Дело № 3а-81/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2019 года гор. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.,
с участием представителя административного истца Сердцевой Н.Е.,
представителей:
административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – Селезнева А.Н.,
Управления Росреестра по Тверской области – Добровольской С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карасевой Е.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения,
установил:
Карасева Е.А. обратилась в Тверской областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей нежилого помещения с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости по состоянию на 23 ноября 2011 года – 1927 502 рубля согласно отчету об оценке № 8447/К от 15 апреля 2019 г.
Административный истец указал, что является собственником указанного объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого существенно превышает рыночную стоимость, чем затрагиваются его права и законные интересы, как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Сердцева Н.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Административный истец Карасева Е.А., представитель заинтересованного лица - администрации городского поселения – города Бежецка Тверской области Платонов С.А., представитель заинтересованного лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области Григорьева Л.Х. просили рассмотреть дело без их участия.
Представители административных ответчиков – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Добровольская С.Б. и Министерства имущества и земельных отношений Тверской области Селезнев А.Н., возражая против заявленных административным истцом требований, ссылались на несоответствие представленного отчета требованиям федеральных стандартов оценки, полагали отчет недопустимым доказательством.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области Григорьева Л.Х. в письменном возражении указала на то, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку определение кадастровой стоимости имущества осуществлялось с применением средних и минимальных удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных нормативным правовым актом заказчика работ по государственной кадастровой оценке. Орган регистрации в соответствии с законодательством не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность средних и минимальных показателей кадастровой стоимости, утвержденных актом органа власти. Учреждение не является государственным органом, осуществляющим функции по государственной оценке недвижимости.
Заслушав пояснения представителей сторон, показания допрошенного в качестве свидетеля оценщика Петрова В.А., исследовав материалы дела, суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Из материалов дела следует, что Карасева Е.А. на основании договора купли-продажи от 29 марта 2013 года является собственником объекта недвижимого имущества:
- нежилого помещения общей площадью 554 кв.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес> с кадастровой стоимостью, определенной по состоянию на 23 ноября 2011 г. в размере 15233443,26 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость нежилого помещения утверждена по состоянию на 23 ноября 2011 года в соответствии с положениями пункта 3.1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости"(действовал до 24 сентября 2018 года).
Кадастровая стоимость помещения административного истца определена путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании (Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 года № 4-нп (ред. от 23 декабря 2013 года) "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области") 27497,19 руб./кв.м * 554 кв.м. = 15233443,26 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Тверской области от 13 ноября 2014 г. № 91-ЗО «О единой дате начала применения на территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2015 года.
Карасева Е.А. как собственник объекта налогообложения и плательщик налога на имущество физических лиц вправе оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества.
В силу ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества, в подтверждение его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке № 8447/К от 15 апреля 2019 года, в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № по состоянию на 23 ноября 2011 г. составила 1927502 рубля.
Оценив представленный отчет о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подлежащими применению федеральными стандартами оценки на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет выполнен оценщиком Петровым В.А., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, включенным в реестр с 04 февраля 2008 года, имеющим необходимые профессиональные познания, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, застраховавшим ответственность при осуществлении оценочной деятельности.
Суд приходит к выводу, что лицо, составившее отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Отчет об оценке содержит необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость.
Оценщиком при определении рыночной стоимости объекта недвижимости использовался сравнительный подход.
Выводы оценщика содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В судебном заседании оценщик Петров В.А. был допрошен в качестве свидетеля, дав пояснения по критическим замечаниям к отчету со стороны административных ответчиков.
Так, по вопросу применения в качестве аналогов зданий, оценщик сослался на характеристику объекта оценки, поскольку нежилое помещение является встроенно-пристроенным помещением на двух этажах с мезонином площадью 554 кв.м, занимает практически все здание.
В отчете содержится указание на стабильность рынка нежилой недвижимости исходя из низкой волатильности этого сегмента рынка на дату оценки.
Определяя удельную стоимость земельных участков коммерческого назначения, оценщиком подобраны близкие по стоимости аналоги, поэтому применение корректировок не требовалось.
Указание в описательной части на использование справочника оценщика за 2014 год является опечаткой, стоимость определялась по периоду 2011 года. Данная опечатка не повлияла на выводы оценщика о рыночной стоимости недвиджимости.
Основания ставить под сомнение показания оценщика, обладающего специальными знаниями и квалификацией в области оценочной деятельности, предупрежденного об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда отсутствуют.
Оценив представленный административным истцом Отчет в совокупности с пояснениями оценщика в судебном заседании, суд признает его допустимым и достоверным доказательством относительно рыночной стоимости недвижимого имущества, поскольку оценщиком даны исчерпывающие пояснения по всем возникшим вопросах, противоречий и нарушений требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на итоговую рыночную стоимость объекта оценки, в отчете не имеется.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы и содержащих сведения об иной рыночной стоимости помещения, суду административными ответчиками в нарушение положений части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено. Ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы для установления иной рыночной стоимости земельного участка участвующие в деле лица не заявили.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества его рыночной стоимости подтверждена доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости, допустимости и достоверности, требования Карасевой Е.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, помещение I, равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 ноября 2011 года в размере 1927502 рубля.
Датой подачи заявления ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения в Тверской областной суд – 16 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тверского областного суда – в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кустов
Решение в окончательной форме принято 26 июня 2019 года.
Председательствующий А.В. Кустов