ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-81/18 от 19.11.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-81/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2018 года г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

с участием прокурора – Мяшиной З.А.

при секретаре – Лакман Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Гостиница «Беккер» к окружному совету депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» об оспаривании в части схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ», утвержденной решением окружного совета депутатов МО «Янтарный городской округ» № 218 от 20 декабря 2017 года,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Гостиница «Беккер» обратилось в суд с административным иском, ссылаясь на то, что правопредшественник ООО «Гостиница «Беккер» - ООО «Юнистрой Комплект» - с 2007 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 39:22:010007:51 площадью 5510 кв.м по ул.Советская,72 в пос.Янтарный Калининградской области, предназначенного под гостиницу. На указанном земельном участке ООО «Юнистрой Комплект» возвело два нежилых здания: здание гостиницы площадью 1216,9 кв.м с кадастровым номером 39:22:010007:430, введенное в эксплуатацию в 2008 году, и нежилое здание площадью 2364,1 кв.м с кадастровым номером 39:22:010007:690, введенное в эксплуатацию в 2013 году. Земельный участок и оба здания, расположенные на этом участке, принадлежат на праве собственности ООО «Гостиница «Беккер» с 21 июля 2017 года. При строительстве зданий гостиницы ООО «Юнистрой Комплект» была проложена в установленном порядке электрическая кабельная линия напряжением 15 кВ (КЛ 15 кВ) в границах земельного участка с кадастровым номером 39:22:010007:51 и на территории из состава земель неразграниченной государственной собственности на площади мастеров в пос.Янтарный. Схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная решением окружного совета депутатов МО «Янтарный городской округ» № 218 от 20 декабря 2017 года, предусматривает 119 проектных мест размещения нестационарных торговых объектов, в том числе проектное место (адрес – «Площадь мастеров» у ДК слева от «Сан Стоун») и проектные места и (адрес – ориентир «Площадь мастеров»). В апреле 2018 года в процессе реализации схемы часть силового кабеля КЛ 15 кВ протяженностью до 40 метров, расположенного за пределами земельного участка с кадастровым номером 39:22:010007:51, перенесена без согласования с собственником электрического кабеля - ООО «Гостиница «Беккер» - на другой участок местности на площади мастеров в пос.Янтарный, в месте первоначальной прокладки части силового кабеля были оборудованы торговые объекты на проектных местах и , а торговый объект на проектном месте возведен в пределах охранной зоны подземного электрического кабеля. С 6 мая 2018 года ООО «Гостиница «Беккер» вынуждено для электроснабжения гостиницы пользоваться резервным источником энергоснабжения. С учетом изложенного ООО «Гостиница «Беккер», ссылаясь на нарушение процедуры принятия оспариваемого правового акта и своих прав при реализации этого акта, просило признать недействующей схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Янтарный городской округ» в части включения в раздел 2 «Основная часть» проектных мест размещения нестационарных торговых объектов , , .

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Янтарный городской округ», индивидуальные предприниматели Лаврусевич В.И., Манчевская Ю.М., Клейменова М.В., Промышляев Р.О., АО «Янтарьэнерго».

Определением суда от 16 октября 2018 года принят отказ ООО «Гостиница «Беккер» от административного иска в части требования о признании незаконным включения в раздел 2 схемы размещения нестационарных торговых объектов проектного места .

В судебном заседании представитель ООО «Гостиница «Беккер» - Снисаренко Н.Н. в остальной части заявленные требования поддержала.

Представители окружного совета депутатов МО «Янтарный городской округ» - Ясюк И.Н., администрации МО «Янтарный городской округ» - Макарчук Т.М., индивидуальные предприниматели Лаврусевич В.И., Манчевская Ю.М., представитель Промышляева Р.О. - Гратий А.М. просили в административном иске отказать.

Представитель АО «Янтарьэнерго» - Геймур А.Н. указал, что частичный перенос кабельной линии от ОП 169-4 до ТП 169-8 не препятствует электроснабжению гостиничного комплекса, принадлежащего ООО «Гостиница «Беккер».

Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований к отказу в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.

Решением окружного совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 20 декабря 2017 года № 218 утверждена новая редакция решения окружного совета депутатов от 31 января 2017 года № 161 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ».

Указанное решение официально опубликовано в выпусках газеты «Наш Янтарный» 22 декабря и 29 декабря 2017 года, а также размещено на официальном сайте муниципального образования «Янтарный городской округ» 25 декабря 2017 года и с этой даты вступило в силу (ч. 1 л.д. 184, т. 2 л.д. 48, 49).

Схема размещения нестационарных торговых объектов состоит из текстовой и графических частей.

В текстовой части схемы размещения нестационарных торговых объектов – в разделе 2 «Основная часть» - содержится таблица «Проектные места размещения», в которой перечислены номера и ориентировочное местоположение 119 проектных мест размещения, в том числе проектное место , адрес – «Площадь мастеров» у ДК слева от «Сан Стоун», и проектное место , адрес – ориентир «Площадь мастеров» (наряду с иными тремя проектными местами с аналогичным местоположением).

В графической части схемы отражено примерное местоположение проектных мест размещения нестационарных торговых объектов, при этом проектные места размещения нестационарных торговых объектов и обозначены за пределами земельного участка ООО «Гостиница «Беккер» на территории общего пользования, ограниченной земельным участком ООО «Гостиница «Беккер», площадью мастеров (территория из состава земель неразграниченной государственной собственности), земельным участком ООО «Строительство и Реконструкция» (на котором расположен комплекс «Шлосс-отель») и автомобильной дорогой общего пользования (т. 2 л.д. 71).

Административным истцом оспаривается текстовая часть схемы размещения нестационарных торговых объектов в части указания в разделе 2 номеров и ориентировочного местоположения проектных мест размещения № 93/67 и № 161/146.

При рассмотрении настоящего административного дела в остальной части схема размещения нестационарных торговых объектов судебной проверке не подлежит (ч. 7 ст. 213 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.

Частью 1 этой статьи предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 2 этой же статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Калининградской области от 28 мая 2010 года № 386 утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области.

Статьей 6 Порядка предусмотрено, что разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов осуществляются органами местного самоуправления, определенными уставами соответствующих муниципальных образований.

Уставом муниципального образования «Янтарный городской округ», утвержденным решением окружного совета депутатов от 24 ноября 2009 года № 66, установлен не исчерпывающий перечень полномочий окружного совета депутатов (статья 33), полномочия по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов не отнесены к исключительной компетенции иных органов местного самоуправления (статьи 44, 46), в связи с чем утверждение представительным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов не противоречит приведенным нормам законодательства.

Из протокола заседания окружного совета депутата МО «Янтарный городской округ» от 20 декабря 2017 года видно, что на заседании присутствовали 9 депутатов при установленной численности – 11 депутатов, решение об утверждении схемы принято единогласно (т. 2 л.д. 1-40).

Таким образом, оспариваемая в части схема размещения нестационарных торговых объектов принята правомочным органом в пределах его компетенции.

Постановлением Правительства Калининградской области от 28 мая 2010 года № 386 «О порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образования Калининградской области» установлено, что со дня опубликования решения о подготовке схемы размещения нестационарных торговых объектов физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов (статья 57 Порядка); схема размещения нестационарных торговых объектов до ее утверждения подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (статья 58 Порядка).

Из материалов дела следует, что решение окружного совета депутатов от 15 ноября 2017 года № 205 о проведении публичных слушаний было официально опубликовано в газете «Наш Янтарный» 17 ноября 2017 года, публичные слушания проведены 30 ноября 2017 года, в публичных слушаниях приняла участие, помимо иных лиц, представитель ООО «Гостиница «Беккер» Снисаренко Н.Н. (т. 1 л.д. 85, т. 2 л.д. 41-46).

До сведения участников публичных слушаний сотрудники администрации МО «Янтарный городской округ» довели, что по сравнению с ранее принятой схемой инвентаризационная ведомость существующих объектов дополняется указанием на принадлежащий ООО «Гостиница «Беккер» нестационарный торговый объект под № 42/60 «летнее кафе», расположенный в парке им.Беккера справа от спуска к морю, а перечень проектных мест размещения нестационарных торговых объектов предлагается дополнить новыми 29 проектными местами, из них 4 – на площади мастеров.

Каких-либо замечаний и предложений от представителя ООО «Гостиница «Беккер» не поступило.

На публичных слушаниях было принято решение о наличии оснований к дополнению проектных мест размещения новыми 29 местами и в целом к утверждению предложенной схемы размещения нестационарных торговых объектов с внесенными изменениями (т. 2 л.д. 47).

Публичные слушания проведены в установленном порядке, право административного истца на участие в публичных слушаниях реализовано.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии схемы в оспариваемой части иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

На основании п.п. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года № 1300
утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Под пунктом 19 в этот перечень включены нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе временные павильоны, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект определен как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Из приведенных положений закона следует, что в целях размещения нестационарных торговых объектов земельные участки не предоставляются, сервитуты не устанавливаются, в связи с чем в схеме размещения нестационарных торговых объектов не отражаются уникальные характеристики проектных мест.

Точное местоположение торговых объектов было определено администрацией городского округа на этапе реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов, что подтверждено показаниями допрошенной в качестве свидетеля главного архитектора МО «Янтарный городской округ» Сенишиной О.Р., пояснениями индивидуального предпринимателя Лаврусевич В.И., которой по договору от 26 декабря 2017 года администрацией городского округа предоставлено право разместить нестационарный торговый объект и которая по договору от 19 июля 2018 года уступила это право индивидуальному предпринимателю Манчевской Ю.М., пояснениями представителя индивидуального предпринимателя Промышляева Р.О., которому по договору от 26 марта 2018 года предоставлено право разместить нестационарный торговый объект , а также представленной ими проектной документацией по размещению объектов.

Поскольку законом не установлено обязательное требование по технологическому присоединению нестационарных торговых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, в схеме размещения нестационарных торговых объектов также не разрешаются вопросы подключения (технологического присоединения) к сетям.

Кроме того, Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области не предусмотрены определенные требования к текстовой части раздела 2 «Основная часть».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что само по себе указание в разделе 2 схемы номеров проектных мест и и их ориентировочного местоположения нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, не противоречит.

На основании п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что после заключения договоров с индивидуальным предпринимателем Лаврусевич В.И. на размещение павильона по реализации сувениров и изделий из янтаря (НТО ) и с индивидуальным предпринимателем Промышляевым Р.О. – на размещение летнего кафе (НТО ) в апреле 2018 года администрация Янтарного городского округа выдала последним разрешения на производство земляных работ при строительстве инженерных коммуникаций, предприниматели выполнили работы по электроснабжению объектов и заключили в последующем с АО «Янтарьэнерго» договоры технологического присоединения (т. 1 л.д. 174-182, т. 2 л.д. 76, 91-92, 77-88, 93, 100, 101).

При этом в апреле 2018 года филиалом АО «Янтарьэнерго» были согласованы ситуационные схемы расположения объектов на местности и план трассы КЛ 15 кВ от ОП169-4 до ТП169-8 для реконструкции КЛ 15 кВ (т. 2 л.д. 77, 99, 146).

Из письменных объяснений АО «Янтарьэнерго» и плана трассы КЛ 15 кВ от ОП169-4 до ТП169-8 видно, что указанным согласованием Промышляеву Р.О., заинтересованному в частичном переносе кабельной линии, согласовано возможное местонахождение переносимой части кабельной линии на предмет отсутствия в данном месте сетей АО «Янтарьэнерго» и указано на необходимость согласования переноса с собственником кабельной линии (т. 2 л.д. 144-146).

Промышляевым Р.О. был заказан рабочий проект выноса участка КЛ 15кВ протяженностью 20 метров от ОП 169-4 до ТП169-8 (т. 2 л.д. 100).

Этот проект реализован и согласно протоколу от 8 мая 2018 года электролаборатории ООО «Энерготехсервис», зарегистрированной в Центральном управлении Ростехнадзора с правом выполнения соответствующих работ, кабельные линии испытательное напряжение согласно требований ПУЭ выдержали (т. 2 л.д. 94-95).

В соответствии с представленной административным истцом топосъемкой от 26 июля 2018 года и заключением специалиста АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» принадлежащий Промышляеву Р.О. (НТО ) объект расположен на месте, где ранее, до переноса сетей, был проложен силовой кабель Кл 15 кВ, принадлежащий ООО «Гостиница «Беккер», а принадлежащий Манчевской Ю.М. (ранее – Лаврусевич В.И.) объект (НТО № 93/67) находится в охранной зоне подземного электрического кабеля (т. 1 л.д. 60-91, 186).

Административный истец в обоснование доводов о нарушении оспариваемым правовым актом своих прав, ссылается на невозможность электроснабжения гостиницы без восстановления кабельной линии, частично перенесенной без согласования с ним.

Также административный истец указывает на свое нежелание осуществить присоединение к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго» в иной, по сравнению с ранее установленной, точкой присоединения.

Однако, как указано выше, в оспариваемой части схемы размещения нестационарных торговых объектов отсутствуют данные, свидетельствующие о размещении проектируемых торговых объектов на территории, занятой силовым кабелем КЛ 15 кВ, либо в его охранной зоне.

Кроме того, статьей 45 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области определено, что проектные места размещения нестационарных торговых объектов могут располагаться только в границах красных линий, т.е. в границах территорий общего пользования, за исключением зон с особыми условиями использования территорий.

К зонам с особыми условиями использования территорий, ограничивающими или запрещающими размещение нестационарных торговых объектов, относятся, помимо иных, охранные зоны инженерных коммуникаций (статья 43 Порядка).

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства с описанием местоположения границ такой зоны и перечня координат характерных точек определяются организацией, которая владеет им на законном основании, и охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах (пункт 6 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160).

Из материалов дела следует, что ни ООО «Юнистрой Комплект», ни его правопреемник ООО «Гостиница «Беккер» мер по установлению охранных зон в отношении подземного электрического кабеля не предприняли, в связи с чем охранная зона электрического кабеля КЛ 15 кВ с момента выполнения в апреле 2009 года проекта на прокладку электрического кабеля и до настоящего времени не установлена.

Таким образом, объективные данные о том, что определенное в схеме ориентировочное местоположение нестационарных торговых объектов и относится к зоне с особыми условиями использования территорий, в деле отсутствуют.

Судом также установлено, что в соответствии с техническими условиями от 20 октября 2008 года, актом от 14 января 2011 года о выполнении технических условий, актом от 25 января 2011 года о технологическом присоединении, договором об осуществлении технологического присоединения от 11 марта 2011 года, актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей , подписанными между АО «Янтарьэнерго» и ООО «Юнистрой комплект», кабельная линия напряжением 15 кВ (КЛ 15 кВ) от ОП 169-4 до ТП 169-8 протяженностью 0,95 км и трансформаторная подстанция ТП 169-8 принадлежат абоненту (в настоящее время – ООО «Гостиница «Беккер»), присоединение к электрической сети объекта должно осуществляться от трансформаторной подстанции ТП 169-8, точка присоединения - на зажимах провода на опоре № 20 ВЛ 15-169 к ТП 169-3, наличие двух точек присоединения не предусмотрено.

К указанной кабельной линии и трансформаторной подстанции ТП 169-8, помимо технологического присоединения гостиничного комплекса «Беккер» по ул.Советская,72 в пос.Янтарный, также присоединены нежилое здание по ул.Советская,65; многоквартирный жилой дом по пер.Парковому,1; нежилое здание ГИМС МЧС по ул.Советская,74.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей у ООО «Гостиница «Беккер» имеется резервный источник электроснабжения – дизельная электроустановка мощностью 103,6 кВт.

По сообщению АО «Янтарьэнерго» субабоненты ООО «Гостиница «Беккер», у которых отсутствует резервный источник питания в виде дизельной электростанции и которые подключены к электрическим сетям через принадлежащую ООО «Гостиница «Беккер» трансформаторную подстанцию ТП 169-8, не отключены от энергоснабжения.

Энергоснабжение субабонентов ООО «Гостиница «Беккер» и, следовательно, гостиничного комплекса ООО «Гостиница «Беккер» до настоящего времени осуществляется надлежащим образом.

Энергоснабжение ООО «Гостиница «Беккер» возможно по постоянной схеме электроснабжения, учитывая, что отключающее устройство расположено в зоне ответственности ООО «Гостиница «Беккер» и принадлежит истцу, который вправе по собственному усмотрению прекратить либо возобновить подачу электрической энергии в точке присоединения на зажимах провода на опоре № 20 ВЛ 15-169.

В том случае, если кабельная линия от ОП 169-4 до ТП 169-8 после частичного переноса сетей отключена, электроснабжение гостиницы «Беккер» (равно как и субабонентов) возможно осуществлять без использования дизельной электростанции посредством существующего присоединения через КЛ 15 кВ протяженностью 0,1 км от ТП 169-17 (т. 2 л.д. 144-145, 147).

Суд также учитывает, что представленное Промышляевым Р.О. заключение электролаборатории от 8 мая 2018 года об исправности кабельной линии после ее частичного (20 метров от общей протяженности 950 метров) переноса не опровергнуто административным истцом.

Ссылки административного истца о необоснованном, в нарушение договорных отношений с АО «Янтарьэнерго», изменении точки присоединения к электрическим сетям, сами по себе не свидетельствуют о нарушении права на электроснабжение гостиничного комплекса, тем более, что АО «Янтарьэнерго» не возражает против подобного технологического присоединения, изменение точки присоединения к электрическим сетям не оказывает никакого влияния на размер платы ООО «Гостиница «Беккер» за потребленную энергию, а точка присоединения к электрическим сетям не является существенным условием договора энергоснабжения от 14 августа 2017 года, заключенного между АО «Янтарьэнерго» и ООО «Гостиница «Беккер» (т. 1 л.д. 196-222).

Таким образом, какие-либо препятствия к электроснабжению принадлежащих ООО «Гостиница «Беккер» объектов отсутствуют.

В случае, если ООО «Гостиница Беккер» причинены убытки в связи с частичным переносом кабельной линии, оно вправе поставить вопрос о защите своего права в порядке арбитражного судопроизводства.

Такое право реализовано ООО «Гостиница «Беккер» путем предъявления соответствующего иска в Арбитражный суд Калининградской области (т. 2 л.д. 168-173).

Принимая во внимание, что оспариваемый правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и не противоречит нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, а также не нарушает прав и законных интересов административного истца, заявленные ООО «Гостиница «Беккер» требования удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ООО «Гостиница Беккер» об оспаривании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ», утвержденной решением окружного совета депутатов МО «Янтарный городской округ» № 218 от 20 декабря 2017 года, в части включения в раздел 2 «Основная часть» проектных мест (адрес – «Площадь мастеров» у ДК слева от «Сан Стоун») и (ориентир – «Площадь мастеров») - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение составлено 23 ноября 2018 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова