ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-81/18 от 13.02.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Дело № 3а-81/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 13 февраля 2018 года

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката Пашиной Т.В., представившей удостоверение № <Номер обезличен> и ордер № <Номер обезличен> от 11.01.2018.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального района «Печора» и Управлению финансов муниципального района «Печора» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

ФИО1 обратился с административным иском к Администрации муниципального района «Печора» и Управлению финансов муниципального района «Печора» о присуждении компенсации в размере 213000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с решением Печорского городского суда Республики Коми от 03.11.2015 Администрация муниципального района «Печора» обязана предоставить вне очереди ему на состав семьи одного человека благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 43 квадратных метров в п. ... г. Печоры Республики Коми. Решение суда не исполнено с 15 декабря 2015 года.

Административный истец в судебное заседание не явился, направил своего представителя.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, дополнительно пояснил, что на день рассмотрения данного дела решение суда не исполнено, административный истец ФИО1 вынужден снимать жильё, поскольку дом, в котором раньше проживал административный истец, уничтожен в результате пожара. Также просил при вынесении решения не рассматривать вопрос о взыскании судебных расходов.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального района «Печора» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия своего представителя; до судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ввиду отсутствия виновных действий Администрации муниципального района «Печора» из-за большого количества судебных решений о предоставлении жилой площади, находящихся на исполнении. Кроме того, постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.04.2007 Администрации муниципального района «Печора» запрещено распоряжаться свободными (освободившимися) благоустроенными жилыми помещениями до исполнения должником решений суда или до письменного распоряжения судебного пристава-исполнителя. Также считает размер взыскиваемой компенсации чрезмерно завышенным.

Представитель административного ответчика Управления финансов муниципального района «Печора» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия своего представителя; до судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку считает, что Управление финансов не может быть привлечено к участию в деле как ответственное лицо, ввиду отсутствия исполнительного листа на исполнении в Управлении финансов муниципального района «Печора».

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом; до судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, подписанное представителем административного ответчика, наличие у которого высшего юридического образования не подтверждено, ввиду отсутствия приложенной копии соответствующего диплома.

В связи с указанным обстоятельством, отзыв представителя заинтересованного лица оставлен судом без внимания.

Представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия своего представителя; до судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, в котором не считает УФК по Республике Коми заинтересованным лицом в рассматриваемых правоотношениях.

Представитель административного истца в судебном заседании просил исключить УФК по Республике Коми из числа заинтересованных лиц, поскольку спорные правоотношения не затрагивают интересы УФК по Республике Коми.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

С учётом того, что спорные правоотношения не затрагивают права и обязанности УФК по Республике Коми, суд считает возможным исключить УФК по Республике Коми из числа заинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела № <Номер обезличен> Печорского городского суда Республики Коми, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также - административное исковое заявление о присуждении компенсации).

Частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.

Вступившим в законную силу решением Печорского городского суда Республики Коми от 03.11.2015 на Администрацию муниципального района «Печора» возложена обязанность предоставить вне очереди административному истцу на состав семьи одного человека благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 43 квадратных метров в п. ... г. Печоры Республики Коми.

Администрация муниципального района «Печора» была осведомлена о судебном решении.

15.12.2015 возбуждено исполнительное производство, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, с момента получения копии постановления.

Из письма главы Администрации муниципального района «Печора» от 24.12.2015 в отдел судебных приставов по г. Печоре следует, что на текущий момент обеспечить ФИО1 благоустроенной квартирой невозможно, в связи с отсутствием свободных жилых помещений.

В рамках исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации муниципального района «Печора» направлялись предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации и требования об исполнения решения суда, с должника взыскан исполнительский сбор.

На день рассмотрения дела в суде исполнительное производство не окончено.

Таким образом, решение суда находится на исполнении с 15.12.2015 в отделе судебных приставов по городу Печоре УФССП России по Республике Коми.

Для исполнения судебных актов, предусматривающих предоставление жилья органами местного самоуправления, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен двухмесячный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Общий срок неисполнения судебного акта от даты возбуждения исполнительного производства составил 2 года 1 месяц и 30 дней (с 15.12.2015 по 13.02.2018).

Из разъяснений, указанных в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» следует, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

В данном случае длительность исполнения указанного судебного акта является чрезмерной и не отвечает требованию разумного срока.

Действия Администрации муниципального района «Печора», осуществляемые в целях исполнения решения суда, не были достаточными и эффективными, привели к нарушению права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

При этом недостаточность бюджетных средств, как и отсутствие свободного жилого фонда не могут признаваться уважительными причинами неисполнения судебного акта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом с учетом требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При определении размера компенсации суд учитывает значимость для ФИО1 требований, направленных на реализацию его права на жилище, обстоятельства и продолжительность неисполнения судебного акта.

Исходя из указанных обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости, практики Европейского Суда по правам человека, суд определяет компенсацию за нарушение права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65000 рублей, которая подлежит перечислению на банковский счёт административного истца.

Анализируя доводы представителя административного ответчика Управления финансов муниципального района «Печора» в той части, что Управление финансов не может быть привлечено к участию в деле как ответственное лицо, ввиду отсутствия исполнительного листа на исполнении в Управлении финансов муниципального района «Печора», суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства при подготовке административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - административное дело о присуждении компенсации) к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, и устанавливает срок для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно административного искового заявления о присуждении компенсации.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» даны разъяснения, согласно которым при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 КАС РФ, частью 3 статьи 222.8 АПК РФ суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта.

По смыслу приведенных выше норм, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП) как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации.

Таким образом, по мнению суда, Управление финансов муниципального района «Печора» обоснованно привлечено к участию в деле, как соответствующий финансовый орган.

В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального района «Печора» в лице Управления финансов муниципального района «Печора» за счёт средств местного бюджета Муниципального района «Печора» в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65000 (шестидесяти пяти тысяч) рублей 00 копеек.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Денежную сумму перечислить на открытый на имя ФИО1 счёт № <Номер обезличен> в Коми отделении № <Номер обезличен>... «...»; к/с <Номер обезличен>, КПП <Номер обезличен>, ИНН <Номер обезличен>, ОКПО <Номер обезличен>, ОГРН <Номер обезличен>, БИК <Номер обезличен>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 13 февраля 2018 года.

Председательствующий судья И.В.Пластинин