суд полагает необходимым обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области. При этом суд учитывает, что п. 2.1 приказов предусматривалось направление перечней в налоговый орган.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО16 удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия нормативных правовых актов:

- пункт 90 раздела «Шатковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.11.2018 года № Сл-326-25615/18;

- пункт 70 раздела «Шатковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 года № 326-13-369863/19;

- пункт 67 раздела «Шатковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 года № 326-13-631667/20;

- пункт 79 раздела «Шатковский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2021 года №326-13-703523/21.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу:

направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области;

разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

П.П. Председательствующий судья Ефимова Е.О.: подпись

В окончательной форме решение суда составлено 12 сентября 2022 года.

П.П. Председательствующий судья Ефимова Е.О.: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья областного суда Е.О. Ефимова