ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-81/18 от 19.04.2018 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 апреля 2018 г. № 3а-81/18

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Григоровой С.Г.,

при секретаре Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Представительного Собрания Тарногского муниципального района Вологодской области от 24 апреля 2017 года № 221 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области»,

установил:

по материалам государственного лесного реестра лесные участки с местоположением:Вологодская область, Тарногский район, Тарногское лесничество, колхоз им. Тимирязева квартал (выдел) № 6 (1); Центральное участковое лесничество, колхоз им. Ленина, кварталы (выделы) №№ 12 (1), 16 (34), 18 (16), 13(2), 14 (9-11,14,15) 19 (1-6), 21 (2-8), 22 (1-10, 12, 22-24, 34, 35, 39-41), 23 (1-3, 6-21), 24 (1, 2, 7, 8, 13, 28); Центральное участковое лесничество, колхоз «Красные Шевденицы», кварталы (выделы) №№ 4 (7, 16, 25, 26), 5 (16, 26, 28), 11 (1, 6,10, 12, 13, 14, 20, 22, 25), 13 (8-10, 42, 43, 74-81); Центральное участковое лесничество, колхоз «Восход», кварталы (выделы) №№ 1 (1, 2, 8-10, 32, 35, 36), 4 (5, 8, 9, 30, 31, 33) относятся к землям лесного фонда и входят в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 1000320000 кв.м. и местоположением: Вологодская область, Тарногский район, Тарногский сельхоз (т.4, л.д.60).

Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от <ДАТА>№... (т.1,л.д.15).

Кадастровый номер в ГКН №....

Лесной участок с местоположением: Вологодская область, Тарногский район, Тарногское лесничество, Шебеньгское участковое лесничество кварталы (выделы) №№ 24 (1), 25 (1-13), 26 (7, 9, 13, 14) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 3251431000 кв.м. и местоположением: Вологодская область, Тарногский район, Тарногский лесхоз (т.4, л.д.60).

Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от <ДАТА>№... (т.1,л.д.14).

Кадастровый номер лесного участка в ГКН №....

Решением Представительного Собрания Тарногского муниципального района Вологодской области от 24 апреля 2017 года № 221 утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области (т.1, л.д.49-50).

В соответствии с генеральным планом в границы Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области включены лесные участки:

- в кварталах №№ 12 (выдел 1ч), 13 (выдел 2ч), 14 (выделы 9ч, 10ч, 11ч, 14ч, 15ч), 16 (выдел 34ч), 18 (выдел16ч), 19 (выделы 1-6), № 21 (выделы 2ч, 3ч, 4ч, 5ч, 6ч, 7, 8), 22 (выделы 1-6, 7ч, 8ч, 9ч, 10ч, 12ч, 22, 23ч, 24, 34ч, 35, 39ч, 40, 41), 23 (выделы 1-3, 6-18, 19ч, 20ч, 21ч), 24 (выделы 1, 2, 7, 8, 13ч, 28ч) колхоза им. Ленина Центрального участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в кварталах №№ 4 (выделы 7ч, 16ч, 25ч, 26ч), 5 (выделы 16ч, 26ч, 28ч), 11 (выделы 1, 6ч, 9, 10ч, 12, 13, 14ч, 20ч, 22, 25ч), 13 (выделы 8ч, 9ч, 10ч, 42ч, 43ч, 74-81) колхоза «Красные Шевденицы» Центрального участкового лесничества, Тарногского лесничества Вологодской области;

- в кварталах №№ 1 (выделы 1, 2ч, 8ч, 9ч, 10ч, 32ч, 35, 36ч), 4 (выделы 5, 8ч, 9ч, 30, 31, 33ч) колхоза «Восход» Центрального участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в кварталах №№ 24 (выдел 1), 25 (выделы 1-13), 26 (выделы 7ч, 8ч, 9ч, 13, 14) Шебеньгского участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в квартале № 6 (выдел 1ч) колхоза им. Тимирязева (колхоза «Новый») Тарногского участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области.

На основании пункта 1 части 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736) Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Представительного Собрания Тарногского муниципального района Вологодской области от 24 апреля 2017 года № 221 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области» в части включения в границы населённого пункта лесных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что оспариваемое решение не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», поскольку находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы Тарногского сельского поселения с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана с Рослесхозом, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

С учётом уточнения исковых требований просил суд признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Представительного Собрания Тарногского муниципального района Вологодской области от 24 апреля 2017 года № 221 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области» в части включения в границы населённых пунктов села Тарногский Городок, д. Афоновская, д. Жуковская, д. Дор, д. Маклинская, д. Михайловский Бор, д. Новгородская, д. Алферовская, д. Лукинская, д. Слуда, д. Холм Тарногского муниципального района Вологодской области лесных участков:

- в кварталах №№ 12 (выдел 1ч), 13 (выдел 2ч), 14 (выделы 9ч, 10ч, 11ч, 14ч, 15ч), 16 (выдел 34ч), 18 (выдел 16ч), 19 (выделы 1-6), № 21 (выделы 2ч, 3ч, 4ч, 5ч, 6ч, 7, 8), 22 (выделы 1-6, 7ч, 8ч, 9ч, 10ч, 12ч, 22, 23ч, 24, 34ч, 35, 39ч, 40, 41), 23 (выделы 1-3, 6-18, 19ч, 20ч, 21ч), 24 (выделы 1, 2, 7, 8, 13ч, 28ч) колхоза им. Ленина Центрального участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в кварталах №№ 4 (выделы 7ч, 16ч, 25ч, 26ч), 5 (выделы 16ч, 26ч, 28ч), 11 (выделы 1, 6ч, 9, 10ч, 12, 13, 14ч, 20ч, 22, 25ч), 13 (выделы 8ч, 9ч, 10ч, 42ч, 43ч, 74-81) колхоза «Красные Шевденицы» Центрального участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в кварталах №№ 1 (выделы 1, 2ч, 8ч, 9ч, 10ч, 32ч, 35, 36ч), 4 (выделы 5, 8ч, 9ч, 30, 31, 33ч) колхоза «Восход» Центрального участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в кварталах №№ 24 (выдел 1), 25 (выделы 1-13), 26 (выделы 7ч, 8ч, 9ч, 13, 14) Шебеньгского участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в квартале № 6 (выдел 1ч) колхоза им. Тимирязева (колхоза «Новый») Тарногского участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области (т.4, л.д. 1-3).

Представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика Представительного Собрания Тарногского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя и отзыв, в котором уточненные исковые требования не признали. Указали, что генеральный план Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области принят в пределах полномочий Представительного Собрания Тарногского муниципального района с соблюдением процедуры принятия нормативно-правовых актов. Согласование генерального плана осуществлялось в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования», проект генерального плана и материалы по его обоснованию были размещены в ФГИС ТП, в федеральные органы исполнительной власти направлены в электронной форме и посредством почтового отправления уведомления об обеспечении доступа к проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП. Поскольку в администрацию Тарногского муниципального района по истечению трех месяцев со дня поступления уведомления в федеральные органы исполнительной власти проекта документа территориального планирования не поступило заключения Минэкономразвития России, полагали, что проект генерального плана Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области является согласованным и подлежал утверждению.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Солодягин А.В. уточнённые исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства поддержал.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя, представлены возражения на исковое заявление (т.2,л.д.177).

Представители заинтересованных лиц Министерства экономического развития Российской Федерации, администрации Тарногского муниципального района Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей.

Заслушав объяснения лица участвующего в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Григоровой С.Г., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении уточнённых исковых требований.

Положениями статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления.

Муниципальное образование Тарногский муниципальный район наделено статусом муниципального района (статья 1 Устава муниципального образования Тарногский муниципальный район, принятого решением Представительного Собрания от 28 мая 2015 года № 65). В состав территории муниципального образования Тарногский муниципальный район входят муниципальные образования, имеющие статус сельских поселений, в частности Тарногское сельское поселение (статья 2 Устава, статья 2 Закона Вологодской области от 06 декабря 2004 года № 1123-ОЗ «Об установлении границ Тарногского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав»).

Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Устава муниципального образования Тарногского муниципального района органы местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений муниципального района решают некоторые вопросы местного значения сельских поселений, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.

Согласно положениям статьи 18 Устава Представительное Собрание Тарногского района является представительным органом муниципального района.

Представительное Собрание по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района.

Муниципальные нормативные правовые акты подлежат опубликованию в районной газете «Кокшеньга» в течение 10 дней со дня их подписания. Муниципальные правовые акты размещаются на официальном сайте администрации района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (часть 11стать 36 Устава).

Как усматривается из материалов дела, решением Представительного Собрания Тарногского муниципального района Вологодской области от 24 апреля 2017 года № 221 утвержден генеральный план и правила землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области.

Решение опубликовано в районной газете «Кокшеньга» от 10 мая 2017 года № 35 и на официальном сайте Тарногского сельского поселения в сети «Интернет» (т.3, л.д.74-75).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в части решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Представительное Собрание Тарногского муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.

Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Обязательным приложением к проекту генерального плана является протокол публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).

Решением Представительного Собрания Тарногского муниципального района Вологодской области от 27 апреля 2016 года № 138 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территорий сельских поселений, входящих в состав Тарногского муниципального района (далее - Положение) (т.3., л.д.215-231).

В соответствии с пунктом 1 раздела 2 Положения глава Тарногского муниципального района при получении проекта генерального плана, прошедшего соответствующую проверку, принимает постановление администрации Тарногского муниципального района о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем десять дней со дня получения проекта.

Как усматривается из материалов дела, 03 марта 2016 года администрацией Тарногского муниципального района вынесено распоряжение №75-р «О корректировке генерального плана Тарногского сельского поселения» (т.2, л.д.190).

04 марта 2016 года между администрацией Тарногского муниципального района и ООО «Валбэк-ру» заключен договор № 004/16-П на выполнение работ по внесению изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области (т.2, л.д.191).

20 июля 2016 года администрацией Тарногского муниципального района вынесено распоряжение № 260-р «О проведении публичных слушаний по проектам корректировки генерального плана и Правил землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Вологодской области, утвержден график проведения публичных слушаний (т.3, л.д.187-191).

Распоряжение опубликовано в районной газете «Кокшеньга» от 23 июля 2016 года № 55 и размещено на официальном сайте администрации Тарногского муниципального района 22 июля 2017 года (т.3, л.д. 192-193).

Публичные слушания проведены 23 сентября 2016 года, 27 сентября 2016 года, 28 сентября 2016 года, 29 сентября 2016 года, 30 сентября 2016 года, о чем составлены протоколы (т.3, л.д.194-209).

05 октября 2016 года протоколы публичных слушаний опубликованы на официальном сайте администрации Тарногского муниципального района (т.3,л.д.210).

По результатам проведения публичных слушаний подготовлено заключение, согласно которому проекты корректировки генерального плана и Правил землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Вологодской области получили положительную оценку, после доработки рекомендуются к утверждению с учетом поступивших предложений и замечаний (т.3, л.д.211).

Документы по проведению публичных слушаний были размещены на официальном сайте администрации Тарногского муниципального района (т.3, л.д.210, 212-214).

Разработанный ООО «Валбэк-ру» проект генерального плана был размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования федеральными органами (т.2 л.д. 204-208).

25 июля 2016 года в Правительство Вологодской области направлено уведомление об обеспечении доступа к проектам корректировки генерального плана и Правил землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Вологодской области, которое им получено 28 июля 2016 года (т.3, л.д. 183-184).

19 декабря 2016 года постановлением Правительства Вологодской области №1175 согласован проект изменений в генеральный план Тарногского сельского поселения Вологодской области (т.3, л.д. 185-186).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.

Исходя из положений статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 ГрК РФ настоящего Кодекса.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования установлен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 460.

Пунктом 2.1 названного порядка, действовавшего в период подготовки генерального плана Тарногского сельского поселения Вологодской области, предусматривалось направление уведомления органом, уполномоченным на подготовку проекта документа территориального планирования, в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 ГрК РФ для проекта генерального плана поселения.

Согласно пункту 2.9 Порядка Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования (далее - Сводное заключение) на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 Порядка.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2.7 отраслевые федеральные органы осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Кодекса.

Таким отраслевым федеральным органом в период подготовки оспариваемого акта в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», являлся Рослесхоз.

Следовательно, на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта Минэкономразвития России был уполномочен осуществлять подготовку сводного заключения на проект генерального плана на основании в том числе заключения Рослесхоза, специально уполномоченного осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путём подготовки заключения.

Как усматривается из материалов дела, 16 ноября 2016 года администрацией Тарногского муниципального района Вологодской области направлено в Министерство экономического развития Российской Федерации уведомление об обеспечении доступа к проекту корректировки генерального плана Тарногского сельского поселения Тарногского района Вологодской области и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования, в котором администрация просила согласовать включение в границы населённого пункта села Тарногский Городок лесных участков:

- в кварталах (выделах) №№ 14 (9ч, 10ч, 14ч, 15ч, 16ч), 19 (1-6), № 21 (2ч, 3ч, 4ч, 5ч, 6ч, 7, 8), 22 (1-6, 7ч, 8ч, 9ч, 10ч, 12ч, 22, 23ч, 24, 34ч, 35, 39ч, 40, 41), 23 (3ч, 6-18, 19ч, 20ч, 21ч, 23ч, 25ч), 24 (1ч, 2ч, 7ч, 8ч, 13ч, 28ч) Центрального участкового лесничества, колхоза им. Ленина Тарногского лесничества Тарногского района Вологодской области;

- кварталах (выделах) №№ 11 (9, 10ч, 12, 13, 14ч, 20ч, 22), 13 (8ч, 9ч, 10ч, 42ч, 43, 74-81) Центрального участкового лесничества, колхоза «Красные Шевденицы» Тарногского лесничества Тарногского района Вологодской области;

- в кварталах (выделах) №№ 1 (1, 2ч, 8ч, 9ч, 10ч, 32ч, 35, 36ч), 4 (5, 8ч, 9ч, 30, 31, 33ч) Центрального участкового лесничества, колхоза «Восход» Тарногского лесничества Тарногского района Вологодской области;

- в кварталах №№ 24 (1), 25 (1-13) Шебеньгского участкового лесничества Тарногского лесничества Тарногского района Вологодской области (т.2, л.д.193-195).

Уведомление получено Минэкономразвития, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 03 декабря 2016 года (т.2, л.д.196).

18 января 2017 года администрацией Тарногского муниципального района Вологодской области направлено обращение в Федеральное агентство лесного хозяйства по вопросу согласования проекта корректировки генерального плана Тарногского сельского поселения, в связи с тем, что в границы с.Тарногский Городок включены земли лесного фонда.

На указанное обращение поступил ответ об отсутствии возможности представить заключение по проекту, поскольку проект генерального плана направлен с нарушением установленного Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований (т.2, л.д. 197-198).

10 марта 2017 года администрация Тарногского муниципального района Вологодской области направлено письмо в Минэкономразвития, в котором уведомляет о согласовании проекта корректировки генерального плана Тарногского сельского поселения в соответствии с пунктом 1.7 Порядка - не поступления в орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, заключения федеральных органов исполнительной власти в установленные сроки (т.2, л.д.202).

На запрос Вологодского областного суда о согласовании проекта генерального плана Тарногского сельского поселения Минэкономразвития России сообщило, что направило уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана в ФГИС ТП в федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации письмом от 03 апреля 2017 года № 8759-АЦ/Д27 (т.4,л.д.54-55).

12 апреля 2017 года по результатам рассмотрения проекта генерального плана Федеральным агентством лесного хозяйства сообщено о рассмотрении проекта внесения изменений в генеральный план Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области. Указано, что поскольку представленным проектом не предусмотрено включение в границы населённых пунктов, входящих в состав поселений, земельных участков из земель лесного фонда, то согласования с Рослесхозом не требуется (т.2, л.д.203).

Письмом от 06 декабря 2017 года №Д27и-150 Минэкономразвития России направило в администрацию Тарногского муниципального района сводное заключение о несогласии с проектом генерального плана Тарногского сельского поселения, поступившее в администрацию 09 января 2018 года.

Порядком согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований предусмотрено, что срок согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления уведомления в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, и не может превышать трех месяцев в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что сводное заключение Минэкономразвития на проект генерального плана Тарногского сельского поселения подготовлено с нарушением установленного законом срока.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Согласно пункту 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Административным ответчиком не представлено доказательств наличия и размещения в ФГИС ТП текстовой части генерального плана, содержащей описание участков которые включались в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

По мнению административного истца, отсутствие указанной текстовой части генерального плана, не позволило Рослесхозу при рассмотрения проекта генерального плана Тарногского сельского поселения прийти к выводу о включении в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, поэтому было подготовлено письмо от 12 апреля 2017 года об отсутствии необходимости согласования с Рослесхозом (т.2, л.д.203).

При установлении границы Тарногского сельского поселения осуществлен перевод земельных участков из состава земель лесного фонда в земли населённых пунктом с нарушением установленного порядка перевода земель из одной категории в другую.

В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведётся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний).

Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).

Факт включения в границы Тарногского сельского поселения лесных участков подтверждён фрагментами графического наложения границы населённых пунктов Тарногского сельского поселения на материалы лесоустройства Тарногского лесничества 2014 года, выполненными кадастровым инженером Северного филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» «Севлеспроект» (т. 4, л.д.4-7).

Суд признаёт указанные фрагменты графического наложения относимым и допустимым доказательством по административному делу.

Фрагменты графического наложения границы населённых пунктов Тарногского сельского поселения Вологодской области на материалы лесоустройства Тарногского лесничества 2014 года выполнены в программном обеспечении «AUTOCAD LTD 2013» методом наложения лесоустроительных картографических материалов на границы Тарногского сельского поселения. По способу выполнения работ по наложению границ населённых пунктов Тарногского сельского поселения кадастровым инженером Ужеговым И.Л. предоставлена пояснительная записка (т.4, л.д.88).

Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств в порядке части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, опровергающих фрагменты графического наложения границ, представлено не было.

При этом, представитель административного ответчика не оспаривал в судебном заседании факт включения в границы Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области лесных участков, что также отражено в письмах, направленных в Министерство экономического развития, Федеральное агентство лесного хозяйства (т.2, л.д.193-194, 197).

По материалам государственного лесного реестра лесные участки с местоположением: Вологодская область, Тарногский район, Тарногское лесничество, Центральное участковое лесничество, колхоз им. Тимирязева: квартал 6, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах; колхоз имени Ленина квартал 12, целевое назначение - эксплуатационные леса; квартал 13, целевое назначение - эксплуатационные леса; квартал 14, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные леса, зеленые зоны; квартал 16, целевое назначение - эксплуатационные леса; квартал 18 - целевое назначение - эксплуатационные леса; квартал 19, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные леса, зеленые зоны; квартал 21, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, защитные леса, зеленые зоны; квартал 22, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, защитные леса, зеленые зоны; квартал 23, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, защитные леса, зеленые зоны; квартал 24, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, защитные леса, зеленые зоны; колхоз «Красные Шевденицы» квартал 4, целевое назначение - эксплуатационные леса; квартал 11, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, эксплуатационные леса; квартал 13, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные леса, зеленые зоны; колхоз «Восход»: квартал 1, целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, эксплуатационные леса; квартал 4, целевое назначение - защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, эксплуатационные леса.

Лесной участок с местоположением: Вологодская область, Тарногский район, Тарногское лесничество, Шебеньгское участковое лесничество, квартал № 24 - целевое назначение: защитные леса, лесопарковые зоны; квартал № 25 - целевое назначение: защитные леса, лесопарковые зоны, квартал № 26 - целевое назначение: лесопарковые зон (т.4, л.д.61-85).

В силу предписаний части 5 статьи 102, пункта 5 части 1 статьи 104, части 3 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации запрещено осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Согласно части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Как усматривается из перечня земельных участков, которые имеют наложение на земли лесного фонда и включены в границы села Тарногский Городок, представленного Комитетом по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района, указанные земельные участки отнесены к категории земель: земли населённых пунктов, установлены следующие виды разрешённого использования: для производственного назначения, для строительства объектов капитального строительства, для эксплуатации и обслуживания жилого фонда, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для предпринимательской деятельности.

Учитывая вышеизложенное, включение лесных участков в границы населённых пунктов, которое приводит к изменению границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов и, как следствие, к уменьшению их площади, является незаконным.

Включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области предполагает обязательное согласование с уполномоченным федеральным органом, которым в период подготовки оспариваемого акта являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.

Заключение Рослесхоза о согласовании включения в границы Тарногского сельского поселения лесных участков не выдавалось.

При отсутствии заключения Рослесхоза по включению земельных участков из состава земель лесного фонда в границы Тарногского сельского поселения соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана сельского поселения.

Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 ЛК РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О.

С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении генерального Тарногского сельского поселения, принятое представительным органом без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства включения в земли населённого пункта лесных участков является незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», что является основанием для удовлетворения уточненных исковых требований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

При определении момента, с которого следует признать в части недействующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения абзаца 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о том, что суд может признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Представительного Собрания Тарногского муниципального района Вологодской области от 24 апреля 2017 года № 221 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области» применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации в районной газете «Кокшеньга» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уточнённые исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Представительного Собрания Тарногского муниципального района Вологодской области от 24 апреля 2017 года № 221 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области» в части включения в границы населённых пунктов села Тарногский Городок, д. Афоновская, д.Жуковская, д. Дор, д. Маклинская, д. Михайловский Бор, д. Новгородская, д. Алферовская, д. Лукинская, д. Слуда, д. Холм Тарногского муниципального района Вологодской области лесных участков:

- в кварталах №№ 12 (выдел 1ч), 13 (выдел 2ч), 14 (выделы 9ч, 10ч, 11ч, 14ч, 15ч), 16 (выдел 34ч), 18 (выдел 16ч), 19 (выделы 1-6), № 21 (выделы 2ч, 3ч, 4ч, 5ч, 6ч, 7, 8), 22 (выделы 1-6, 7ч, 8ч, 9ч, 10ч, 12ч, 22, 23ч, 24, 34ч, 35, 39ч, 40, 41), 23 (выделы 1-3, 6-18, 19ч, 20ч, 21ч), 24 (выделы 1, 2, 7, 8, 13ч, 28ч) колхоза им. Ленина Центрального участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в кварталах №№ 4 (выделы 7ч, 16ч, 25ч, 26ч), 5 (выделы 16ч, 26ч, 28ч), 11 (выделы 1, 6ч, 9, 10ч, 12, 13, 14ч, 20ч, 22, 25ч), 13 (выделы 8ч, 9ч, 10ч, 42ч, 43ч, 74-81) колхоза «Красные Шевденицы» Центрального участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в кварталах №№ 1 (выделы 1, 2ч, 8ч, 9ч, 10ч, 32ч, 35, 36ч), 4 (выделы 5, 8ч, 9ч, 30, 31, 33ч) колхоза «Восход» Центрального участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

в кварталах №№ 24 (выдел 1), 25 (выделы 1-13), 26 (выделы 7ч, 8ч, 9ч, 13, 14) Шебеньгского участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области;

- в квартале № 6 (выдел 1ч) колхоза им. Тимирязева (колхоза «Новый») Тарногского участкового лесничества Тарногского лесничества Вологодской области.

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в печатном средстве массовой информации в районной газете «Кокшеньга» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2018 года.